Когда борьба в Формуле 1 была наиболее упорной?

Эд Стро
17 августа 2013 в 1:55

Обозреватель AUTOSPORT Эд Стро проанализировал статистику Формулы 1, чтобы определить, в какой период соперничество складывалось упорнее всего. В своем исследовании он пришел к интересным выводам

Когда борьба в Формуле 1 складывалась наиболее напряженно? Это достаточно простой вопрос, но найти ответ на него не так и легко. Есть много способов сделать это, но самым логичным выглядит сравнение квалификационных результатов.

Все дело в том, что итоги этой сессии отражают чистую скорость машин Гран При. На итоги квалификации не так сильно влияют многочисленные факторы, которые могут искажать истинную картину, если судить о накале страстей лишь по результатам гонки.

За исключением нетипичной для Формулы 1 гонки "500 миль Индианаполиса", которая в 1950-1960 годах проходила в рамках чемпионата, но никогда не носила имя Гран При, до настоящего времени официальная история чемпионата мира насчитывает 877 этапов.

Говоря об анализе результатов нужно понимать, что в статистике не учитывались очень популярные "на заре времен" внезачетные гонки, которые не приносили пилотам и командам очки. Однако мы рассматриваем те Гран При, что прошли в 1952-53 годах по правилам Формулы 2.

Благодаря потрясающе интересной и полезной базе данных FORIX нам удалось составить таблицу квалификационных отставаний – вычислив среднюю разницу во времени между победителем и гонщиками, занявшими второе, пятое и десятое места. Это позволит получить более точную картину того, насколько плотной была борьба в верхней части пелотона.

Легче всего анализировать чистые результаты времени на круге, но чтобы иметь более точное сравнение, взят процентный показатель разницы во времени. Это позволяет качественно судить о результатах, исключая искажение данных в зависимости от длинны трасс, поскольку прежде использовались старая конфигурация трассы Спа-Франкоршам, "Северная петля" Нюрбургринга или даже кольцо в Пескаре, проложенное по обычным дорогам – из-за большой протяженности отставание в десяток секунд на одном круге было там обычным делом..

Отставание от лидера в квалификации (в секундах)   
 До 2-гоДо 5-гоДо 10-го
1950-е1,2125,00712,049
 (0,663%)(2,445%)(6,068%)
    
1960-е0,9672,8175,460
 (0,559%)(1,535%)(3,206%)
    
1970-е0,3601,0591,969
 (0.369%)(1,021%)(1,838%)
    
1980-е0,4361,4572,671
 (0,510%)(1,716%)(3,130%)
    
1990-е0,3851,3582,349
 (0,457%)(1,622%)(2,803%)
    
2000-е0,2580,9001,825
 (0,290%)(1,025%)(2,063%)
    
2010-е0,2560,8711,973
 (0,285%)(0,967%)(2,194%)
    
Общее0,4901,6713,413
 (0,434%)(1,431%)(2,847%)

Представленная таблица дает возможность заметить тенденцию: на протяжении всего времени разница в скорости между участниками чемпионата сокращалась. Только в 1980-х ситуация немного изменилась из-за существенной разницы мощности двигателей периода турбоэру, когда плотность результатов несколько снизилась.

Когда борьба в Ф1 была самой острой?
Когда борьба в Ф1 была самой острой?

XXI век

В период с 2010 года и по настоящее время мы видим самую маленькую разницу при сравнении результатов обладателя поула и пилотов, занявших второе и пятое место. Правда, в нынешнем десятилетии прошло лишь четыре года, и статистика еще может измениться к 2019 году.

Впрочем, картина не сильно отличается от той, что мы видели чуть ранее, а потому давайте более тщательно проанализируем сезоны, начиная с 2000 года. Даже учитывая всевозможные изменения формата квалификации в этот период – в какой-то момент пилоты по очереди проезжали по одному быстрому кругу, а затем правила обязывали их перед началом субботней сессии заправлять топливо в бак на весь первый отрезок гонки, что может несколько исказить общую картину – именно этот период следует выделить среди остальных.

Отставание в квалификации в период 2000-2013 годов (в секундах)   
 До 2-гоДо 5-гоДо 10-го
20000,2840,9501,483
 (0,313%)(1,122%)(1,745%)
20010,3111,0121,805
 (0,373%)(1,165%)(2,102%)
20020,1941,0091,829
 (0,241%)(1,268%)(2,275%)
20030,1650,6501,379
 (0,199%)(0,804%)(1,714%)
20040,3120,8961,618
 (0,382%)(1,065%)(1,928%)
20050,4121,2131,801
 (0,349%)(1,033%)(2,116%)
20060,2411,0532,000
 (0,297%)(1,208%)(2,440%)
20070,1880,9771,920
 (0,228%)(1,095%)(2,233%)
20080,2670,7071,896
 (0,306%)(0,802%)(2,105%)
20090,1820,6111,712
 (0,198%)(0,679%)(1,941%)
20100,2540,8441,827
 (0,290%)(0,960%)(2,063%)
20110,2830,9022,457
 (0,326%)(1,018%)(2,769%)
20120,2140,8341,814
 (0,231)(0,896)(1,948)
20130,2890,9352,457
 (0,309%)(1,028%)(2,560%)

Стоит отметить, что на этом отрезке не было ни одного сезона, когда все три показателя одновременно достигли бы минимальных по периоду значений. Нужно учитывать, что с 2003 по 2009 годы машины на квалификацию заправлялись с тем расчетом, чтобы топлива хватило на первый отрезок гонки. Да и большая разница между первым и десятым местом в квалификации за последние три сезона частично связана с переходом на шины Pirelli, поскольку часто пилоты в третьем сегменте выезжали на быстрый круг на более жесткой или уже изношенной резине, а порой и вовсе не показывали зачетного времени, чтобы сохранить за собой право выбора состава на первый отрезок гонки.

А что же славные 1970-е?

Если в XXI столетии самой плотной была борьба в 2003 году, о чем можно судить и по памятному сражению за титул между Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном, то в XX веке особый интерес вызывают 1970-е года, где можно выделить самую маленькую разницу в результатах между победителями квалификаций и гонщиками, занявшими 10-е место.

Отставание 10-го места от первого в квалификации (в секундах) 
19702,111 (2,023%)
19712,562 (2,007)
19722,257 (1,870%)
19732,410 (2,076%)
19741,876 (1,602%)
19751,671 (1,416%)
19761,862 (1,583%)
19771,456 (1,642%)
19781,728 (1,943)
19792,062 (2,306%)

Пилоты Ferrari Ники Лауда и Клей Регаццони лидируют на первых мтрах Гран При Испании 1975 года
Пилоты Ferrari Ники Лауда и Клей Регаццони лидируют на первых мтрах Гран При Испании 1975 года

Сезон 1975 года вошел в историю не только первым титулом для Ники Лауды, завоеванным австрийцем в составе Ferrari. В этом чемпионате шла очень плотная борьба в верхней части пелотона. Несмотря на то, что разница между первым и вторым местом в квалификации в среднем составила 0,408 секунды (0,335%), дистанция между лучшим результатом и более далекими позициями позволяет говорить, что это был чемпионат с самой плотной борьбой.

Отрыв от пятого места в среднем составлял 0,910 секунды, а от десятого – 1,671 с, но в календаре было достаточно длинных трасс (особенно Нюрбургринг), поэтому стоит посмотреть на разницу в относительном выражении – 0,780% и 1,416% соответственно. Именно этот показатель является наиболее качественным, хотя и более сложным в анализе, поскольку результаты на Северной петле протяженностью более 22 км искажают общую картину.

Не менее плотной вышла борьба и в 1976 году, о чем повествуют события нового голливудского фильма «Гонка».

О чем же нам говорит этот анализ, пусть и весьма поверхностный? А указывает он на одно любопытное сходство, ведь в середине 1970-х, как и в наши дни, автомобили были оснащены схожими по мощности и характеристикам двигателями. Четыре десятилетия назад все частные команды выбирали знаменитый мотор Ford Cosworth DFV, мощный, надежный и достаточно недорогой. Детище Марка Костина и Кита Дакуорта, появившись в конце 60-х, быстро вытеснило из Ф1 практически все остальные агрегаты. DFV использовалась настолько широко, что период с 1973 по 1976 года победы доставались только автомобилям, оснащенными этими двигателями DFV или Ferrari.

В наши дни в Формуле 1 используются восьмицилиндровые моторы объемом 2,4 литра в "замороженной" спецификации, причем изначально ставилась задача добиться от них примерного равенства по потенциалу.

Это означает, что двигатели Renault, Mercedes и Ferrari не сильно отличаются по своим характеристикам, разве что у Cosworth, как считается, есть отставание примерно в шесть-семь десятых от остальных.

Напрашивается логичный вопрос – что произойдет в 2014 году? Сейчас есть три поставщика с относительно равными моторами, но они не имеют возможности опробовать свои новые силовые установки в условиях реальных трасс до начала следующего года.

Если разница в их мощности окажется такой же существенной, как во времена, когда регламент на двигатели не был жестко ограничен, то на основе имеющихся примеров можно говорить о возвращения более внушительной разницы в результатах.

И если внимательно посмотреть на историю Формулы 1, то окончание стабильного регламента приведет к тому, что мы лишимся той плотной борьбы в чемпионате, за которой с таким удовольствием следили в последние годы.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle