Цепная реакция, или Как одна ошибка стоила Mercedes победы на Гран При Франции

Михаэль Шмидт
22 июня в 16:46
Фото: Mercedes AMG F1 / LAT Images

«Серебряные стрелы» проиграли на Поль-Рикаре из-за того, что допустили много ошибок? Как бы не так. Ключевой была всего одна, а все остальные стали её следствием. Объясняем почему...

У Mercedes была правильная тактика

Иронично: Red Bull Racing победила во Франции, использовав оружие, которое Mercedes успешно применила против них в Венгрии-2019 и Испании-2021. Макс Ферстаппен добровольно отдал лидерство ради дополнительного пит-стопа и преимущества по шинам в заключительной трети дистанции. Оба гонщика чемпионской команды были удивлены, что они не пошли на такой же шаг. «Мы считаем, что тактика одного пит-стопа была правильной», – объяснил босс «Серебряных стрел» Тото Вольф. Почему тогда эта тактика не сработала?

Всё пошло наперекосяк во время первой волны пит-стопов. В Mercedes были уверены, что Хэмилтон останется впереди Ферстаппена, несмотря на остановку кругом позже. И в целом расчеты были правильными. Во-первых, жесткие шины прогревались не сразу, несмотря на температуру асфальта 36°С. Во-вторых, второй пилот Mercedes Валттери Боттас мог помочь напарнику. Благодаря «подрезке» финн сократил отставание от Ферстаппена с 2,6 до 0,7 секунды. А ведь Валттери провел на пит-лейне на 0,7 секунды дольше и проехал круга выезда из боксов на 0,3 секунды медленнее Макса. Сработай он и команда чуть лучше, и Хэмилтон получил бы буфер между собой и своим главным соперником в гонке и чемпионате.

Так что у стратегов Mercedes были все основания полагать, что «подрезка» Red Bull Racing не сработает, и семикратный чемпион мира останется на лидирующей позиции. Тем более при заезде на пит-лейн он опережал Ферстаппена на 3,1 секунды.

Макс Ферстаппен впереди Льюиса Хэмилтона © Red Bull Content Pool / Getty Images
Макс Ферстаппен впереди Льюиса ХэмилтонаФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Хэмилтон ответил Росбергу, а Шумахер пожаловался на Мазепина. Хроника гоночного дня Ф1 на Поль-Рикаре

Потеря времени

Как ни странно, Льюису Хэмилтону не хватило отрыва: после выезда с пит-стопа он оказался позади Макса Ферстаппена. Куда делись 3,1 секунды? Однозначно не на пит-стопе. На круге заезда в боксы он потерял по отношению к Максу 0,6 секунды и примерно столько же на самом заезде на пит-лейн и пит-стопе. [данные с расчетами на Reddit разнятся – прим. AUTOSPORT.com.ru]. Но, конечно, Льюис потерял на этом меньше 3,1 секунды. Когда британский пилот выезжал с пит-стопа, гоночный инженер Питер Боннингтон сказал по радио: «Ты опережаешь Ферстаппена на 1,5 секунды». Получается, он каким-то образом потерял остаток отрыва на последних 306 метрах пит-лейна и на торможении перед первым поворотом. Может быть, Льюис немного расслабился после сообщения своего гоночного инженера об отрыве.

«После того как Ферстаппен вырвался вперед, мы оказались в тупике», – резюмировал руководитель Mercedes Тото Вольф.

Стратеги «Серебряных стрел» уверены, что если бы семикратный чемпион мира не потерял лидерство на пит-стопе, то выиграл бы даже с одной остановкой. Но проигрыш позиции Ферстаппену повлек за собой целую гору проблем. Второй пит-стоп в Mercedes не планировали, поэтому надо было одновременно пытаться опередить Макса в реальной борьбе и беречь шины, ведь до финиша оставалось ещё три десятка кругов. И в конце эта погоня дала о себе знать.

Механики Mercedes © Mercedes AMG F1 / Steve Etherington
Механики MercedesФото: Mercedes AMG F1 / Steve Etherington

Нехватка максимальной скорости на прямых

Действующий чемпион мира Формулы 1 ничего не смог поделать с Максом Ферстаппеном после пит-стопа. Разница в максимальной скорости была поразительной: 337 км/ч на прямой Mistral у пилота Red Bull Racing и всего 321,2 км/ч у гонщика Mercedes в слипстриме и с DRS! По этой причине Mercedes не было смысла идти на второй пит-стоп. При такой разнице в максималке Льюис попросту застрял бы за вторым пилотом Red Bull Racing Серхио Пересом. «Оставался только один вариант – ехать до финиша без остановок и надеяться, что шины выдержат», – прокомментировали в стратегическом штабе Mercedes.

Хельмут Марко: Без Переса наша тактика не сработала бы

Самое главное, что команда из Брэкли вообще не верила в успех стратегии с двумя остановками в боксах, как полтора месяца назад на Гран При Испании.

«В Барселоне всё было достаточно легко: тогда мы догнали и обогнали Ферстаппена задолго до финиша. Но на этот раз разница в скорости между нами и Red Bull Racing была меньше и догнать было бы тяжелее. Вы и сами видели, что Макс приблизился к Льюису только за три круга до конца гонки.

Кроме того, мы полагали, что шины Medium не подходят под финальный отрезок дистанции. В начале гонки они сильно гранулировались, и мы опасались, что то же самое произойдет в конце. Нам просто не хватало данных по шинам, чтобы рискнуть с тактикой двух пит-стопов», – объяснили в Mercedes.

Болельщики Mercedes на трибуне Поль-Рикаре © Mercedes AMG F1 / Jiri Krenek
Болельщики Mercedes на трибуне Поль-РикареФото: Mercedes AMG F1 / Jiri Krenek

Почему Mercedes не прислушалась к Валттери Боттасу?

Теоретически, Mercedes могла попробовать перевести Валттери Боттаса на тактику двух пит-стопов. Финн первым из лидеров остановился в боксах, на 17-м круге, и, следовательно, больше рисковал износом шин в конце. «Я предложил команде остановиться ещё раз, но они не захотели», – говорит напарник Льюиса Хэмилтона.

Тото Вольф объясняет: «Мы позвали бы Валттери второй раз в боксы, если бы Перес был вне окна пит-стопа».

Выходит, в Mercedes просто не верили, что Боттас отвоюет третье место обратно? Не позвали его на второй пит-стоп и ради бонусного балла за лучший круг. Действующие чемпионы надеялись, что Перес получит штраф за обгон за пределами трассы. Но мексиканец, как известно, избежал пенализации. Впрочем, даже с пятисекундным наказанием он остался бы третьим. На двух последних кругах Боттас на изношенных шинах отстал на 5,8 секунды.

«Паршиво сработал». Нико Росберг раскритиковал Валттери Боттаса

Пит-стоп Валттери Боттаса на Гран При Франции © Mercedes AMG F1 / LAT Images
Пит-стоп Валттери Боттаса на Гран При ФранцииФото: Mercedes AMG F1 / LAT Images

Цена каждой ошибки очень высока

Mercedes впервые за последние семь лет столкнулась с такой жесткой конкуренцией. Теперь любая малейшая ошибка, просчет и техническая проблема неминуемо приводят к тяжелым последствиям. По подсчетам Тото Вольфа, за последние три гонки его команда потеряла 51 очко. Но не стоит забывать, что Ферстаппен также потерял 25 очков в Баку.

Тем не менее борьба еще не закончена. Машины Mercedes и Red Bull Racing примерно равны по темпу. Но что бросилось в глаза на Гран При Франции, это неожиданно высокая скорость RBR на прямых, которая раньше была «ахиллесовой пятой» команды из Милтон-Кинса. В Mercedes считают, что такой прогресс их конкурентов связан с модернизацией силовой установки Honda.

Да, доработка моторов по ходу сезона-2021 строго ограничена и разрешена лишь в целях повышения надежности. Но, поработав над надежностью здесь и там, можно добиться прироста лошадиных сил. Ещё одна возможная причина высокой максимальной скорости Red Bull Racing на Поль-Рикаре – антикрылья меньшего размера, чем у Mercedes. Посмотрим, что будет на прямых Ред Булл Ринга, где пройдут два следующих этапа...

Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: Auto Motor und Sport

Старт Гран При Франции © Red Bull Content Pool / Getty Images
Старт Гран При ФранцииФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle