«Сказали, что арестуют нашу технику». Пресс-конференция МАЗ-СПОРТавто. Главное
В пятницу, 3 декабря, команда МАЗ-СПОРТавто провела пресс-конференцию. Лидер «зубров» Сергей Вязович подробно рассказал о недопуске на Дакар-2022...
Насколько неожиданным было решение?
Для нас это было полной неожиданностью. Команда начала подготовку сразу после «Шелкового пути», постоянно поддерживала связь с A.S.O. Обе стороны знали ситуацию вокруг Минского автомобильного завода, но никто не мог предположить, что в момент погрузки на паром произойдет подобное.
Есть вероятность, что команда все-таки выйдет на старт?
Мы продолжаем общение с организаторами по поводу этой ситуации, чтобы как-то её решить. Наша позиция: пока гонка не стартовала, мы не окончательно не допущены и не допущены только на паром.
Есть уведомление, что мы не допущены и к участию. Но эта формулировка вызывает шок. И говорить о том, что это сделано организаторами Дакара, неправильно. Они не самостоятельно приняли такое решение, что и говорит о том, что спорт не остался вне политики.
К сожалению, мы не смогли загрузить свою технику на паром и получили отказ, что в принципе не примем участия, даже если доберемся до Саудовской Аравии, минуя территорию Евросоюза. Это звучит еще страннее, потому что гонка пройдет за пределами этой территории. Но имеем то, что имеем.
Как развивались события?
Полагая, что у Минского автомобильного завода могут быть проблемы, в регистрации на гонку в этом году нам очень сильно помогла Белорусская автомобильная федерация, которая не находится под санкциями и входит в FIA. Также наши пилоты Вязович, Василевский и Вишневский входят в лист приоритета FIA на 2022 год. Соответственно, мировое признание нас как спортсменов неоспоримо. Поэтому юридическая сторона была соблюдена – мы заявлены как спортсмены от Белорусской автомобильной федерации. Стартовый взнос оплачен и принят организаторами, прошел все финансовые европейские инстанции – не было никаких препятствий в европейских банках.
Но когда дело дошло до погрузки на паром в Марсель, и мы уже ехали по территории Польши, к организаторам обратились, скажем так, с напоминанием: «Смотрите, к вам едет белорусская команда. Возможно, это создаст вам проблемы». После чего A.S.O. обратились в таможенную службу Франции, на что получили ответ, что наша техника не может быть допущена и в противном случае может быть арестована. А если организаторы погрузят наши машины, то паром не выйдет из порта. После этого сообщения мы развернулись и вернулись в Минск, второй раз беспрепятственно пересекли границу Евросоюза.
Единственное, в чем хотелось бы упрекнуть организаторов: возможно, они были напуганы, потому что очень неохотно выходили с нами на связь, чтобы попробовать совместно найти выход из ситуации. Они приняли достаточно жесткую позицию, пусть и не свою. Говорят, то Дакар – это большая семья, все друг другу помогают, несмотря на соперничество. Нам оказали поддержку и команды, и болельщики. Но все равно есть чувство, будто эта семья от нас отказалась».
Под какой формулировкой МАЗ не пустили на Дакар?
Причина – санкции Евросоюза, которые были ловко изложены. Казначейство, регулирующее все эти санкции, сформировало это так, что участие нашей команды в ралли Дакаре станет рекламой для бренда МАЗ и потенциально поспособствует росту доходов завода, в том числе на зарубежных рынках.
Получается, речи о спортивной составляющей вообще не идет. Для меня, как для спортсмена, это шок. Мы едем соревноваться, а не для того, чтобы нас называли экономическим ресурсом. Да, я согласен, мы экономический ресурс, но для Дакара, ведь мы на протяжении долгих лет притягивали большое внимание к соревнованиям.
Что будет с оплаченным стартовым взносом?
На сегодняшний день данные средства заморожены. И трактовка выглядит следующим образом: возврат уже оплаченного взноса невозможен, если существует риск прямого, либо косвенного перевода денежных средств Минскому автомобильному заводу. Хочется отметить, что все средства были выплачены Белорусской автомобильной федерацией, все договорные отношения организаторы вели с ними.
Какая сумма стартового взноса?
Сумма исчисляется в сотнях тысяч евро.
Какие действия МАЗ-СпортАвто дальше?
Мы продолжаем вести переговоры, потому что проблема не ограничивается одной гонкой. С 2022 года Дакар входит в Кубок мира из пяти этапов. И если трактовка касается именно выступления на технике МАЗ, мы не сможем принять участие ни на одном этапе, даже который пройдет на территории СНГ – в Казахстане. Это вообще абсурдная ситуация.
Придется ещё долго разбирать эту ситуацию, чтобы разграничить экономические санкции, касаемые юридических лиц, предприятий и спортивных команд. Ведь что такое спортивный автомобиль для спортивной команды? Это спортинвентарь. Мы же не можем говорить, что в футбол можно играть этим мячом можно, а другим – нет.
Как спортсмены, мы можем принять участие, но не на автомобилях МАЗ, даже если они принадлежат не Минскому автомобильному заводу, а Белорусской автомобильной федерации.
Можно ли не указывать марку машин и принять участие?
На мой взгляд, это унизительно. Я работаю на Минском автомобильном заводе с 2003 года, застал разные времена и здесь же состоялся как спортсмен. Для команды крайне важно остаться при своем логотипе, поэтому пойти на уступки мы не готовы. Считаю это унижением достижений наших спортсменов и конструкторов.
Можно ли оспорить решение в суде?
На сегодняшний день прошло мало времени, чтобы говорить о том, что ведется огромная работа. Единственное, что можно сказать: возврат средств Белорусской автомобильной федерацией просматривается очень просто. Если это не будет сделано в добровольном порядке, то это будет сделано в судебном.
Что касается участия, то мы добиваемся и будем добиваться, чтобы никоим образом политика не касалась спортивных команд. Хочу отметить, что огромное спортивное сообщество возмущено до глубины души… Если трактовать дословно ответ Евросоюза о том, что МАЗ получит дополнительную рекламу, то хочется сказать: «Ребята, такую рекламу, какую вы нам сделали в последние две недели, у нас не было все 11 лет».
Хотелось бы, чтобы решения принимались без эмоций, со здравым смыслом, в соответствии с моральными, человеческими принципами и спортивному кодексу».