Продолжатель дела Сенны и Шумахера, или Темная сторона Макса Ферстаппена
От СуперМакса до Безумного Макса один шаг – таков главный итог Гран При Саудовской Аравии...
Сражение претендентов на чемпионский титул Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона на Гран При Саудовской Аравии в прошлое воскресенье оставило горький привкус. Впервые за весь сезон их дуэль омрачилась ярковыраженными неспортивными действиями – столкновения в Сильверстоуне и Монце, и контакт в Интерлагосе не идут ни в какое сравнение. Тут один из них осознанно перешел грань дозволенного, и не раз.
Макс, Макс, Макс, СуперМакс!
Всего одного поворота не хватило Максу Ферстаппену в конце квалификации в Саудовской Аравии, чтобы сотворить, возможно, один из самых ярких и шедевральных моментов последних 10-15 лет в Формуле 1. Его быстрый круг в заключительной попытке, что и говорить, был завораживающим: лидер чемпионата буквально «облизывал» стены, особенно в эсках с 4-го по 12-й повороты и с 14-го по 18-й, которые проходятся на средней скорости под 250 км/ч, постоянно балансировал на грани. Было два опасных момента, во 2-м и 13-м поворотах, что не помешало голландцу отыграть у обладателя промежуточного поула Льюиса Хэмилтона две десятых секунды на двух первых секторах. RB16B под его управления словно не летела по узкой и извилистой трассе, а танцевала.
Такой потрясающий пилотаж как нельзя лучше подчеркнул всю одаренность Ферстаппена, его бескомпромиссность и мегачутье автомобиля, присущее с малых лет. «Я тренировал чувство машины ещё в картинге. Отец менял настройки, но не говорил мне, что именно: я должен был сам понять это на трассе», – рассказал голландский гонщик в одном из интервью в начале 2021 года.
Да, блокировка шин в последнем повороте и последующий удар о стену перечеркнули все надежды на поул-позицию, но общее впечатление, согласитесь, осталось неизгладимое. Чего, увы, не скажешь, про перформанс пилота Red Bull Racing в воскресенье. В главный день гоночного уик-энда как никогда заметно проявилась другая его сторона – темная...
Безумный Макс
Кто знает, как развивались бы события в гонке в Джидде, не разбей Макс машину в квалификации и стартуй с поула. Может, он контролировал бы ход заезда, а, может, и всё равно бы постоянно находился под давлением со стороны Льюиса Хэмилтона, учитывая, что на пятничных тренировках на длинных сериях кругов проигрывал лидеру Mercedes чуть ли не секунду. Но факт в том, что на старт он вышел бы в более спокойном настроении – скажем так, менее взвинченным и разозленным. Что может быть хуже, чем разбить машину в один из решающих моментов чемпионата?
Ну и надо понимать, что Макс так воспитан. Вспомните многочисленные истории из его детства, как после аварий и вылетов в картинге суровый папа Йос то отказывался разговаривать с ним неделю, то оставлял на заправке по дороге домой, то прилюдно на картодроме мог дать по шлему. Мы не будем тут расписывать психологический портрет Макса, рассуждать о возможных комплексах из детства. Но очевидно, что такими «уроками» отец навсегда вбил ему в голову: ошибки недопустимы, ты должен побеждать и никак иначе.
Поэтому стоит ли удивляться, в какой бескомпромиссной и жесткой манере пилот Red Bull Racing провел гонку в Джидде. На рестарте на 15-м круге он нагло срезал первую шикану и вышел в лидеры, на втором протиснулся между отбойником, Льюисом Хэмилтон и Эстебаном Оконом, едва не спровоцировав тройное столкновение. Спустя 20 кругов, защищаясь от Хэмилтона, он опять срезал первую шикану и вытолкнул туда же своего соперника по чемпионату!
Знаете, в Mercedes, конечно, часто идеализируют семикратного чемпиона мира но тут он действительно показал себя молодцом, потому что если бы не отрулил в первом и втором случае, всё закончилось бы столкновением. И ведь Максу подобная развязка пошла бы только на пользу – в случае обоюдного схода он сохранил бы преимущество в восемь очков. Вот тут мы подходим к главному и самому спорному эпизоду гонки в Джидде – столкновению на 37-м круге.
Опасная черта
Вопрос на миллион: может ли гонщик чисто, без всяких ухищрений отдать по указанию сверху лидерство и, вероятно, победу и семь очков в чемпионате, если этого не гнушался вытолкнуть соперника и дважды срезал шикану, грубо нарушив правила? Тем более что повторное нарушение он допустил уже после того как ранее поплатился, потеряв два места. Если у него на уровне подсознания заложено «ни миллиметра свободного пространства конкуренту». Естественно, нет. Непонятно только, что именно Макс пытался проделать на торможении перед 26-м поворотом за 13 кругов до финиша. Зачем сбрасывать скорость с 300 до 110 км/ч ещё до зоны торможения и по сути вставать посреди трассы?
Watching this clip, got to say the stewards were right to penalise Max.
It’s quite clear he deviates (wrongly) from the racing line to the middle of the track & braked unexpectedly.
I know the penalty doesn’t change his P2 yesterday but it sets a precedent for future races pic.twitter.com/94xn5wnfFw— Karun Chandhok (@karunchandhok) December 6, 2021
Вариант первый – оптимистичный: Ферстаппен хотел оказаться вторым в зоне детекции DRS, чтобы затем на стартовой прямой активировать крыло и обогнать Льюиса. Предположим, он понимал, что Хэмилтон откажется выйти вперед по этой же причине, и решил схитрить – резко затормозил, чтобы гонщик Mercedes не успел отреагировать и промчался мимо. Хэмилтон оказался не так прост и тоже затормозил, но, возможно, не ожидал, что оппонент продолжит давить на педаль тормоза и уткнулся к него. Претенденты на титул просто заигрались – вина, скажем так, 60 на 40, или 70 на 30. Макс виноват больше, потому что эта цепочка событий началась с его действий.
Вариант второй – пессимистичный: гонщик Red Bull Racing подставился специально. Если бы Льюис снес себе переднее крыло или пробил бы колесо и оказался на финише ниже шестого места, то Макс при условии победы стал бы чемпионом досрочно. Не хочется, чтобы борьба за титул дошла до таких «грязных» приемов. И к счастью, доказательств в пользу этой версии нет. Тем не менее какой-то неприятный осадок остался, особенно в свете всех действий Ферстаппена в этой гонке.
«Достойный» наследник Сенны и Шумахера
Безусловно, Макс Ферстаппен – очень талантливый, харизматичный и быстрый пилот, который, возможно, выиграет не один титул при наличии конкурентоспособной машины. Но своим жестким и бескомпромиссным поведением на треке он очень сильно напоминает Айртона Сенну и Михаэля Шумахера в их худших проявлениях. Голландец – наверное, первый гонщик за последние два десятилетия в Формуле 1, который ставит вопрос ребром: либо я впереди, либо никто.
Ох, как бы в Абу-Даби действительно не дошло до повторения Сузуки-1990, Аделаиды-1994 и Хереса-1997…