Гран При Великобритании: обзор гонки от Марка Хьюза
Британский Гран При принес Нико Росбергу вторую победу в нынешнем сезоне. Однако главным событием гонки стала драма с шинами – настолько серьезная, что все в паддоке были вынуждены согласиться: Ф1 нуждается в скорейших переменах. Марк Хьюз анализирует события прошедшего уик-энда
Любимец публики лидировал в домашней для себя гонке, казалось, что у него все под контролем. День был прекрасным и солнечным, и все в мире было прекрасно…
Бум! «Я почувствовал неладное буквально за пару секунд до того, как все случилось, – несколькими часами позже рассказывал Льюис. – На выходе из пятого поворота машина повела себя не так, как обычно. Но я и подумать не мог, что шина вот-вот взорвется – просто ощутил, что что-то не так.
Тут все и произошло. В такой ситуации вы становитесь пассажиром в собственной машине: левая задняя часть словно провалилась вниз, правая передняя поднялась в воздух, а я на пятой передаче и только с двумя колесами на земле пытался удержать ситуацию под контролем».
Хэмилтону пришлось добираться до боксов почти целый круг. Боковая стенка покрышки с надписью Pirelli осталась целой, но отходящие от нее волокна крутились вокруг колеса как огненный фейерверк. С эстетической точки зрения это было даже по-своему красиво, но по сути – просто ужасно. Шел всего восьмой круг гонки, и случившееся оказалось лишь предзнаменованием того, чему еще только предстояло произойти.
Кругом позже на выходе из Stowe Фернандо Алонсо тоже вдруг почувствовал, что правое заднее колесо на его машине начало спускаться. Оно не взорвалось – а если дело к тому шло, то Фернандо повезло с местом, где все началось – прямо перед заездом на пит-лейн. Испанец свернул в боксы и получил свежий комплект жестких PZero.
Проблемы Ferrari не попали в поле зрения широких масс. Со стороны казалось, что они просто немного рановато провели первый из трех запланированных пит-стопов. В гонке можно было использовать тактику как двух, так и трех заездов в боксы – первый вариант теоретически выглядел быстрее, но и второй был вовсе не критичен в случае чрезмерного износа левого переднего колеса, который вынуждал сделать дополнительную остановку.
Но та же беда вскоре случилась на второй Ferrari Фелипе Массы – и на этот раз у всех на глазах, как и у Хэмилтона – более того, почти в том же месте. Бразилец отлично стартовал и шел четвертым. Задняя левая шина на его F138 живописно взорвалась после левого поворота Aintree, когда Масса перешел на пятую передачу и начал разгон по прямой Wellington. Красную машину закрутило, и Фелипе вынужден был на трех колесах добираться до боксов.
К этому моменту Чарли Уайтинг уже знал, что у Алонсо тоже была проблема с резиной – то есть, за два круга произошли три прокола. Уайтинг всерьез думал о том, чтобы остановить гонку красными флагами, ведь еще в субботу с утра левое заднее также взорвалось на McLaren Серхио Переса на выходе из Copse.
Легко сказать ‘остановить гонку’ – но дальше-то что? 120 тысяч болельщиков заплатили приличные деньги, чтобы посмотреть соревнования. В такой ситуации не очень хочется оказаться на месте Чарли. А ведь еще свежи воспоминания об истории с тестами Mercedes в Барселоне и последующем Трибунале FIA – едва ли кто-то будет утверждать, что между ними нет никакой взаимосвязи.
Специалисты Pirelli уже несли в свои боксы жалкие остатки поврежденных задних шин в безымянных черных мешках на поспешное «вскрытие». Командам же пока посоветовали несколько поднять внутреннее давление и попросить пилотов держаться подальше от бордюров.
Пока Хэмилтон прекрасно стартовал с поула и начал уходить в отрыв, Нико Росберг на втором Mercedes начал гонку не так уверенно – его сразу опередил Себастьян Феттель на Red Bull. Однако неудачный старт Нико не идет ни в какое сравнение с провалом Уэббера. «Какого черта произошло?» – чуть позже попытался выяснить у своей команды австралиец. После нескольких неплохих стартов на предыдущих этапах Марк вновь по какой-то загадочной причине потерял на первых же метрах заезда массу позиций.
К Abbey он оказался зажат в клещи между более быстрыми машинами Алонсо и Ромена Грожана. Lotus зацепил переднее крыло Red Bull, и в воздух полетели красно-синие карбоновые «щепки». Уэббер оказался за пределами трассы и потерял еще несколько мест, а весь остальной пелетон устремился а правому повороту Village. Теперь Марк был уже 14-м, и шансы на успех в последнем в его карьере Гран При Великобритании казались весьма призрачными. Но этой гонке не было суждено пройти по обычному сценарию…
Хэмилтон после вынужденной остановки начал прорываться вперед. В этот раз ему не требовалось проявлять чрезмерную заботу о резине. Комплекты Medium и Hard выглядели достаточно жесткими, но – на всякий случай – в Mercedes все же запланировали три пит-стопа (стараясь минимизировать продолжительность каждого отрезка) и решили сделать ставку на самый жесткий состав, которого у каждого из их пилотов было по три неизрасходованных комплекта.
«Мы решили не экономить резину и хотели посмотреть, что это нам даст, – сказал Росс Браун. – На прошедших этапах мы иногда выбирали оборонительную тактику, и это приносило вред. Поэтому на этот раз было принято решение проводить гонку в атакующей манере».
В Red Bull Racing тем временем склонялись к теоретически более быстрой тактике с двумя пит-стопами, но были готовы при необходимости также перейти на схему с тремя остановками, если бы вдруг выяснилось, что передняя резина изнашивается быстрее, чем прогнозировалось.
К концу первого круга Хэмилтон создал отрыв в 0,8 секунды. На прямых скорость Mercedes была выше, чем у Red Bull – более того, серебристая машина почти не проигрывала в поворотах. На выходе из поворота Club на стартовую прямую Mercedes демонстрировала отличное сцепление с трассой, так же было и в секции Luffield и у старых боксов по пути к Copse.
Британские флаги развивались на ветру, и болельщики с радостью наблюдали за тем, что и хотели видеть. Правда, вначале также чувствовалось и некое разочарование от того, что на пятом круге Дженсона Баттона обошел его товарищ по McLaren Серхио Перес, а потом еще и пытающийся отыграть позиции Уэббер.
Дженсон был одним из шести пилотов, кто стартовал на более жестком типе резины. Он никак не мог прогреть их, из-за чего в итоге шины на передних колесах начали гранулироваться.
Алонсо же, напротив, вдруг обнаружил, что баланс его машины стал ощутимо лучше, чем во время прохладной квалификации – потому испанец стремился отыграться за слабое начало гонки.
«Мне невероятно повезло, что я не потерял переднее крыло, когда заблокировал колеса в первом повороте», – признался Фернандо. На втором круге на выходе из Woodcote он прошел Ромена Грожана в борьбе за восьмое место. На Lotus возникли сложности из-за разрушения передней резины, вызванного повреждением переднего антикрыла, полученным во время контакта с машиной Уэббера. Вскоре Ромену пришлось ехать в боксы за свежим комплектом шин.
К пятому кругу преимущество Хэмилтона над Феттелем составляло уже более двух секунд – то есть соперник не мог использовать DRS. Более того, если бы немец поехал на пит-стоп, Льюис мог бы повторить такой маневр на следующем круге и не потерять лидирующую позицию.
Льюису нужно было всего лишь поддерживать комфортный отрыв. Но тут-то и взорвалась шина. Пока британец почти целый круг полз до пит-лейна, крутящиеся ошметки резины к тому же разрушали днище. В боксах он получил свежий комплект Hard и вернулся на трассу последним.
На первой позиции оказался Феттель, опережавший Росберга на пару секунд – они оба довольно быстро уезжали от шедшего третьим Адриана Сутиля. За Force India собрался целый караван машин, что лишь добавляло преимущества двум лидерам.
Ну а дальше начался уже настоящий кошмар от Pirelli. К этому моменту первая десятка проводила первые плановые пит-стопы, позиции немного поменялись – Алонсо обошел Райкконена и вышел на четвертое место, а Грожан из-за раннего заезда в боксы также опередил напарника – но было понятно, что из-за поврежденного крыла Ромен будет только сдерживать Кими.
В Red Bull Racing изучили комплект резины, снятый с машины Феттеля, и также обнаружил многочисленные порезы на левой задней шине. «Нам очень повезло, – сказал Кристиан Хорнер, – налицо были все признаки, что она неминуемо взорвалась бы в самом скором времени». Команда еще раз напомнила Феттелю, чтобы он держался подальше от бордюров.
И именно в тот момент, когда чемпион выслушивал эти инструкции с капитанского мостика, на Toro Rosso Жана-Эрика Верня, которому еще только предстояло ехать в боксы, и который разогнался уже до скорости 290 км/ч на прямой Hangar, взорвалась шина. Произошло это прямо перед парой Lotus, которая в этот момент по приказу из боксов должна была обменяться позициями. Огромный ошметок резины отлетел прямо в шлем Райкконена, но, к счастью, не причинил ему вреда.
На трассу выехала машина безопасности, так как необходимо было собрать валявшиеся на разных участках остатки четырех взорвавшихся шин.
Сюжет разворачивался похлеще, чем в Индианаполисе в 2005 году. Судейский автомобиль водил за собой пелотон на протяжении семи кругов, чтобы дать время специалистам Pirelli обработать как можно больше информации.
Было похоже, что все проколы произошли из-за повреждения внутреннего плеча – закругленного участка, связывающего протектор с боковой стенкой. Вся надежда была на то, что теперь пилоты предупреждены о возможной опасности, а в новых комплектах, которые они получили в боксах, давление воздуха уже было выше. Кроме того, по ходу гонки объем топлива в баках неизбежно уменьшается, потому проблем должно стать меньше. Они и впрямь прекратились – на какое-то время.
После семи кругов за машиной безопасности все получили теоретическую возможность перейти на тактику двух пит-стопов. Но так как во всех командах, что неудивительно, хотели сократить продолжительность отрезков – все случилось как раз наоборот, и большинство решили делать три остановки для смены шин.
На рестарте Феттель и Росберг беспрепятственно уехали вперед, вновь создав приличное преимущество над Сутилем, за которым вновь оказались заперты Алонсо, Райкконен, Грожан и Даниэль Риккардо на Toro Rosso.
Среди тех, кто прорывался наверх, стоит отметить Уэббера, на машине которого во время заезда в боксы сменили носовой обтекатель – австралиец провел захватывающую дуэль с Пересом за девятую позицию. Пол ди Реста при старте с последнего ряда уже вышел на 11-е место, а Хэмилтон шел 14-ым и готовился обогнать обоих пилотов Sauber.
Затем Льюис также очень красиво сошелся в дуэли с ди Рестой. Он прекрасно проводил гонку на поврежденной машине, но вряд ли это его на тот момент сильно радовало.
«Я знал, что шина может взорваться в любой момент, – признался пилот после финиша, – впервые в моей гоночной карьере мне пришлось переживать из-за этого».
Масса все еще был среди замыкающих пелотон, однако автомобиль безопасности помог ему сократить 15-секундное отставание от ближайшего соперника, что вскоре позволило гонщику Ferrari отыграть несколько мест у соперников на более слабой технике. Фелипе тоже знал, что проблемы с шинами могут повториться в любой момент, но «возложил все надежды на Господа Бога». Собственно всем, даже атеистам, только это и оставалось делать…
На 29-м круге случился очередной прокол – на это раз передняя права шина взорвалась на Sauber Гутьерреса на входе в Stowe, повредив переднее крыло, осколки которого разлетелись по трассе.
Прошла вторая волна пит-стопов, позиции изменились незначительно. В Lotus решили остановиться раньше, чтобы получить преимущество в за счет более меньшего износа резины на их машине.
В результате этого, а также благодаря хорошему темпу на свежем комплекте, Райкконен смог переиграть Алонсо и Сутиля и выйти на третье место. В дальнейшем Адриана, которому на кругах до и после остановки явно недоставало скорости, также опередили и Фернандо с Уэббером.
Хэмилтон перед своим вторым пит-стопом забрался довольно высоко и успел побороться с Райкконеном и Алонсо, порадовав болельщиков, расположившихся между Luffield и Copse. А на 35-м круге Уэббер – уже в реальной борьбе за позицию – обошел Алонсо при помощи DRS на прямой Hangar.
В Red Bull Racing все еще придерживались плана с двумя остановками для Феттеля, тем не менее, они рисковали, оставляя Себастьяна на трассе – так как не знали, пойдет ли теперь Росберг на три пит-стопа или нет.
В принципе, если что, у них была возможность ответить. Но дилемма разрешилась сама собой как раз в тот момент, когда шедший четвертым Алонсо отправился в боксы. Как только Росберг проехал мимо заезда на пит-лейн, расположенного между Stowe и Club, он вдруг почувствовал неожиданные вибрации. Он сразу же связался по радио с командой, и они увидели проблему с задней левой шиной.
В тот же самый момент Феттель собирался понизить передачу перед Club, но машина потеряла тягу. Ему пришлось запарковаться под возгласы зрителей у внешней стенки пит-лейна. Так как место это весьма опасное, на трассу вновь выехал автомобиль безопасности. Всем пришлось снизить скорости, благодаря чему Росберг потерял не так и много времени, пока добирался до боксов с поврежденной шиной.
Его преимущество над шедшим вторым Райкконеном было столь велико, что после пит-стопа немец смог вернуться на трассу лидером. Остановись Феттель чуть раньше и с другой стороны – там, где его машину было бы легко убрать, – Кими получил бы шанс выиграть гонку, а Росберг бы потерял гораздо больше, добираясь до боксов.
А так получилось, что Нико сэкономил время, а вдобавок получил свежий комплект Hard, на котором спокойно мог ехать до финиша. Из-за машины безопасности и у остальных опять остро встал вопрос: оставаться на трассе и за счет этого сохранить или, может быть, даже отыграть позицию, ведь до финиша всего девять кругов – или же отправиться в боксы за новой резиной, чтобы потом получить возможность обогнать тех, кто не стал заезжать? Очевидного ответа на этот вопрос не было.
Остаться решили Райкконен, Сутиль и Риккардо – соответственно они заняли вторую, третью и четвертую позицию. Уэббер решил провести пит-стоп и опустился на пятое место впереди двух пилотов McLaren, которые также предпочли не посещать боксов.
Чем дольше автомобиль безопасности оставался на трассе, тем больше ситуация играла на руку тем, кто решил не останавливаться. Уэббер рвался в бой, но потребовалось время, чтобы убрать с трассы остановившуюся машину Феттеля. Пелотон до 45-го круга вынужден был ехать за SLS Бернда Майландера – то есть у тех, кто поставил новую резину, оставалось всего семь кругов, чтобы постараться обойти соперников, оставшихся на старой резине.
Завершение драматичной во всех отношениях гонки стало весьма захватывающим. Уэббер прошел Риккардо в Brooklands, а кругом позже повторил маневр в борьбе с Сутилем.
Алонсо смог раньше Баттона нырнуть в Copse и оказался в зоне аэродинамического разрежения позади Переса на прямой Hangar. И тут на McLaren мексиканца взорвалась задняя левая шина.
Фернандо среагировал мгновенно. На скорости 290 км/ч он отрулил вправо, что создало боковую перегрузку в 3,6 g. Перес заковылял в боксы, но в итоге команда решила, что он не будет продолжать гонку, так как днище получило сильные повреждения. В Lotus также выбрали тактический сход для Грожана – его переднее крыло было сильно повреждено разбросанными по трассе ошметками резины.
Уэббер теперь наседал на Райкконена, а Алонсо на Сутиля . Марк обошел лидера Lotus в Copse, а Фернандо опередил пилота Force India в Club. Хэмилтон тоже подобрался близко к группе лидеров – за счет машины безопасности он также смог сократить отставание. Британец в свою очередь оставил позади Сутиля, выйдя пятое место – и бросился вдогонку за Алонсо.
В конце 48-го круга Уэббер отставал от идущего вторым Росберга всего на 1,3 сек – и делал все, чтобы получить возможность использовать DRS. Но Росберг мог отвечать на скорость Марка – его Hard был на несколько кругов свежее, чем Meduim австралийца. Так что на последних кругах Нико смог сохранить отрыв, что позволило ему одержать третью в карьере победу. Во многом ему помогло везение, но и сам он выглядел молодцом.
Зрители очень порадовались второму месту Уэббера в последнем для него Гран При Великобритании, а Алонсо прошел Райкконена, а затем сдержал натиск Хэмилтона: наградой за уверенное выступление ему стало третье место.
Кими был расстроен, финишировав пятым, а Масса на последних кругах опередил оставшихся на изношенной резине Сутиля и Риккардо, потому оказался очень доволен шестой позицией. Очковую десятку замкнули ди Реста и Хюлькенберг – Баттон оказался за её пределами, так как после рестарта уже и не смог прогреть изношенные шины.
После гонки, поговорив с несколькими пилотами, мы решили дойти до поворота Aintree, который выводит на прямую Wellington. На внутренней части бордюра – именно там, где оказывается внутреннее плечо задней левой шины – были видны острые закраины, а на них невооруженный глаз легко находил черные следы от резины. Затем мы пошли в последнюю часть связки Becketts.
За внешним бордюром, сначала немного выше его, затем спускаясь ниже к концу, есть пара небольших решетчатых блоков из бетона. Здесь тоже были легко отыскивались многочисленные следы резины. А там, где бетон опускался ниже уровня поребрика, внутреннее плечо тоже могло получить повреждение. В принципе, резина должна выдерживать такую нагрузку – но, по крайней мере, стало понятно, почему именно в Сильвестоуне мы увидели столько проколов.
«Это недопустимо», – прокомментировал ситуацию Масса. Он хорошо знает, к чем могут привести летящие навстречу обломки. Все это вышло за рамки соревнований и за рамки большой политики. Будем надеяться, что случившееся в Сильверстоуне подвигнет всех к какому-то правильному решению.