«Было наше, стало ваше». Как моторы в Формуле 1 ходили по рукам

Эдд Стро
17 февраля 2021 в 19:06
Фото: Commons.wikimedia CC BY-SA 2.0

Покупка Red Bull Racing активов мотористов Honda – событие необычное, но отнюдь не уникальное для Ф1...

В начале этой недели Red Bull объявила о запуске с 2022 года собственного моторостроительного подразделения. Для этой цели австрийский концерн приобрел наработки и интеллектуальную собственность компании Honda, которая покидает чемпионат по окончании сезона-2021. Что получится из проекта под названием Red Bull Powertrains Limited, покажет время. Пока что же предлагаем оглянуться в историю Ф1 и вспомнить другие случаи, когда производство и обслуживание моторов переходило из рук в руки.

Megatron

В конце 1986-го BMW объявила о намерении покинуть чемпионат и продала права на использование своих моторов M12/13 компании USF&G, титульному спонсору команды Arrows. Поэтому еще два года двигатели баварской марки присутствовали в Ф1 под названием Megatron. Так называлась дочерняя компания USF&G, занимавшаяся производством вычислительной техники.

Но возникла любопытная ситуация, потому что в конце концов BMW решила соблюсти контракт с Brabham, рассчитанный до конца 1987-го, и осталась ещё на год. Команда продолжила использовать мотор M12/13/1 с углом развала цилиндров 72°, специально построенный для шасси BT55 с низким центром тяжести. Megatron же получила партию рядных M12/13.

Любопытная история создания легендарного шасси McLaren MP4/4

C двигателями Megatron, адаптированными швейцарским мотористом Хейни Мадером, компания которого работала с BMW над проектом в Ф1, команда Arrows провела достаточно хороший и стабильный сезон в 1987-м. Поставка моторов Ligier оказалась менее успешной, не в последнюю очередь из-за позднего решения команды перейти с моторов Alfa Romeo на Megatron.

В 1988-м Ligier ушла к новому поставщику – Judd. А Arrows с экс-моторами BMW провела свой лучший сезон в истории, заняв пятое место в Кубке конструкторов, несмотря на новые технические требования по турбонаддуву и дефицит запчастей двигателя, запас которых у Megatron заканчивался. После перехода Формулы 1 на атмосферные двигатели компания закрылась.

Mugen-Honda (1992-2000)

Связь между Mugen с Honda всегда была весьма запутанной. Компания принадлежала Хиротоши Хонде, сыну основателя Honda Соитиро Хонда, но существовала автономно, в том числе и Формуле 1. Однако и первые, и последние годы в чемпионате Mugen провела в качестве сателлита японского автогиганта.

Так ли велико наследие Honda в Формуле 1?..

В 1991-м Honda сосредоточилась на проекте 12-цилиндрового двигателя, а поставкой 10-цилиндрового RA101E командам занялась Mugen. В 1992-м и 1993-м Mugen поставляла модернизированный двигатель команде Footwork. Она самостоятельно финансировала свою деятельность, однако штат пополнили инженеры Honda, официально покинувшей Ф1.

В дальнейшем компания Хиротоши Хонды переключилась на поставку моторов Lotus, а в 1996-м заключила контракт с Ligier, с которой сенсационно выиграла Гран При Монако. Honda, тем временем, постепенно возобновляла своё присутствие в чемпионате, и в 1998-м команда Jordan фактически получила заводской мотор.

«Финансированием, проектированием и разработкой двигателя 1998 года занималась Honda, – вспоминает Гэри Андерсон, тогдашний технический директор Jordan. – Все наши брифинги проходили напрямую с инженерами Honda в Японии, Mugen занималась логистикой».

В конечном итоге Jordan выиграла три гонки с моторами Mugen-Honda в 1998-м и 1999-м, прежде чем в 2000-м в Формулу 1 в качестве поставщика моторов для BAR официально вернулась Honda. Jordan ещё год выступала с двигателями под брендингом Mugen-Honda, а затем стала второй клиентской командой японского производителя.

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира

Mecachrome/Supertech (1998-2000)

Когда по окончании сезона-1997 Renault объявила об уходе из Формулы 1, ее технологии унаследовала инжиниринговая компания Mecachrome, долгое время помогавшая французскому производителю в строительстве моторов.

Горе от ума или как Benetton старалась остаться на плаву без Шумахера

В 1998-м двигатели Renault под новым названием продолжили использовать Williams и Benetton. И если Williams выступала на моторах под маркой Mecachrome, то Benetton переименовала их в Playlife – так назывался бренд спортивной одежды, принадлежавший семье Бенеттон. А в мае 1998-го права на поставку моторов производства Mecachrome приобрела компания Supertec, принадлежавшая экс-руководителю Benetton Флавио Бриаторе. В 1999-м список клиентов пополнила новая команда BAR, а в 2000-м на моторах экс-Renault вместе с Benetton выступала Arrows.

Несмотря на высокие амбиции, Mecachrome/Supertech отставала от конкурентов в темпах модернизации двигателя. Но в любом случае для Williams и Benetton этот проект оказался хорошим переходным вариантом перед как одна команда получила заводской мотор BMW, а вторая и вовсе стала заводской Renault после возвращения французской марки в Ф1. В общей сложности, машины с моторами Mecachrome/Supertech с 1998-го по 2000-й 12 раз финишировали в призовой тройке.

Жак Вильнёв о сезоне-1997 и ключевых ошибках в карьере

Asiatech (2001-2002)

После ухода из Формулы 1 в конце 2000 года Peugeot продала свои производственные мощности и технологии Asiatech. У компании были грандиозные амбиции и пятилетний бизнес-план, конечной целью которого являлось создание полноценной заводской команды. И запуск моторостроительного подразделения на бывшей базе Peugeot выглядел логичным шагом для начала. Деньги у Asiatech имелись – инвестором проекта был Хидео Морита, старший сын основателя корпорации Sony Акио Мориты.

Голова профессора Проста. Машина, стоившая Алену французской мечты

В 2001-м компания бесплатно поставляла моторы Arrows под названием Asiatech AT01. Но мощность и надежность оставляли желать лучшего, и в конце сезона команда Тома Уокиншоу отказалась от сотрудничества. В 2002-м доработанные старые двигатели, переименованные в Asiatech AT02, получила Minardi. Однако в конце года поставщику моторов опять пришлось искать нового клиента – команда из Фаэнцы, как и Arrows годом ранее, ушла к Cosworth.

Новых клиентов Asiatech не нашла, но от амбиций не отказалась. Компания была готова пропустить сезон-2003 и затем вернуться с совершенно новым двигателем. Но Морита, за два года вложивший в компанию примерно 200 миллионов фунтов стерлингов, отказался от дальнейшего вложения денег. Новый инвестор не нашелся, и в ноябре 2002-го компания закрылась.

Перевел и адаптировал: Иван Беликов

Источник: the-race.com/formula-1/the-f1-engine-projects-not-a-honda-must-surpass

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle