Гран При Кореи: обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
11 октября 2013 в 22:56

Себастьян Феттель в Корее вновь уверенно проследовал к победе на фоне многочисленных жалоб на резину Pirelli со стороны его соперников. Марк Хьюз устроил разбор полётов…

Недовольство большинства команд нарастающим превосходством Red Bull Racing подтолкнуло Pirelli привезти в Корею шины SuperSoft и Medium.

Чем жёстче резина, тем лучше машины команды Red Bull Racing используют своё преимущество в прижимной силе. Как ни парадоксально, но остальные, осознав это, требовали от итальянской компании более радикального выбора для этапа в Корее, пытаясь не допустить очередного исчезновения Феттеля за горизонтом.

Первоначальный выбор для автодрома в Йонаме – миланцы собирались привезти Soft и Medium – стал бы более сбалансированным решением в плане длительности отрезков на обоих составах резины, а реализация тактики с двумя остановками не столь критично зависела бы от износостойкости шин.

Всё в современной Формуле 1 трещит под огромным давлением, источником которого служим безоговорочное преимущество Феттеля и Red Bull Racing, созданное за последние четыре года, не выдерживают проверки на прочность отношениях между командами и пилотами, а гонщики ведут заочные препирательства с Pirelli.

Отношения Фернандо Алонсо и Ferrari не дали бы трещину, если бы не сокрушительное господство тандема Себа и Red Bull Racing; Кими Райкконен вряд ли был бы приглашён в Скудерию в качестве ответной реакции на происходящее; Льюис Хэмилтон, скорее всего, не покинул бы McLaren год назад. По той же причине Pirelli, уставшая от нападок, вынуждена была остановить свой выбор для корейского этапа на составе SuperSoft.

Ирония состоит в том, что после этого превосходство Феттеля никуда не делось, зато решение привезти более мягкий состав явно обострило борьбу за его спиной.

Более агрессивный подход Pirelli к выбору резины не остановил Феттеля, но создал проблемы остальным © LAT
Более агрессивный подход Pirelli к выбору резины не остановил Феттеля, но создал проблемы остальнымФото: LAT

Одиннадцатый поворот автодрома в Йонаме – затяжной левый, который преодолевается на четвёртой передаче – определяет характер трассы, в том числе интенсивность износа резины, выбор тактики и расстановку сил в пелотоне.

Он буквально "сбривает" резину на правом переднем колесе, вызывая появление чёрной устрашающей полосы на протекторе, означающей начало процесса гранулирования.

«Как только эта фаза проходит, шина работает превосходно, - рассказал Феттель после гонки. – Ощущение такое, будто машина снова ожила, но, по правде говоря, резина уже "убита"». Дело в том, что оставшийся протектор уже очень тонок. Проходит еще пара кругов, и наступает финальная фаза: сцепление резко падает, и пилот теряет на круге по три секунды.

К переднему правому колесу оказалось приковано такое внимание лишь потому, что многие решили пойти на тактику с двумя, а не с тремя пит-стопами. Более надёжный вариант – мягкий, а не сверхмягкий состав – позволил бы проехать более длинный отрезок, что не создало бы излишнего давления на шины Medium.

Феттель властвовал в гонке с самого начала, так как его коллега по первому стартовому ряду Льюис Хэмилтон признался, что провёл ничем особо не примечательный старт. После этого пилоту Mercedes пришлось переключить своё внимание: вместо атак на позиции Себастьяна приходилось думать об обороне от наскоков Ромена Грожана. «Шансы на победу испарились сразу после старта», – признался Льюис позже.

Если бы Хэмилтону удалось на первых метрах дистанции опередить Red Bull, то перед Феттелем встала бы интересная задача – обойти автомобиль, который медленнее в виражах, но имеет преимущество в максимальной скорости в конце прямых.

Но уже Себастьян мог вздохнуть спокойно, когда, взглянув в зеркало заднего вида перед третьим поворотом, увидел борьбу между Роменом и Льюисом.

Оборонительная траектория, выбранная Хэмилтоном, дала преимущество его сопернику, который идеально прошёл первые два поворота. Из-за большего угла атаки заднего антикрыла Грожан хорошо вышел на прямую, и, использовав KERS и эффект «воздушного мешка» от машины соперника, на длинной-длинной прямой занял внутренний радиус и первым нырнул в "шпильку".

Надежды на победу в гонке исчезли для Хэмилтона сразу после невзрачного старта © LAT
Надежды на победу в гонке исчезли для Хэмилтона сразу после невзрачного стартаФото: LAT

Француз тормозил поздно, чисто и уверенно, широко выйдя из виража, закрыв Льюису все возможности для атаки. Дело было сделано.

Хэмилтон сохранил небольшой запас энергии в KERS, как только понял, что уже проиграл – готовясь к контратаке перед четвёртым поворотом.

За ними Нико Росберг оставил ни с чем Фернандо Алонсо, широко выехавшего на поребрик в первом повороте, а следом за испанцем уже находился хорошо стартовавший Нико Хюлькенберг, преследуемый целой группой пилотов, из которой особо выделялся чрезмерно оптимистичный Фелипе Масса на внутренней траектории – все они стремительно приближались ко входу в третий поворот.

Так как Росберг резко повернул с внешней траектории, Масса понял, что уже слишком поздно, и ударил по тормозам, заблокировав их – что привело к развороту. Две Ferrari легонько соприкоснулись, это не привело к повреждениям, но стоило Фернандо Алонсо позиции относительно Хюлькенберга.

Пилоты хаотично объезжали стоящую поперек траектории на самом апексе алую машину, избегали завал. Это позволило Даниэлю Риккардо подняться до седьмого места сразу за Алонсо, опережая Кими Райкконена на Lotus. Австралиец, к слову, был единственным, кто рискнул стартовать на резине состава Medium.

Масса откатился на последнее место и вынужден был прорываться сквозь пелотон, а машины Дженсона Баттона и Адриана Сутиля в толчее получили повреждения переднего антикрыла, что привело к вынужденному пит-стопу обоих.

Грожан превосходно защищался от атак Хэмилтона в четвёртом и пятом поворотах, несмотря на то, что у Льюиса оставалось больше заряда в KERS. Дальше их ждал средний сектор, на котором тяжело обгонять, и серия среднескоростных виражей с 12-го по 18-й. Это означало, что француз сохранил за собой вторую позицию.

Феттель оказался в уже набившей оскомину ситуации: стремительный спринт позволил ему оказаться вне зоны действия системы DRS идущих следом соперников, а затем сбросил, контролируя отрыв от преследователей и экономя резину. В первый раз преодолев завершающую круг хитрую "эску", Себ уже выигрывал две в лишним секунды – данный отрыв стал заделом будущей победы, как и во многих случаях до этого.

Однако ситуация не походила на этап в Сингапуре, где немец изо всех сил старался продемонстрировать своё превосходство – в Корее это не позволяли сделать не слишком надёжные шины, так что в этот раз пилотирование Феттеля напоминало его традиционный подход к работе с Pirelli.

Массу развернуло в третьем повороте на первом круге © LAT
Массу развернуло в третьем повороте на первом кругеФото: LAT

Он стабилизировал свой отрыв от Ромена Грожана на уровне трёх секунд, от гонщика Lotus изо всех сил пытался не отстать Льюис Хэмилтон, а далее шёл более осмотрительный и осторожный Росберг.

В Mercedes решили провести пит-стоп Льюиса довольно рано – не девятом круге – в попытке переиграть Грожана. Отстававший от британца на несколько секунд Алонсо также отправился в боксы, пытаясь проделать то же самое с Хюлькенбергом.

Эти шаги подвигли к пит-стопам практически всех пилотов, причем на три-четыре круга раньше того момента, когда комплект SuperSoft теоретически должен был прийти в негодность. Из-за этого эффективность тактики с двумя остановками оказалась под угрозой.

Феттель среагировал на пит-стоп Грожана, отправившись в боксы на 11-м круге – и вернулся на трассу с отставанием в несколько секунд от своего напарника Марка Уэббера, который поехал за новой резиной кругом позже. Все пилоты в тот момент перешли на более надёжный составе Medium, который должен был прослужить 20-22 круга – двух комплектов таких шин теоретически должно было хватить до самого конца дистанции.

Однако многое зависело от того, насколько аккуратно пилоты работали с резиной, особенно в 11-м повороте.

Хэмилтон явно не собирался экономить – после безуспешных попыток опередить Грожана британец накрепко сел на хвост Lotus. Он вновь атаковал француза в третьем повороте, но Ромен грамотно отбивал все попытки. В течение следующих нескольких кругов британец вёл себя так, словно износ резины касался всех остальных, но только не его.

Лучше всего Mercedes удавался второй сектор – Хэмилтон ещё в квалификации был здесь самым быстрым. Британец агрессивно прессинговал Грожана в надежде на его ошибку, но тем самым активно расходовал ресурс собственной резины, особенно переднего правого колеса.

Но план Льюиса не сработал, а его реакция на происходящее только спровоцировала рост проблем подобно снежному кому. Его напарник Нико Росберг, более разумно работавший с передней правой шиной, отставал от Хэмилтона на десять секунд, уступая к тому же и Риккардо, которому ещё предстояло совершить свой пит-стоп, так как австралиец был единственным, кто стартовал на резине Medium.

Не так и далеко за вторым пилотом Mercedes Нико Хюлькенберг прекрасно справлялся со своей работой, отбивая атаки Фернандо Алонсо: немец очень грамотно оценивал ситуацию и правильно выбирал места и траекторию для защитных манёвров.

Умелой зашитой Хюлькенберг отразил все атаки Алонсо, что позволило приблизиться к ним Райкконену и Уэбберу © LAT
Умелой зашитой Хюлькенберг отразил все атаки Алонсо, что позволило приблизиться к ним Райкконену и УэбберуФото: LAT

Нико пилотировал столь же блестяще, как и в Монце, однако здесь ему играл на руку еще один факт: когда Алонсо упирался в Sauber, переднее крыло Ferrari просто переставало работать должным образом, провоцируя постоянные выезды испанца на поребрики – и даже единожды на траву. Через несколько кругов к их «паровозику» присоединились Райкконен и Уэббер.

На 18-м круге дистанции Росберг при помощи системы DRS обошёл Риккардо, который буквально сразу отправился в боксы за свежим комплектом Medium.

Алонсо всё настойчивее наседал на Хюлькенберга, особенно перед четвёртым поворотом. Однако затем резина испанца начала гранулироваться из-за того, что тот долгое время ехал слишком близко за соперником. Пилот Sauber получил долгожданную передышку, но затем и его собственные шины постигла та же участь.

В это время Феттель показал лучшее время круга, увеличив своё преимущество до четырёх секунд, а Хэмилтон уже после 11 кругов начал испытывать проблемы с передней правой шиной. На 22-м круге он потерял 0,7 секунды, а затем начал ехать всё медленнее и медленнее, а в итоге стал и вовсе проигрывать по три секунды на круге.

«Передняя правая шина кончилась», - отрапортовал Льюис по радио. Его в ответ проинформировали, что это лишь процесс гранулирования. «Нет, он уже прошёл. Ей конец», - огорошил командный мостик британец.

В течение следующих семи кругов он потерял порядка 18,5 секунд. С тактической точки зрения пилот оказался в незавидном положении. Было слишком рано проводить второй пит-стоп – оставшийся отрезок невозможно было проехать на одном комплекте, но в Mercedes категорически отказывались переходить на тактику с тремя остановками.

На бумаге этот вариант лишь восемь секунд уступал схеме с двумя визитами в боксы, тогда как оставаясь на трассе Хэмилтон потерял гораздо больше. Но дополнительная остановка сразу отбросила бы его примерно на 25 секунд назад – в теории 17 из них он смог бы позже отыграть благодаря свежему комплекту. Разумеется, вся эта теория не учитывает такой фактор, как трафик.

К тому времени стало ясно, что это уже действительно не зернение – резине действительно пришёл конец. И теперь переход на три пит-стопа сулил уже куда более серьезные потери. В Mercedes проворонили необходимый момент, не сумев среагировать вовремя.

