С глаз долой – из команды вон. Как Toro Rosso/AlphaTauri увольняла гонщиков
Ник де Врис может составить компанию российскому гонщику Даниилу Квяту…
После всего-навсего пяти гонок Ник де Врис оказался под угрозой увольнения из AlphaTauri. Если чемпион Формулы 2 и Формулы E не прибавит к началу лета, то станет четвёртым гонщиком, вылетевшим из младшей команды Red Bull посреди сезона. Кто предыдущие трое и почему они остались без места? Давайте вспомним вместе.
Скотт Спид: пилот, которому Тост намылил шею
Итак, начнём с самого заслуженного увольнения, ибо не было бездарнее гонщика из всех 17-ти, выступавших за младшую команду Red Bull. Да, именно так. Причём подобного мнения придерживаются и в Фаэнце.
«Худший гонщик в истории нашей команды? Скотт Спид! У него не было дисциплины, он никого не слушал и не прогрессировал», – сказал пару лет назад руководитель коллектива Франц Тост.
Экс-совладелец Toro Rosso Герхард Бергер вспоминает: «Никогда в жизни не видел такого глупого пилота».
За 29 стартов американец не принёс Toro Rosso ни одного очка и ни разу пробился хотя бы в третий сегмент квалификации. Причём 1/6 от всех проведённых гонок он завершил авариями.
В конце концов Спид так достал команду, что после вылета в дождевой гонке на Нюрбургринге-2007 получил от Тоста в прямом смысле. Глава команды, по рассказам очевидцев, схватил его за шею и приложил о стену в боксах. А через неделю Спида прогнали из команды. Больше он в Формулу 1 не вернулся.
Бывшего гонщика Toro Rosso забанили за агрессивные действия на виртуальной трассе
Себастьян Бурдэ: не в то время не в том месте
Увы, классическая история. Гонялся пилот успешно в американской IndyCar/Champcar – доминировал и выигрывал титулы, но перешёл в Формулу 1 и оказался аутсайдером. Сколько таких примеров? Майкл Андретти, Алекс Дзанарди, Кристиано Да Матта – никто из них не задержался в Больших Призах даже на два года. И последний на сегодняшний день такой пример – Себастьен Бурдэ.
После четырёх чемпионских титулов и четырёх десятков побед француз перебрался в 2008-м в Формулу 1 в качестве пилота Toro Rosso. Перспективы были шикарные. Карьерой Бурдэ занимался Николя Тодт, сын Жана Тодта, моторы команде поставляла Ferrari, так что в случае успешного дебюта можно было построить неплохую карьеру. Но не получилось.
«Себастьяну было тяжело освоиться в Формуле 1 после ChampCar. Машины сильно отличались, тем более в США он привык выступать на сликах и не привык к шинам с канавками», – рассказал Франц Тост о проблемах звезды американской серии.
Ещё и партнёр по команде попался будь здоров – будущий четырёхкратный чемпион мира Ф1 Себастьян Феттель. Француз проиграл молодому немцу подчистую: 5:13 в квалификациях и 4:35 по очкам в гонках. Ему дали тем не менее второй шанс – на 2009-й, хотя всерьёз рассматривали вариант с заменой на Такуму Сато. Но не пошло.
Всю первую половину сезона-2009 Бурдэ был медленнее нового напарника, новичка Себастьена Буэми, который заменил ушедшего в старшую команду Феттеля, и заработал всего один балл. После гонки на Нюрбургринге в середине года Toro Rosso рассталась с французским гонщиком, заплатив ему $ 2 млн отступных. На этом карьера многократного чемпиона ChampCar в Формуле 1 завершилась.
По ту сторону океана: 10 примеров перехода из Формулы 1 в IndyCar
Даниил Квят: этот гонщик сломался – несите другого
Ох и пошвыряла судьба Даниила Квята. Несколько раз российский гонщик уходил и возвращался в Toro Rosso. И однозначно самым болезненным и мучительным был период с весны 2016-го по осень 2017-го.
В отличие от Пьера Гасли, Даня не справился с психологическим ударом от перевода из старшей команды Red Bull в младшую. Ошибки, нервозность, неуверенность в себе и, как следствие, аварии и слабые результаты – всё это превратило возвращение в Toro Rosso в один сущий кошмар. 9 очков за полтора года против 90 у напарника по команде у Карлоса Сайнса! Ну куда такое годится? В Сильверстоуне-2017 он вообще выбил напарника, на старте в Сахире и Баку в том же году тоже едва не впилился в испанца.
«После рокировки Квят находился в шоке. При этом он оказал на самого себя слишком сильное давление, что привело к нескольким авариям на стартах, как в Шпильберге-2017. С любым гонщиком произошло бы подобное в таких непростых обстоятельствах», – объяснил Франц Тост.
До кучи ещё и с техникой были проблемы. Машина либо просто не ехала, либо ломалась – семь раз в 30-ти гонках россиянин сошёл из-за поломки.
«Что было не так? Да всё! Машина ехала сам по себе», – воскликнул раздосадованный Квят после последнего места в квалификации Гран При Испании-2017.
И чем дольше этот кризис продолжался, тем меньше оставалось шансов на благополучный исход. В конце концов, осенью 2017-м Квята сначала высадили на гонку в Японии, вернули его на этап в США, а затем заменили на новичка Брендона Хартли до конца сезона
«Квят не исправится», – констатировал спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко
Спустя год Даню всё-таки позвали обратно на место того же Хартли – во многом из-за отсутствия кадров в молодёжке, готовых к участию в Формуле 1. Он вернулся и даже финишировал на подиуме в Хоккенхайме-2019, но, как говорится, это уже совсем другая история.
Нелёгкая доля Даниила Квята. Что пришлось пережить российскому гонщику за два последних года?
Увольнение Квята и признаки краха молодежной программы Red Bull
Получите-распишитесь, или Как Red Bull Racing поплатилась за отказ Даниилу Квяту?
Стоит ли увольнять Де Вриса после пяти гонок?
Три увольнения за 17 лет существования команды – согласитесь не так и много. Тем более говорим мы о системе Red Bull, известной своей жёстким и даже бесцеремонным отношением к пилотам. И при этом заметьте, «Красные быки» всегда оставались терпеливы, даже если пилот был никакой, как Скотт Спид, или не мог прибавить, как Себастьен Бурдэ. Поэтому нетипичная история получается с Ником де Врисом.
Да, голландец многовато ошибается и является всего одним из двух пилотов с «баранкой» в чемпионате. Но почему бы не дать ему хотя бы полсезона, чтобы раскатиться? Скорее всего, связана такая спешка: а) со слабыми результатами AlphaTauri в последние полтора года, прессингом и угрозой продажи со стороны нового руководства Red Bull; б) с желанием представить место своему звёздному резервисту Даниэлю Риккардо – это будет плюс и в плане результатов, и с точки зрения маркетинга.
В принципе, любого из этих двух пунктов достаточно, чтобы высадить Де Вриса прямо сейчас, а уж вкупе и подавно. Так что если Ник не прибавит в ближайших гонках, то, похоже завершит карьеру в Формуле 1 так же стремительно, как и начал осенью прошлого года в Монце. Полтора года, как Спиду, Бурдэ и Квяту, ему никто не даст...
Cемь гонщиков, которые не смогли завершить дебютный сезон в Ф1