Для Верня ничего еще не потеряно
Этого парня сочли 'не готовым' к переходу в Red Bull Racing. Но это вовсе не означает, что для Жана-Эрика Верня все кончено. В этом уверен Эд Стро – и готов обосновать такую точку зрения
Если оценивать будущее двух нынешних пилотов команды Toro Rosso бесхитростным методом "да-нет", то вывод напрашивается сам собой - раз из этой пары Даниэль Риккардо является единственным претендентом на место в Red Bull Racing на следующий сезон, значит, его напарнику Жану-Эрику Верню просто ничего не светит.
Но все не так просто. В данный момент вопрос состоит не в том, кто из пилотов по сути своей лучше, а в том, кто более готов к переходу в "старшую" команду.
И тот факт, что Вернь, проводящий лишь второй свой сезон в Формуле 1, пока не готов к "продвижению по службе", еще не означает, что в будущем ничего не изменится.
Руководитель команды Toro Rosso Франц Тост уже выразил желание оставить француза в команде на третий сезон.
Если Риккардо перейдет-таки в RBR, то новым напарником Жана-Эрика по команде наверняка станет молодой и очень перспективный Антониу Феликс да Кошта, чьи выступления в Формуле Renault 3.5 по ходу нынешнего сезона как-то не заладилось - в основном, по причинам, не зависящим от пилота.
И все же, получается, что на данный момент в Red Bull считают, что Жан-Эрик не готов для перехода в чемпионскую команду.
При этом он по определению остается потенциальным соискателем места в "старшей" команде, чего нельзя было сказать о его молодых предшественниках - Хайме Альгерсуари, Себастьене Буэми, Скотте Спиде или Витантонио Льюцци - на тот момент, когда с ними было решено расстаться.
Кто-то считает, что Вернь по своему потенциалу даже выше, чем Риккардо. О нем превосходно отзываются те, кому доводилось с ним работать.
Если это так, то можно задать резонный вопрос - а почему же его тогда не берут в RBR? Ответ на него по ходу Гран При Венгрии озвучил сам руководитель команды Кристиан Хорнер, и звучит он так: «Жан-Эрик, вероятно, пока не готов».
Однако между выражениями «пока не готов» и «не слишком хорош», согласитесь, целая пропасть. В числе плюсов француза можно назвать его скорость и гонщицкий талант, а также хорошие отзывы о нем его инженеров.
Как показали этапы в Монако и Канаде, когда все складывается нормально, Вернь способен показывать выдающиеся результаты.
Больше всего сомнений в Милтон-Кинсе вызывают способности молодого француза держать удар.
Несколько раз по ходу нынешнего сезона Жану-Эрику откровенно не везло. Дважды он становился жертвой опасных выездов с пит-стопов - один раз по вине его собственной команды, в другом случае его подрезала машина Force India. Помимо этого, француз довольно часто [четыре раза] сходил с дистанции.
И все же, квалификационная дуэль с партнером по команде в совместно проведенных этапах складывается не в пользу француза - по итогам тридцати Гран При Жан-Эрик уступает Даниэлю со счетом 7-23.
Но и это еще не означает, что он принципиально медленнее австралийца. Такая статистика говорит лишь о том, что Вернь выступает хуже напарника в квалификациях.
Квалификация - это наиболее напряженная составляющая любого Гран При. В составе команды, претендующей на титул, слабые выступления в субботних сессиях могут иметь для гонщика определяющее значение.
Жану-Эрику предстоит постараться улучшить свой темп по субботам. Дело не в том, что он медленно едет или не атакует – более того, возможно, он как раз пытается атаковать излишне агрессивно.
В своей последней квалификационной сессии, например, Вернь попал в трафик, после чего попытался на последнем секторе компенсировать потерянное время. И подобное происходит не в первый раз.
Есть одна причина, объясняющая проблемы француза и его неготовность к переходу в Red Bull Racing - это меньший по сравнению с напарником по команде опыт выступлений на высшем уровне.
До момента, когда они в начале прошлого сезона сошлись в команде Toro Rosso, Риккардо провел 11 гонок в составе коллектива HRT и еще восемь раз выезжал на трассу по пятницам.
В активе Верня вовсе не было боевого опыта выступлений в Ф1 - он всего три раза выезжал во время тренировок Гран При. Разница в опыте видна невооруженным глазом.
К тому же, француз на 15 месяцев младше австралийца и первый свой сезон в автомобильных гонках провел в 2007-м. К тому времени Даниэль провел целый год в Формуле BMW и несколько раз выезжал на трассу в серии Формула Ford.
В свете вышесказанного было бы глупо утверждать, что Вернь никогда не получит шанса выступить за команду Red Bull Racing только потому, что в данный момент он не готов к переходу.
В эпоху запрета тестов можно относительно быстро понять, есть ли у молодого парня задатки сильного гонщика, но для того, чтобы отличить просто хорошего пилота Формулы 1 от потенциальной звезды, может потребоваться три сезона.
На данный момент совершенно ясно, что Вернь не столь безупречен в гонках, как его более опытный напарник. А учитывая, что его слабым местом являются выступления в условиях прессинга, было бы ошибкой переводить француза в "старшую" команду немедленно.
Повышенное внимание прессы и публики к сильнейшим коллективам Ф1 может лишь усугубить эту проблему.
Вместо этого Жану-Эрику следует провести еще один сезон в составе Toro Rosso. За это время он сможет набраться опыта, а дальше будет видно, на что он в действительности способен.
Если Риккардо перейдет в Red Bull Racing, и его дела там не заладятся, Вернь будет идеальным кандидатом на замену. Если же ни одного из гонщиков Toro Rosso не посадят в кокпит, оставленный Марком Уэббером, француз получит еще один шанс опередить Даниэля в очной борьбе.
У Жана-Эрика была и всегда будет возможность проявить себя. Сейчас французу необходимо смотреть вперед с оптимизмом и успешно выступить во второй половине сезона.
Чего ему не следует делать - так это давать повод Red Bull Racing для исключения его из списка будущих кандидатов.
Тем, кто утверждает, что молодежная программа Red Bull работает "несправедливо", стоит лишний раз задуматься.
Нет ничего несправедливого в том, что компания на протяжении долгого срока спонсирует карьеру молодых гонщиков, выбирая из них лучших. Она уже привела в Формулу 1 больше молодежи, чем кто-либо другой – не считая давно ушедших в прошлое табачных спонсоров. У молодых талантов есть возможность проявить себя и получить путевку в "гоночную жизнь".
В данный момент руководство команды считает, и считает справедливо, что Вернь не готов к повышению в классе.
Ему еще предстоит многому научиться - в том числе, справляться с давлением - и доказать, что он способен стать зрелым гонщиком и успешно справляться с одной из лучших машин в пелотоне.
Вне зависимости от того, сможет ли Даниэль Риккардо занять место призового пилота в RBR или уступит его более опытным Кими Райкконену или Фернандо Алонсо, только от самого Жана-Эрика Верня зависит, сможет ли он избавиться от ярлыка второго номера и стать самим собой.
Сейчас француза можно сравнить с неограненным алмазом. Самое время засверкать новыми гранями своего дарования.