«Было наше, стало ваше». Как моторы в Формуле 1 ходили по рукам
Покупка Red Bull Racing активов мотористов Honda – событие необычное, но отнюдь не уникальное для Ф1...
В начале этой недели Red Bull объявила о запуске с 2022 года собственного моторостроительного подразделения. Для этой цели австрийский концерн приобрел наработки и интеллектуальную собственность компании Honda, которая покидает чемпионат по окончании сезона-2021. Что получится из проекта под названием Red Bull Powertrains Limited, покажет время. Пока что же предлагаем оглянуться в историю Ф1 и вспомнить другие случаи, когда производство и обслуживание моторов переходило из рук в руки.
Megatron
В конце 1986-го BMW объявила о намерении покинуть чемпионат и продала права на использование своих моторов M12/13 компании USF&G, титульному спонсору команды Arrows. Поэтому еще два года двигатели баварской марки присутствовали в Ф1 под названием Megatron. Так называлась дочерняя компания USF&G, занимавшаяся производством вычислительной техники.
Но возникла любопытная ситуация, потому что в конце концов BMW решила соблюсти контракт с Brabham, рассчитанный до конца 1987-го, и осталась ещё на год. Команда продолжила использовать мотор M12/13/1 с углом развала цилиндров 72°, специально построенный для шасси BT55 с низким центром тяжести. Megatron же получила партию рядных M12/13.
Любопытная история создания легендарного шасси McLaren MP4/4
1988 #Arrows A10B - Megatron (Derek Warwick) 1988 Formuła 1 pic.twitter.com/LOg6P2Jk8Q
— Lienhard Racing Photography (@LienhardRacing) May 14, 2018
C двигателями Megatron, адаптированными швейцарским мотористом Хейни Мадером, компания которого работала с BMW над проектом в Ф1, команда Arrows провела достаточно хороший и стабильный сезон в 1987-м. Поставка моторов Ligier оказалась менее успешной, не в последнюю очередь из-за позднего решения команды перейти с моторов Alfa Romeo на Megatron.
В 1988-м Ligier ушла к новому поставщику – Judd. А Arrows с экс-моторами BMW провела свой лучший сезон в истории, заняв пятое место в Кубке конструкторов, несмотря на новые технические требования по турбонаддуву и дефицит запчастей двигателя, запас которых у Megatron заканчивался. После перехода Формулы 1 на атмосферные двигатели компания закрылась.
Mugen-Honda (1992-2000)
Связь между Mugen с Honda всегда была весьма запутанной. Компания принадлежала Хиротоши Хонде, сыну основателя Honda Соитиро Хонда, но существовала автономно, в том числе и Формуле 1. Однако и первые, и последние годы в чемпионате Mugen провела в качестве сателлита японского автогиганта.
Так ли велико наследие Honda в Формуле 1?..
When speaking about pure #F1Porn we can not forget the sexy lines of the Lotus 107C from 1994. Not to mention the pure moaning of the Mugen-Honda V10 engine🤤🤤🤤#Formula1 #F1 #Formule1 #TeamLotus #RetroF1 #MugenHonda pic.twitter.com/XcW3e9EjD1
— UnracedF1 (@UnracedF1) February 16, 2021
В 1991-м Honda сосредоточилась на проекте 12-цилиндрового двигателя, а поставкой 10-цилиндрового RA101E командам занялась Mugen. В 1992-м и 1993-м Mugen поставляла модернизированный двигатель команде Footwork. Она самостоятельно финансировала свою деятельность, однако штат пополнили инженеры Honda, официально покинувшей Ф1.
В дальнейшем компания Хиротоши Хонды переключилась на поставку моторов Lotus, а в 1996-м заключила контракт с Ligier, с которой сенсационно выиграла Гран При Монако. Honda, тем временем, постепенно возобновляла своё присутствие в чемпионате, и в 1998-м команда Jordan фактически получила заводской мотор.
«Финансированием, проектированием и разработкой двигателя 1998 года занималась Honda, – вспоминает Гэри Андерсон, тогдашний технический директор Jordan. – Все наши брифинги проходили напрямую с инженерами Honda в Японии, Mugen занималась логистикой».
Damon Hill, Jordan 198 - Mugen-Honda MF-301 3.0 V10. GP Bélgica 1998.#F1 📸 Mark Sutton. pic.twitter.com/WPrOv70pAi
— Legendary F1 🏁 (@LegendarysF1) August 30, 2020
В конечном итоге Jordan выиграла три гонки с моторами Mugen-Honda в 1998-м и 1999-м, прежде чем в 2000-м в Формулу 1 в качестве поставщика моторов для BAR официально вернулась Honda. Jordan ещё год выступала с двигателями под брендингом Mugen-Honda, а затем стала второй клиентской командой японского производителя.
Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира
Mecachrome/Supertech (1998-2000)
Когда по окончании сезона-1997 Renault объявила об уходе из Формулы 1, ее технологии унаследовала инжиниринговая компания Mecachrome, долгое время помогавшая французскому производителю в строительстве моторов.
Горе от ума или как Benetton старалась остаться на плаву без Шумахера
В 1998-м двигатели Renault под новым названием продолжили использовать Williams и Benetton. И если Williams выступала на моторах под маркой Mecachrome, то Benetton переименовала их в Playlife – так назывался бренд спортивной одежды, принадлежавший семье Бенеттон. А в мае 1998-го права на поставку моторов производства Mecachrome приобрела компания Supertec, принадлежавшая экс-руководителю Benetton Флавио Бриаторе. В 1999-м список клиентов пополнила новая команда BAR, а в 2000-м на моторах экс-Renault вместе с Benetton выступала Arrows.
Jacques Villeneuve (Winfield Williams-Mecachrome V10, FW20). Pre-Season Testing, Silverstone Circuit, 1998. #F1 pic.twitter.com/KbQAhdhWan
— F1 in the 1990s 🚦🏎🏁🏆🍾 (@1990sF1) February 7, 2019
Несмотря на высокие амбиции, Mecachrome/Supertech отставала от конкурентов в темпах модернизации двигателя. Но в любом случае для Williams и Benetton этот проект оказался хорошим переходным вариантом перед как одна команда получила заводской мотор BMW, а вторая и вовсе стала заводской Renault после возвращения французской марки в Ф1. В общей сложности, машины с моторами Mecachrome/Supertech с 1998-го по 2000-й 12 раз финишировали в призовой тройке.
Жак Вильнёв о сезоне-1997 и ключевых ошибках в карьере
Asiatech (2001-2002)
После ухода из Формулы 1 в конце 2000 года Peugeot продала свои производственные мощности и технологии Asiatech. У компании были грандиозные амбиции и пятилетний бизнес-план, конечной целью которого являлось создание полноценной заводской команды. И запуск моторостроительного подразделения на бывшей базе Peugeot выглядел логичным шагом для начала. Деньги у Asiatech имелись – инвестором проекта был Хидео Морита, старший сын основателя корпорации Sony Акио Мориты.
Голова профессора Проста. Машина, стоившая Алену французской мечты
Alex Yoong driving for Minardi (PS02 with Asiatech power) in 2002 #f1 pic.twitter.com/P1kLFclGg2
— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) December 31, 2016
В 2001-м компания бесплатно поставляла моторы Arrows под названием Asiatech AT01. Но мощность и надежность оставляли желать лучшего, и в конце сезона команда Тома Уокиншоу отказалась от сотрудничества. В 2002-м доработанные старые двигатели, переименованные в Asiatech AT02, получила Minardi. Однако в конце года поставщику моторов опять пришлось искать нового клиента – команда из Фаэнцы, как и Arrows годом ранее, ушла к Cosworth.
Новых клиентов Asiatech не нашла, но от амбиций не отказалась. Компания была готова пропустить сезон-2003 и затем вернуться с совершенно новым двигателем. Но Морита, за два года вложивший в компанию примерно 200 миллионов фунтов стерлингов, отказался от дальнейшего вложения денег. Новый инвестор не нашелся, и в ноябре 2002-го компания закрылась.
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: the-race.com/formula-1/the-f1-engine-projects-not-a-honda-must-surpass