От Порту до Портимана: 12 самых крутых Гран При Португалии

Дмитрий Захарченко
22 октября в 9:23
Фото: youtube.com/formula1

В предстоящий уик-энд состоится первая за без малого четверть века гонка Формулы 1 в Португалии — этап примет автодром Альгарве

Предстоящий Гран При Португалии станет 17-м в истории Формулы 1, однако для Портимана это будет дебют. Впервые гонка в Португалии вошла в зачёт чемпионата мира в 1958-м — заезды тогда проходили на трассе в Порту, но в 1959-м временно сменила прописку на парк Монсанто близ Лиссабона. Впрочем, в конце 50-х Гран При Португалии проходил лишь трижды, а основная часть истории этого этапа связана с Эшторилом.

1995: первая победа Култхарда

В истории Гран При Португалии было немало аварий и одна из крупнейших произошла в сезоне-1995: Юкио Катаяма сместился в сторону Луки Бадоера, произошло столкновение, а Tyrrell японца взлетел в воздух и несколько раз перевернулся. После аварии Катаяма два дня провёл в больнице.

Первым же финишировал Дэвид Култхард. Молодой шотландец, который лишь год назад заменил погибшего Сенну в Williams, опередил Шумахера на семь секунд, а Хилла — на 22. 24-летнего ДиСи впереди ждут ещё 13 сезонов в Формуле 1 и 12 побед в Гран При.

Первая победа Култхарда © twitter.com/williamsracing
Первая победа КултхардаФото: twitter.com/williamsracing

1994: Алези выбил круговой

Гонка в Эшториле сезона-1994 завершилась уверенным дублем Williams: Хилл победил, Култхард финишировал вторым и впервые поднялся на подиум, а третьим стал Мика Хаккинен на McLaren. Финну, правда, очень повезло со сходом Жана Алези — когда француз гнался за Williams, отстававший на круг Дэвид Брэбэм, не заметил атаку Ferrari, «закрыл калитку» и выбил одного из лидеров гонки.

Самый недооценённый чемпион. Титулу Дженсона Баттона 11 лет

1993: вылет Бергера с пит-лейна

В 1993 году на Гран При Португалии в одну из крупнейших аварий в карьере попал Герхард Бергер: на выезде с пит-лейна на его Ferrari треснула подвеска, и машина полетела поперёк трассы в отбойник, едва не забрав с собой Footwork Дерека Уорика. К слову, тремя кругами ранее, зацепив обочину, в пит-уолл влетел McLaren Мики Хаккинена — Эшторил не прощал ошибок.

Победил в 1993 году Михаэль Шумахер, а вторым финишировал Ален Прост — за два этапа до окончания сезона француз завоевал свой четвёртый чемпионский титул. В тот момент похвастаться подобным достижением могли лишь француз да Хуан-Мануэль Фанхио. В конце того года Прост завершил карьеру непобеждённым.

1992: авария Патрезе и Бергера

Гран При Португалии в первую очередь запомнился столкновением Риккардо Патрезе и Герхарда Бергера. Патрезе ехал аккурат позади соперника, когда тот начал сворачивать на пит-лейн и тормозить, но итальянец не успел среагировать и налетел на McLaren. У Патрезе оторвалось колесо, и он сошёл с дистанции за 28 кругов до финиша. А вот Бергер умудрился доехать до финиша и даже занял второе место.

Победу же одержал Найджел Мэнселл, у которого с Эшторилом были крайне непростые отношения. Британец семь семь раз стартовал на Гран При Португалии и в них одержал три победы, трижды сходил с дистанции и дважды был дисквалифицирован. Найджел, таким образом, был здесь либо первым, либо никаким.

«Может, у него никогда не было секса?» Лучшие цитаты Кими Райкконена

1991: у Мэнселла оторвалось колесо

Мэнселл, к примеру, был дисквалифицирован в 1991-м. Найджел стартовал четвёртым, но тут же опередил Сенну, а вскоре оставил позади и Бергера, прорвавшись на вторую позицию. На 18-м круге Мэнселл догнал Патрезе, опередил напарника и возглавил заезд — всё шло к очередной победе британца. Пока на 29-м круге Найджел не заехал на пит-стоп — механики плохо прикрутили колесо, и оно отвалилось на выезде с пит-лейна, едва не покалечив персонал других команд. Механики Williams добежали до машины, поменяли колесо, однако подобные манипуляции запрещены за пределами ограниченной зоны.

Мэнселл вернулся на трассу 17-м и за тридцать кругов прорвался на шестую строчку, но судьи в итоге вывесили чёрный флаг и сняли машину с гонки за нарушение правил. Победу же — в пятый раз в карьере – одержал Риккардо Патрезе, и это, к слову, была 50-я победа в истории Williams и 30-я — для моторов Renault.

1989: Мэнселл выбивает Сенну

Гонка 1989 года в Эшториле завершилась грандиозным скандалом: Найджел Мэнселл выбил Айртона Сенну, хотя британцу к этому моменту показали чёрный флаг и обязали сойти с дистанции. Дело в том, что, заезжая в боксы, Мэнселл промахнулся мимо механиков, но включил заднюю передачу и на ней вернулся на положенную позицию — эти действия строго запрещены правилами, и Найджелу показали чёрный флаг. Но Мэнселл его проигнорировал, догнал Сенну и пошёл в чрезвычайно оптимистичную атаку, после которой оба гонщика застряли в гравии.

«Я догонял Сенну, и в этот момент мне был показан чёрный флаг, — прочитал по бумажке на специальной пресс-конференции Мэнселл. — Я не видел никаких флагов, поскольку был занят борьбой за второе место. Всё просто». «Он ещё на пит-лейне знал, что его снимут — ты просто не можешь ехать задним ходом на пит-лейн, и он знает это, — сказал Сенна, не поверивший в объяснения Найджела. — Единственное, чего я не понимаю, это как он мог, будучи снятым с гонки, атаковать так, не думая о том, что может случиться с другими».

Победу тогда одержал Герхард Бергер.

В «Зелёном аду» и не только: 12 самых крутых гонок на Нюрбургринге

1988: дуэль Проста и Сенны

Сезон-1988 был для Сенны первым в McLaren, однако он сразу же навязал борьбу более опытному Просту и в первых двенадцати гонках существенно опережал напарника по числу выигранных гонок — 7:4. Временами, однако, Ален был быстрее — и так и произошло в Эшториле. Сенна удержался впереди на старте, но уже на втором круге Прост, выехав из воздушного мешка позади напарника, поравнялся с ним на стартовой прямой. Бразилец до конца выжимал Проста в пит-уолл, оставив минимум места, однако тот сумел проскочить вперёд. Француз в итоге победил, но был в ярости.

1987: завал и новый рекорд

Гонке 1987 года пришлось стартовать дважды — на первом круге произошёл завал с участием восьми пилотов. Всё началось с контакта между Пике и Альборето в середине пелотона, после чего в результате цепной реакции в аварию попали Дерек Уорик, Сатору Накадзима, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Филипп Альо, Рене Арну и Адриан Кампос. Гонку остановили, но позже заезд рестартовал — почти все участники инцидента вернулись на трассу, лишь Даннеру не хватило запасного автомобиля, который забрал Брандл.

Победу же — 28-ю в карьере — завоевал Ален Прост, и это был новый рекорд (ранее первую строчку удерживал Джеки Стюарт). В общей сложности Прост выиграл за свою карьеру 51 Гран При и удерживал рекорд более 14 лет, пока в сентябре 2001-го его не побил Михаэль Шумахер.

Шумахер против Хэмилтона. Сравниваем карьеры двух великих чемпионов

1986: Кубок конструкторов Williams

Гран При Португалии 1986 года выиграл Найджел Мэнселл, опередивший Сенну на старте. На последнем круге у Айртона кончилось топливо, а потому на третью строчку поднялся партнёр Мэнселла по Williams Нельсон Пике. 13 очков, которые Мэнселл и Пике набрали в Эшториле, хватило, чтобы команда за два этапа до конца сезона обеспечила третий Кубок конструкторов в своей истории. Мэнселл же вышел в лидеры чемпионата, но в финале сезона — на знаменитом Гран При Австралии — оба Williams сошли из-за проколов.

Четыре чемпиона мира на Гран При Португалии 1986 года © twitter.com/williamsracing
Четыре чемпиона мира на Гран При Португалии 1986 годаФото: twitter.com/williamsracing

1985: первая победа Сенны

Гонка 1985-го стала одной из классических в истории Формулы 1 — в условиях сильнейшего ливня Айртон разгромил весь пелотон и выиграл свой первый Гран При. «В какой-то момент я перестал считать, сколько раз едва не вылетел, — признался бразилец после гонки. — Мне повезло, что удалось удержать машину».

Для Lotus это была первая за три года победа — когда Элио де Анжелис выиграл гонку в Австрии, Сенны ещё не было в Формуле 1. В следующие три года Сенна выиграет для Lotus ещё шесть гонок, после чего перейдёт в McLaren и станет чемпионом, ну а для некогда великой британской команды его победы станут последними.

1984: Лауда выиграл титул с разницей в пол-очка

В 1984 году Португалия вернулась в календарь после долгого перерыва и приняла финал чемпионата. За титул сражались два пилота McLaren: Ники Лауда и Ален Прост. В Эшторил лидером приехал Лауда — он на 3,5 очка опережал француза, но в квалификации и гонке сильнее был Прост. Ален вырвался в лидеры на девятом круге, после чего лидировал вплоть до самого финиша и завоевал свою 16-ю победу. Лауда же на протяжении 50 кругов (из 70) не мог подняться выше третьего места и упускал титул, но на 52-м круге из-за отказа тормозов вылетел Мэнселл. Австриец в итоге поднялся на вторую строчку и с отрывом в 0,5 очка опередил Проста в общем зачёте и в третий раз выиграл чемпионат мира.

Для Мэнселла это была последняя гонка с Lotus. Он ещё до старта просил у команды поставить другие тормоза, но руководитель команды Питер Уорр отказал.

Honda уходит из Ф1. Это удар по Red Bull, но ещё больше – по Формуле 1

1960: второе чемпионство Брэбэма

На Гран При Португалии 1960 года (тогда этап проходил в Порту) уверенную победу — с отрывом в минуту! — одержал Джек Брэбэм. Этот успех принёс ему второе чемпионство — через шесть лет он в третий раз возьмёт титул, на собственной притом машине! В 60-м же он выступал на Cooper, второе место, к слову, занял его партнёр по команде Брюс Макларен, ну а третьим стал новичок из Lotus по имени Джим Кларк — 24-летний парень впервые поднялся на подиум.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle