Цепная реакция, или Как одна ошибка стоила Mercedes победы на Гран При Франции

«Серебряные стрелы» проиграли на Поль-Рикаре из-за того, что допустили много ошибок? Как бы не так. Ключевой была всего одна, а все остальные стали её следствием. Объясняем почему...
У Mercedes была правильная тактика
Иронично: Red Bull Racing победила во Франции, использовав оружие, которое Mercedes успешно применила против них в Венгрии-2019 и Испании-2021. Макс Ферстаппен добровольно отдал лидерство ради дополнительного пит-стопа и преимущества по шинам в заключительной трети дистанции. Оба гонщика чемпионской команды были удивлены, что они не пошли на такой же шаг. «Мы считаем, что тактика одного пит-стопа была правильной», – объяснил босс «Серебряных стрел» Тото Вольф. Почему тогда эта тактика не сработала?
Всё пошло наперекосяк во время первой волны пит-стопов. В Mercedes были уверены, что Хэмилтон останется впереди Ферстаппена, несмотря на остановку кругом позже. И в целом расчеты были правильными. Во-первых, жесткие шины прогревались не сразу, несмотря на температуру асфальта 36°С. Во-вторых, второй пилот Mercedes Валттери Боттас мог помочь напарнику. Благодаря «подрезке» финн сократил отставание от Ферстаппена с 2,6 до 0,7 секунды. А ведь Валттери провел на пит-лейне на 0,7 секунды дольше и проехал круга выезда из боксов на 0,3 секунды медленнее Макса. Сработай он и команда чуть лучше, и Хэмилтон получил бы буфер между собой и своим главным соперником в гонке и чемпионате.
Так что у стратегов Mercedes были все основания полагать, что «подрезка» Red Bull Racing не сработает, и семикратный чемпион мира останется на лидирующей позиции. Тем более при заезде на пит-лейн он опережал Ферстаппена на 3,1 секунды.
Потеря времени
Как ни странно, Льюису Хэмилтону не хватило отрыва: после выезда с пит-стопа он оказался позади Макса Ферстаппена. Куда делись 3,1 секунды? Однозначно не на пит-стопе. На круге заезда в боксы он потерял по отношению к Максу 0,6 секунды и примерно столько же на самом заезде на пит-лейн и пит-стопе. [данные с расчетами на Reddit разнятся – прим. AUTOSPORT.com.ru]. Но, конечно, Льюис потерял на этом меньше 3,1 секунды. Когда британский пилот выезжал с пит-стопа, гоночный инженер Питер Боннингтон сказал по радио: «Ты опережаешь Ферстаппена на 1,5 секунды». Получается, он каким-то образом потерял остаток отрыва на последних 306 метрах пит-лейна и на торможении перед первым поворотом. Может быть, Льюис немного расслабился после сообщения своего гоночного инженера об отрыве.
«После того как Ферстаппен вырвался вперед, мы оказались в тупике», – резюмировал руководитель Mercedes Тото Вольф.
Стратеги «Серебряных стрел» уверены, что если бы семикратный чемпион мира не потерял лидерство на пит-стопе, то выиграл бы даже с одной остановкой. Но проигрыш позиции Ферстаппену повлек за собой целую гору проблем. Второй пит-стоп в Mercedes не планировали, поэтому надо было одновременно пытаться опередить Макса в реальной борьбе и беречь шины, ведь до финиша оставалось ещё три десятка кругов. И в конце эта погоня дала о себе знать.
Нехватка максимальной скорости на прямых
Действующий чемпион мира Формулы 1 ничего не смог поделать с Максом Ферстаппеном после пит-стопа. Разница в максимальной скорости была поразительной: 337 км/ч на прямой Mistral у пилота Red Bull Racing и всего 321,2 км/ч у гонщика Mercedes в слипстриме и с DRS! По этой причине Mercedes не было смысла идти на второй пит-стоп. При такой разнице в максималке Льюис попросту застрял бы за вторым пилотом Red Bull Racing Серхио Пересом. «Оставался только один вариант – ехать до финиша без остановок и надеяться, что шины выдержат», – прокомментировали в стратегическом штабе Mercedes.
Хельмут Марко: Без Переса наша тактика не сработала бы
Самое главное, что команда из Брэкли вообще не верила в успех стратегии с двумя остановками в боксах, как полтора месяца назад на Гран При Испании.
«В Барселоне всё было достаточно легко: тогда мы догнали и обогнали Ферстаппена задолго до финиша. Но на этот раз разница в скорости между нами и Red Bull Racing была меньше и догнать было бы тяжелее. Вы и сами видели, что Макс приблизился к Льюису только за три круга до конца гонки.
Кроме того, мы полагали, что шины Medium не подходят под финальный отрезок дистанции. В начале гонки они сильно гранулировались, и мы опасались, что то же самое произойдет в конце. Нам просто не хватало данных по шинам, чтобы рискнуть с тактикой двух пит-стопов», – объяснили в Mercedes.
Почему Mercedes не прислушалась к Валттери Боттасу?
Теоретически, Mercedes могла попробовать перевести Валттери Боттаса на тактику двух пит-стопов. Финн первым из лидеров остановился в боксах, на 17-м круге, и, следовательно, больше рисковал износом шин в конце. «Я предложил команде остановиться ещё раз, но они не захотели», – говорит напарник Льюиса Хэмилтона.
Тото Вольф объясняет: «Мы позвали бы Валттери второй раз в боксы, если бы Перес был вне окна пит-стопа».
Выходит, в Mercedes просто не верили, что Боттас отвоюет третье место обратно? Не позвали его на второй пит-стоп и ради бонусного балла за лучший круг. Действующие чемпионы надеялись, что Перес получит штраф за обгон за пределами трассы. Но мексиканец, как известно, избежал пенализации. Впрочем, даже с пятисекундным наказанием он остался бы третьим. На двух последних кругах Боттас на изношенных шинах отстал на 5,8 секунды.
«Паршиво сработал». Нико Росберг раскритиковал Валттери Боттаса
Цена каждой ошибки очень высока
Mercedes впервые за последние семь лет столкнулась с такой жесткой конкуренцией. Теперь любая малейшая ошибка, просчет и техническая проблема неминуемо приводят к тяжелым последствиям. По подсчетам Тото Вольфа, за последние три гонки его команда потеряла 51 очко. Но не стоит забывать, что Ферстаппен также потерял 25 очков в Баку.
Тем не менее борьба еще не закончена. Машины Mercedes и Red Bull Racing примерно равны по темпу. Но что бросилось в глаза на Гран При Франции, это неожиданно высокая скорость RBR на прямых, которая раньше была «ахиллесовой пятой» команды из Милтон-Кинса. В Mercedes считают, что такой прогресс их конкурентов связан с модернизацией силовой установки Honda.
Да, доработка моторов по ходу сезона-2021 строго ограничена и разрешена лишь в целях повышения надежности. Но, поработав над надежностью здесь и там, можно добиться прироста лошадиных сил. Ещё одна возможная причина высокой максимальной скорости Red Bull Racing на Поль-Рикаре – антикрылья меньшего размера, чем у Mercedes. Посмотрим, что будет на прямых Ред Булл Ринга, где пройдут два следующих этапа...
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: Auto Motor und Sport