От Порту до Портимана: 12 самых крутых Гран При Португалии
В предстоящий уик-энд состоится первая за без малого четверть века гонка Формулы 1 в Португалии — этап примет автодром Альгарве
Предстоящий Гран При Португалии станет 17-м в истории Формулы 1, однако для Портимана это будет дебют. Впервые гонка в Португалии вошла в зачёт чемпионата мира в 1958-м — заезды тогда проходили на трассе в Порту, но в 1959-м временно сменила прописку на парк Монсанто близ Лиссабона. Впрочем, в конце 50-х Гран При Португалии проходил лишь трижды, а основная часть истории этого этапа связана с Эшторилом.
1995: первая победа Култхарда
В истории Гран При Португалии было немало аварий и одна из крупнейших произошла в сезоне-1995: Юкио Катаяма сместился в сторону Луки Бадоера, произошло столкновение, а Tyrrell японца взлетел в воздух и несколько раз перевернулся. После аварии Катаяма два дня провёл в больнице.
Первым же финишировал Дэвид Култхард. Молодой шотландец, который лишь год назад заменил погибшего Сенну в Williams, опередил Шумахера на семь секунд, а Хилла — на 22. 24-летнего ДиСи впереди ждут ещё 13 сезонов в Формуле 1 и 12 побед в Гран При.
1994: Алези выбил круговой
Гонка в Эшториле сезона-1994 завершилась уверенным дублем Williams: Хилл победил, Култхард финишировал вторым и впервые поднялся на подиум, а третьим стал Мика Хаккинен на McLaren. Финну, правда, очень повезло со сходом Жана Алези — когда француз гнался за Williams, отстававший на круг Дэвид Брэбэм, не заметил атаку Ferrari, «закрыл калитку» и выбил одного из лидеров гонки.
Самый недооценённый чемпион. Титулу Дженсона Баттона 11 лет
1993: вылет Бергера с пит-лейна
В 1993 году на Гран При Португалии в одну из крупнейших аварий в карьере попал Герхард Бергер: на выезде с пит-лейна на его Ferrari треснула подвеска, и машина полетела поперёк трассы в отбойник, едва не забрав с собой Footwork Дерека Уорика. К слову, тремя кругами ранее, зацепив обочину, в пит-уолл влетел McLaren Мики Хаккинена — Эшторил не прощал ошибок.
Победил в 1993 году Михаэль Шумахер, а вторым финишировал Ален Прост — за два этапа до окончания сезона француз завоевал свой четвёртый чемпионский титул. В тот момент похвастаться подобным достижением могли лишь француз да Хуан-Мануэль Фанхио. В конце того года Прост завершил карьеру непобеждённым.
Alain Prost (Williams FW15C) - Portuguese Grand Prix, Estoril - 1993. #F1 pic.twitter.com/SZ77ph0nDQ
— F1_Historical (@Historical_F1) June 5, 2020
1992: авария Патрезе и Бергера
Гран При Португалии в первую очередь запомнился столкновением Риккардо Патрезе и Герхарда Бергера. Патрезе ехал аккурат позади соперника, когда тот начал сворачивать на пит-лейн и тормозить, но итальянец не успел среагировать и налетел на McLaren. У Патрезе оторвалось колесо, и он сошёл с дистанции за 28 кругов до финиша. А вот Бергер умудрился доехать до финиша и даже занял второе место.
Победу же одержал Найджел Мэнселл, у которого с Эшторилом были крайне непростые отношения. Британец семь семь раз стартовал на Гран При Португалии и в них одержал три победы, трижды сходил с дистанции и дважды был дисквалифицирован. Найджел, таким образом, был здесь либо первым, либо никаким.
«Может, у него никогда не было секса?» Лучшие цитаты Кими Райкконена
1991: у Мэнселла оторвалось колесо
Мэнселл, к примеру, был дисквалифицирован в 1991-м. Найджел стартовал четвёртым, но тут же опередил Сенну, а вскоре оставил позади и Бергера, прорвавшись на вторую позицию. На 18-м круге Мэнселл догнал Патрезе, опередил напарника и возглавил заезд — всё шло к очередной победе британца. Пока на 29-м круге Найджел не заехал на пит-стоп — механики плохо прикрутили колесо, и оно отвалилось на выезде с пит-лейна, едва не покалечив персонал других команд. Механики Williams добежали до машины, поменяли колесо, однако подобные манипуляции запрещены за пределами ограниченной зоны.
Мэнселл вернулся на трассу 17-м и за тридцать кругов прорвался на шестую строчку, но судьи в итоге вывесили чёрный флаг и сняли машину с гонки за нарушение правил. Победу же — в пятый раз в карьере – одержал Риккардо Патрезе, и это, к слову, была 50-я победа в истории Williams и 30-я — для моторов Renault.
50 NOT OUT: Riccardo Patrese earns @WilliamsRacing their 50th #F1 win #OnThisDay in 1991 at the Portuguese Grand Prix 🏁 🗓 #TBT pic.twitter.com/YozcW8quCh
— Formula 1 (@F1) September 22, 2016
1989: Мэнселл выбивает Сенну
Гонка 1989 года в Эшториле завершилась грандиозным скандалом: Найджел Мэнселл выбил Айртона Сенну, хотя британцу к этому моменту показали чёрный флаг и обязали сойти с дистанции. Дело в том, что, заезжая в боксы, Мэнселл промахнулся мимо механиков, но включил заднюю передачу и на ней вернулся на положенную позицию — эти действия строго запрещены правилами, и Найджелу показали чёрный флаг. Но Мэнселл его проигнорировал, догнал Сенну и пошёл в чрезвычайно оптимистичную атаку, после которой оба гонщика застряли в гравии.
It’s 1989 in Estoril and the scene is set on lap 48 of the Portuguese Grand Prix. Mansell dives in deep and takes himself and Senna out of the race. Berger in the other Ferrari would take the win ahead of Prost also in a McLaren and Johansson in his Onyx #F1AE #1989PortugeseF1GP pic.twitter.com/bHyNQfLdtd
— F1 Armchair Experts 🏎💺🧠 (@armchair_f1) November 18, 2017
«Я догонял Сенну, и в этот момент мне был показан чёрный флаг, — прочитал по бумажке на специальной пресс-конференции Мэнселл. — Я не видел никаких флагов, поскольку был занят борьбой за второе место. Всё просто». «Он ещё на пит-лейне знал, что его снимут — ты просто не можешь ехать задним ходом на пит-лейн, и он знает это, — сказал Сенна, не поверивший в объяснения Найджела. — Единственное, чего я не понимаю, это как он мог, будучи снятым с гонки, атаковать так, не думая о том, что может случиться с другими».
Победу тогда одержал Герхард Бергер.
В «Зелёном аду» и не только: 12 самых крутых гонок на Нюрбургринге
1988: дуэль Проста и Сенны
Сезон-1988 был для Сенны первым в McLaren, однако он сразу же навязал борьбу более опытному Просту и в первых двенадцати гонках существенно опережал напарника по числу выигранных гонок — 7:4. Временами, однако, Ален был быстрее — и так и произошло в Эшториле. Сенна удержался впереди на старте, но уже на втором круге Прост, выехав из воздушного мешка позади напарника, поравнялся с ним на стартовой прямой. Бразилец до конца выжимал Проста в пит-уолл, оставив минимум места, однако тот сумел проскочить вперёд. Француз в итоге победил, но был в ярости.
The seemingly ever lasting fight between Ayrton Senna & Alain Porst ~ 1988 Portuguese Grand Prix at Estoril pic.twitter.com/YH4n9Okf9g
— Classic Formula 1 (@ClassicFormula1) December 3, 2014
1987: завал и новый рекорд
Гонке 1987 года пришлось стартовать дважды — на первом круге произошёл завал с участием восьми пилотов. Всё началось с контакта между Пике и Альборето в середине пелотона, после чего в результате цепной реакции в аварию попали Дерек Уорик, Сатору Накадзима, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Филипп Альо, Рене Арну и Адриан Кампос. Гонку остановили, но позже заезд рестартовал — почти все участники инцидента вернулись на трассу, лишь Даннеру не хватило запасного автомобиля, который забрал Брандл.
Победу же — 28-ю в карьере — завоевал Ален Прост, и это был новый рекорд (ранее первую строчку удерживал Джеки Стюарт). В общей сложности Прост выиграл за свою карьеру 51 Гран При и удерживал рекорд более 14 лет, пока в сентябре 2001-го его не побил Михаэль Шумахер.
Шумахер против Хэмилтона. Сравниваем карьеры двух великих чемпионов
1986: Кубок конструкторов Williams
Гран При Португалии 1986 года выиграл Найджел Мэнселл, опередивший Сенну на старте. На последнем круге у Айртона кончилось топливо, а потому на третью строчку поднялся партнёр Мэнселла по Williams Нельсон Пике. 13 очков, которые Мэнселл и Пике набрали в Эшториле, хватило, чтобы команда за два этапа до конца сезона обеспечила третий Кубок конструкторов в своей истории. Мэнселл же вышел в лидеры чемпионата, но в финале сезона — на знаменитом Гран При Австралии — оба Williams сошли из-за проколов.
1985: первая победа Сенны
Гонка 1985-го стала одной из классических в истории Формулы 1 — в условиях сильнейшего ливня Айртон разгромил весь пелотон и выиграл свой первый Гран При. «В какой-то момент я перестал считать, сколько раз едва не вылетел, — признался бразилец после гонки. — Мне повезло, что удалось удержать машину».
TBT Portuguese Grand Prix 1985 @ayrtonsenna takes pole beating the entire field apart from 2nd place by one lap pic.twitter.com/4NrbWf8B49
— TRAIN Magazine (@TRAINmag) August 25, 2016
Для Lotus это была первая за три года победа — когда Элио де Анжелис выиграл гонку в Австрии, Сенны ещё не было в Формуле 1. В следующие три года Сенна выиграет для Lotus ещё шесть гонок, после чего перейдёт в McLaren и станет чемпионом, ну а для некогда великой британской команды его победы станут последними.
1984: Лауда выиграл титул с разницей в пол-очка
В 1984 году Португалия вернулась в календарь после долгого перерыва и приняла финал чемпионата. За титул сражались два пилота McLaren: Ники Лауда и Ален Прост. В Эшторил лидером приехал Лауда — он на 3,5 очка опережал француза, но в квалификации и гонке сильнее был Прост. Ален вырвался в лидеры на девятом круге, после чего лидировал вплоть до самого финиша и завоевал свою 16-ю победу. Лауда же на протяжении 50 кругов (из 70) не мог подняться выше третьего места и упускал титул, но на 52-м круге из-за отказа тормозов вылетел Мэнселл. Австриец в итоге поднялся на вторую строчку и с отрывом в 0,5 очка опередил Проста в общем зачёте и в третий раз выиграл чемпионат мира.
Для Мэнселла это была последняя гонка с Lotus. Он ещё до старта просил у команды поставить другие тормоза, но руководитель команды Питер Уорр отказал.
Honda уходит из Ф1. Это удар по Red Bull, но ещё больше – по Формуле 1
1960: второе чемпионство Брэбэма
На Гран При Португалии 1960 года (тогда этап проходил в Порту) уверенную победу — с отрывом в минуту! — одержал Джек Брэбэм. Этот успех принёс ему второе чемпионство — через шесть лет он в третий раз возьмёт титул, на собственной притом машине! В 60-м же он выступал на Cooper, второе место, к слову, занял его партнёр по команде Брюс Макларен, ну а третьим стал новичок из Lotus по имени Джим Кларк — 24-летний парень впервые поднялся на подиум.
On this day in 1960, Jack Brabham won the Portuguese Grand Prix @ Oporto Circuit (7th career win) #F1 pic.twitter.com/ocinNPFRWs
— For Race Fans Only (@ForRaceFansOnly) August 15, 2017