Хэмилтон вынужден был продолжать движение в надежде, что переднюю правую шину не постигнет процесс расслоения. А ведь в момент, когда проблемы только начали давать знать о себе, Росберг и Хюлькенберг уступали ему 16,5 и 20 секунд соответственно – и это вполне позволяло Льюису провести лишний пит-стоп.

Правая передняя шина на машине Хэмилтона пришла в негодность уже после 11 кругов второго отрезка © LAT
Правая передняя шина на машине Хэмилтона пришла в негодность уже после 11 кругов второго отрезкаФото: LAT

Но сколь долго ему требовалось продержаться на трассе? Пилоты как раз пошли на 25-й круг. По плану британца ждали в боксах на 28-м.

Почему? Возможно в команде хотели прежде вывести вперёд Росберга, чтобы Хэмилтон на новой резине не помешал напарнику после их пит-стопов. В этом есть свой смысл. Более того, это единственное разумное объяснение действий Mercedes.

Нико стремительно настигал британца, а Льюиса начала охватывать паника. «Моей позиции что-то угрожает?» – спросил он команду. Ему сообщили отставание Росберга. «Это не то, что я спрашивал. Я под угрозой?» – тревожно прозвучало в радиоэфире. И это было именно так…

На 28-м круге Нико настиг партнера и получил право на открытие крыла на задней прямой. При помощи DRS он слипстримом обошёл Хэмилтона справа. Но в этот самый момент на его машине сломалось крепление носового обтекателя к шасси – и из-под крыла, доставшего до асфальта, посыпались снопы искр.

Они явно дали понять, что немцу незамедлительно необходимо отправляться в боксы. Вся неловкость момента заключалась в том, что из-за этого инцидента Льюис вынужден был остаться на трассе ещё на один круг. Неудивительно, что британец терял терпение…

Росберг провёл в боксах 22 секунды, пока механики меняли носовой обтекатель, кругом позже на замену шин Хэмилтон потратил всего 2,5 секунды, получив, наконец, долгожданный свежий комплект и вернувшись на трассу на несколько секунд впереди Хюлькенберга.

При этом он потерял позицию относительно Райкконена, который остановился на несколько кругов раньше – благодаря этому финн опередил разом четверых соперников. Не будь этого дополнительного круга на старом комплекте из-за злосчастной поломки носового обтекателя на машине Росберга, Льюис вернулся бы на трассу впереди Кими.

До этого момента Райкконен застрял за Хюлькенбергом и Алонсо. Теперь же он прошёл не только их, но и Хэмилтона, очутившись на эффективном третьем месте (пусть пока некоторые пилоты перед ним ещё не успели совершить свои пит-стопы). Однако Кими 25 секунд уступал своему партнёру по команде Ромену Грожану, проводившему безошибочную гонку на второй позиции.

Француз понял, что ничего не сможет поделать с Феттелем, и пытался сохранять разумный баланс между временем на круге и бережным обращением с передней правой шиной. Драма Mercedes обеспечила его большим преимуществом над преследователями. Ромену оставалось лишь не упускать машину Red Bull Racing из поля зрения и грамотно воплощать в жизнь тактику с двумя пит-стопами. Иногда ему удавалось немного сокращать своё пятисекундное отставание, но Себ реагировал без промедления.

Во время второй волны пит-стопов Райкконен опередил нескольких пилотов… © LAT
Во время второй волны пит-стопов Райкконен опередил нескольких пилотов…Фото: LAT

Однако гонка Грожана была испорчена инцидентом, к которому он сам не имел никакого отношения. Шёл 31-й круг, и Серхио Перес еще только должен был во второй раз останавливаться в боксах. Его шины отработали уже 21 круг, и на правом переднем колесе теоретически уже практически не оставалось рабочего слоя резины. Мексиканец заблокировал колёса в первом повороте, и небольшого скольжения хватило, чтобы в протекторе образовалась дыра.

Шина продержалась после этого лишь несколько секунд. Перес начал разгоняться за задней прямой, как вдруг протектор сорвался с колеса и, словно пружина, выскочил из под днища машины, опустившись прямо на середину трассы, по пути нанеся повреждение аэродинамическим элементам McLaren. Уэббер, только покинувший боксы, наехал на осколки углепластика и проколол одну из своих новеньких шин.

На трассе появилась машина безопасности. Феттель и Грожан тут же отправились в боксы за свежей резиной и благополучно вернувшись – на первое и второе места соответственно. Но их преимущество над Райкконеном растаяло. Следом за Себастьяном и двумя пилотами Lotus двигались Хэмилтон, Хюлькенберг, Алонсо, Баттон и Росберг.

Дженсон Баттон оказался на необычно высокой для себя позиции, из-за того, что на ранней стадии гонки, повредив переднее антикрыло вынужден был отправиться в боксы и – теперь пребывал на тактической схеме, отличной от остальных. Однако еще не было ясно, смогут ли его шины выдержать отрезок до финиша длинной в 33 круга.

После своего прокола Уэббер вернулся в пелотон – и не без удивления увидел красную маркировку на своей резине. Он поинтересовался у команды, почему они поставили ему SuperSoft. «Потому, что у нас не осталось состава Medium, приятель», - последовал ответ с мостика. Однако это еще была меньшая из его бед…

В конце 36-о круга машина безопасности оставила пелотон. Готовясь к рестарту, Феттель в спринтерском темпе уехал от обеих Lotus на финальном секторе как раз перед рестартом – а вот Грожан допустил небольшую помарку, из-за чего чуть медленнее вышел на стартовую прямую.

Райкконен увидел свой шанс: он направил свою машину на внутреннюю относительно напарника траекторию. Грожан подумал было вытеснить финна, который вынужден был реагировать, чтобы предотвратить контакт – однако Кими пошёл до конца.

Если бы не автомобиль безопасности, Райкконен всё ещё находился бы в 25 секундах позади Ромена. Без сомнений, француз был раздосадован.

…а сразу после рестарта обошёл и напарника в первом повороте © XPB
…а сразу после рестарта обошёл и напарника в первом поворотеФото: XPB

«У нас в команде есть правило, запрещающее пилотам бороться между собой», - рассказал Ромен. Грожан поинтересовался, пропустит ли его Кими вперёд, если выяснится, что скорость финна ниже. Ранее в паре эпизодов он сам поступал именно так, помогая Райкконену.

Было очевидно, какой ответ получил бы командный мостик Lotus, если бы финна попросили вернуть напарнику позицию.

У Грожана были все причины негодовать. Именно у него, а не у Кими, был достаточный темп, чтобы хоть как-то бороться с Феттелем. Он, а не Райкконен останется в команде в следующем году. «Если бы я не допустил ошибку, у нас бы не было таких разговоров», - Грожан был честен в оценках своих действий после гонки.

В третьем повороте, как только Хюлькенберг слипстримом обошёл Хэмилтона, машину Сутиля из-за недостаточно прогретой резины развернуло на торможении. Удар острым "носом" Force India пришёлся как раз в масляный радиатор Red Bull Уэббера.

Из-за высокой температуры выхлопных газов в этой зоне масло мгновенно воспламенилось. Марк съехал с трассы, а его машина заполыхала ярким пламенем. Такси, как в Сингапуре, стало бы для австралийца слишком дорогим выходом из ситуации…

До четвёртого поворота Хэмилтон приходилось агрессивно защищаться от атак Алонсо, который вслед за Хюлькенбергом пробовал обойти пилота Mercedes. На длинной прямой пилоту Ferrari удалось на мгновение оказаться впереди – машины мчались параллельными курсами, и эта картина напоминала дрэг-рейсинг. Но Льюис, находясь внутри, тормозил жёстко и поздно – и смог отстоять свою позицию.

Из-за воспламенения на машине Уэббера директор гонки Чарли Уайтинг дал разрешение задействовать пожарную спецтехнику и готовился вновь отправить на трассу автомобиль безопасности. Он поступил так, поскольку не сомневался, что пожарная машина пребывает в полной готовности в том же третьем повороте и её появление не помешает лидеру. Однако вместо этого на место происшествия была отправлена другая машина – из первого поворота. Она помчалась на помощь трямо по задней прямой!

Белые флаги, сигнализирующие о медленно движущемся транспортном средстве, немедленно замелькали над трассой, но Феттель всё равно был крайней озадачен, увидев пред собой нечто полноприводное. Он снял ногу с педали акселератора, как и другие, дав возможность пилоту автомобиля безопасности взять ситуацию под контроль.

Гонка была нейтрализована до конца 40-го круга, что дало возможность тем, кто находился в зоне риска (включая и Фернандо Алонсо) при использовании тактики с двумя пит-стопами некоторую передышку. «Я думаю, многие вынуждены были бы совершить третью остановку, не появись машина безопасности во время гонки», - отметил руководитель Ferrari Стефано Доменикали.

Пылающая машина Уэббера стала причиной второго появления машины безопасности
Пылающая машина Уэббера стала причиной второго появления машины безопасности

После рестарта Феттель вновь уехал от пелотона, и Райкконен не смог с этим ничего поделать. Грожан всё ещё просил команду разрешения разменять с финном позиции, но в который раз услышал отказ. В конце концов, сам Эрик Булье сообщил французу по радио, чтобы тот сам выжимал максимум из техники. Но в единственном пригодном для обгона месте – в третьем повороте – развевались жёлтые флаги, так что атака просто не представлялась возможной.

Хэмилтон столкнулся с аналогичной проблемой в борьбе с Хюлькенбергом, который демонстрировал столь же безупречную оборону против британца, как ранее делал это с Алонсо. В одном из эпизодов Льюису удалось первым нырнуть в послестартовый поворот, но Нико вернул себе позицию на задней прямой (использовав DRS) задолго до следующей зоны торможения.

«Всё, что от меня требовалось – чисто и правильно выходить из первого поворота, поскольку я знал, что на задней прямой у меня было преимущество в скорости», - объяснил немец. Так как позади маячил Алонсо, Хэмилтон больше не повторял попытки атаки в этом месте. «У кого-нибуть есть идеи? - спрашивал он команду по радио. Хюлькенбег же безошибочно гнул свою линию ещё 15 кругов.

Появление машины безопасности спровоцировало активизацию борьбы чуть позади: Мальдонадо, Гутьеррес, Масса и Перес обменивались позициями в отчаянной борьбе за девятое место с бесконечными блокировками колёс в зонах торможения. В конце концов, Масса, преследуемый Пересом, вышел победителем из этой круговерти. Риккардо мог тоже принять участие в этом празднике гоночной жизни, но вынужден был сначала замедлиться, а потом и вовсе сойти с дистанции из-за проблем с тормозами, когда до клетчатого флага оставалось уже рукой подать.

Оборонительная тактика Хюлькенберга, собравшего за собой Хэмилтона, Алонсо, Баттона и Росберга, позволила первой тройке за оставшиеся круги оторваться от преследователей на 20 секунд. При этом Баттона неустанно атаковал Росберг на более свежей резине. Британец в итоге уступил, но проделал феноменальную работу, добравшись до финиша на комплекте шин, которой получил еще на 21-м круге.

Победа Феттеля позволяет ему уже сейчас положить одну руку на чемпионский кубок. Даже на составах резины, призванных сократить привычное преимущество Red Bull Racing над соперниками, его безоговорочное преимущество так никому и не удалось поставить под сомнение. Или всё-таки удалось?

«Я думаю, если бы не машины безопасности, мы имели шансы потягаться с ним, - считает Грожан. – У нас было небольшое преимущество в резине под конец отрезков. Мы планировали совершить финальный пит-стоп чуть ранее, чтобы обойти Феттеля, пусть после этого и пришлось бы проехать довольно много кругов – но появление автомобиля безопасности привёло к тому, что мы вынуждены были отправиться в боксы в одно и то же время при одинаковом состоянии резины».

Возможно, Феттеля и впрямь можно было победить. Но что думает об этом гоночный директор Lotus Алан Пермейн? «Без шансов!»

Гран При Кореи: обзор гонки от Марка Хьюза
Гран При Кореи: обзор гонки от Марка Хьюза

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle