Honda уходит из Ф1. Это удар по Red Bull, но ещё больше – по Формуле 1
Решение японцев стало шоком для всего паддока...
Компания Honda объявила о закрытии своей программы в Формуле 1 по окончании следующего сезона. Как заявили японцы, причиной такого решения послужило желание компании «достичь углеродной нейтральности к 2050 году». Это ставит Red Bull Racing и AlphaTauri в крайне невыгодное положение: накануне перехода на новый технический регламент обеим командам придётся искать нового поставщика моторов. А вариантов крайне мало.
Ещё одна жертва пандемии
Решение Honda стало шоком. Во многом уход японцев связан с разразившимся в этом году коронакризисом — расходы пришлось сокращать, и программа Формулы 1 не вошла в число приоритетов компании. При этом, не сыграли роли ни прогресс последних лет, ни даже победы Макса Ферстаппена и Пьера Гасли. Т.е. уходит Honda, находясь куда на более высоком уровне, чем в 2008-м, когда японцы избавились от заводской команды.
Для Red Bull Honda была не только поставщиком моторов, но и полноценным техническим партнёром — австрийцы очень многое сделали для того, чтобы отношения двух компаний были продуктивными и взаимовыгодными. Однако теперь команде предстоит найти нового поставщика, и он совершенно точно не будет работать с Red Bull столь же плотно.
Дело в том, что современные моторы Формулы 1 с их гибридной составляющей невероятно сложны, на разработку такой силовой установки требуется много времени и денег. Предполагалось, что при разработке нового регламента силовые установки сделают проще, чтобы привлечь новых производителей, но в 2022 году двигатели останутся примерно такими же, как сейчас, а значит, вероятность прихода новой марки стремится к нулю.
После ухода Honda в Формуле 1 останется только три производителя моторов — Ferrari, Mercedes и Renault. Ferrari и Mercedes, когда Red Bull в прошлый раз осталась без двигателей, отказались поставлять команде моторы актуальной спецификации и предлагали лишь прошлогодние модели, а отношения с Renault завершились крупным скандалом с публичными препирательствами.
В Red Bull прокомментировали уход Honda из Формулы 1
Red Bull в неудобном положении
Сейчас, впрочем, ситуация иная. Во-первых, правила обязывают производителей поставлять клиентам моторы аналогичные тем, что используют заводские команды. Во-вторых, Renault добилась прогресса по сравнению с теми годами, когда французы поставляли Red Bull маломощные турбо-V6. В теории Red Bull могла бы договориться с каждым из трёх поставщиков (будем исходить из предпосылки, что к концу 2021 года и у Ferrari будет конкурентоспособный мотор), проблема однако в том, что в Милтон-Кинсе не без оснований считают, что бороться за титул можно лишь будучи заводской командой, а теперь такого статуса у австрийцев не будет.
Кроме того, наиболее реалистичным вариантом для Red Bull сейчас выглядит возвращение к Renault — французы лишились последнего клиента (McLaren со следующего года переходит на моторы Mercedes), но в последних гонках демонстрируют явный прогресс (в четырёх последних гонках команда набрала 63 очка — больше только у Mercedes). Но Renault со следующего года будет развивать бренд Alpine, в команду приходит Фернандо Алонсо, а значит, у проекта чемпионские амбиции. Другими словами, столь же плотного взаимодействия, как было у Red Bull с Honda, с французами не выйдет.
Уход Honda сильно бьёт и по AlphaTauri. После перехода на японские моторы команда из Фаэнцы добилась статуса сестринской, и это было логично, поскольку оба коллектива работали заодно и вместе помогали развивать силовую установку. Но какой в этом смысл, если двигатель теперь будет строить по своему собственному усмотрению Renault (или любой другой поставщик)?
AlphaTauri может быть полезной для Red Bull с точки зрения квот на работу с аэродинамикой — исследования в этой области ограничены, чтобы сделать борьбу более плотной. Но стоит ли это содержания отдельной команды? Так или иначе, почти наверняка AlphaTauri снова станет младшей командой, а Red Bull придётся начинать всё заново с новым поставщиком моторов.
Франц Тост: Очень жаль, что Honda уходит
Что будет с пилотами?
Уход Honda ослабляет позиции Red Bull, а слухи о желании Макса Ферстаппена перейти в Mercedes, которые ходили и ранее, теперь будут муссироваться куда активнее. Такое развитие событий не выглядит невероятным на фоне того, что Льюис Хэмилтон и Тото Вольф до сих пор не продлили контракты с командой, и, по слухам, она вообще может быть перепродана одному из спонсоров. Правда, далеко не факт, что, будучи Ineos, команда сможет выступать на том же уровне, что и Mercedes. В любом случае, уверенности в том, что в ближайшее время Red Bull сможет бороться за чемпионство становится меньше.
В то же время уход Honda никак не скажется на позициях Даниила Квята в AlphaTauri. Россиянин второй год подряд смотрится не так ярко, как Пьер Гасли, в то же время Юки Цунода действительно очень быстр и является на данный момент лучшим дебютантом Формулы 2 этого года. С политической точки зрения переход японца в Формулу 1 для Red Bull уже не так важен, однако по-прежнему актуален вопрос его чистой скорости: Юки чрезвычайно талантлив.
Что до Пьера Гасли, то после сильных выступлений в этом году акции француза взлетели, и в будущем он почти наверняка сможет найти себе место в команде уровня Renault или McLaren — как это удалось Сайнсу и Риккардо. А вот позиции Алекса Албона становятся всё менее прочными: таец второй год подряд разочаровывает на фоне Ферстаппена, и хотя порой он выдаёт относительно неплохие гонки, по большей части он намного медленнее напарника.
С одной стороны, место Албона в Red Bull никак не связано с Honda, с другой — на фоне масштабных изменений в команде Алекс из-за своих слабых результатов может оказаться лишним звеном.
Ральф Шумахер: Red Bull может купить активы Honda и строить мотор самостоятельно
Удар для Формулы 1
Решение Honda об уходе стало большой неожиданностью для всей Формулы 1. Японцы вернулись в чемпионат всего пять лет назад и после неудач с McLaren наконец начали побеждать с Red Bull — победа на Гран При Австрии прошлого года стала для Honda первой за 13 лет.
При этом, весь паддок живёт в ожидании нового регламента, который должен сделать борьбу более плотной и непредсказуемой — даже Фернандо Алонсо решил вернуться в надежде на шанс выигрывать гонки в 2022 году. Это немного напоминает конец 2008 года, когда Honda на фоне слабых результатов заводской команды и экономического кризиса свернула программу, а на следующий год созданная на её останках BrawnGP выиграла чемпионат.
В то же время далеко не исключено, что дальнейшее развитие событий окажется лишь на руку Red Bull Racing — вдруг у нового поставщика окажется весьма неплохой мотор, а инженерам удастся построить отличное шасси. Тогда в 2022 году австрийцы вновь окажутся среди лидеров. Пока рано списывать экс-чемпионов со счетов, хотя они действительно оказались в неудобном положении.
Однако больше всего уход Honda бьёт по Формуле 1. В чемпионате остаётся лишь три производителя двигателей — это очень мало для первенства такого уровня. Кроме того, сам факт ухода столь крупной компании — удар по престижу чемпионата, не говоря уже о сотнях миллионах долларов, которые Honda инвестировала в программу. Регламент на двигатели в 2022 году не изменится, а значит, ждать новых производителей не приходится. И этот статус-кво сохранится до 2025-2026 годов.