Как Шумахер в 1994 году. Дисквалификация Хэмилтона и Леклера в вопросах и ответах

Эд Стро
24 октября 2023 в 9:09
Фото: Ferrari

Кто виноват в исключении Хэмилтона и Леклера из результатов ГП США? Получили ли они преимущество и почему FIA не проверила все машины? Слову британскому корреспонденту Ф1 Эду Стро…

Хэмилтон и Леклер дисквалифицированы по итогам Гран При США

Какое правило нарушили Mercedes и Ferrari?

Итак, установлено что «Серебряные стрелы» и Скудерия нарушили Статью 3.5.9 технического регламента Формулы 1, согласно которой толщина 10-миллиметровой доски скольжения под днищем в изношенном состоянии не должна превышать 9 мм. На автомобилях Льюиса Хэмилтона и Шарля Леклера износ оказался больше 1 мм.

Доска скольжения появилась на машинах Ф1 относительно недавно – в 1994 году после трагического Гран При Сан-Марино. Чтобы уменьшить скорости машин, FIA обязала команды прикрутить к днищу планку из ламината на основе фенольной смолы. С увеличением высоты дорожного просвета стало меньше прижима и, следовательно, машины поехали медленнее.

© Mercedes
Фото: Mercedes

Были такие прецеденты в Формуле 1 раньше?

Да, всего-навсего через месяц после появления планки на днищах машин Ф1 в 1994 году Михаэль Шумахер был дисквалифицирован по итогам Гран При Бельгии. Победа перешла к Деймону Хиллу.

Ситуация в целом похожа на прецедент с Mercedes и Ferrari в Остине. Из-за дождя на свободных заездах команда Benetton ошиблась с расчётом дорожного просвета. Плюс, по ходу гонки Шумахера развернуло на поребрике, деревянная планка получила повреждение. Как итог, машина не прошла техническую проверку проверку после финиша.

Вспоминая Гран При Бельгии-1994

© F1
Фото: F1

Какие машины ещё проверили после финиша?

После финиша FIA выборочно проверила параметры днища на четырех машинах. Помимо Льюиса Хэмилтона и Шарля Леклера, техническая инспекция осмотрела машины победителя Макса Ферстаппена и обладателя третьего места Ландо Норриса.

Почему FIA проверила только четыре машины?

Техническая инспекция проверяет все машины после финиша гонки, но изучать все аспекты непрактично. Для проверки днища на предмет легальности были отобраны четыре машины от четырех первых команд чемпионата.

По итогам техосмотра после гонки федерация всегда публикует подробный список со всем, что было проверено. На Гран При США этот отчет занял четыре страницы.

Следовало ли FIA проверить вторые машины Mercedes и Ferrari после обнаружения нарушений? В регламенте такое требование не прописано.

© Mercedes
Фото: Mercedes

Насколько большое преимущество в темпе получили Хэмилтон и Леклер?

На этот вопрос тяжело ответить, даже имея в своём распоряжении техническую информацию. Есть аргументы в пользу преимущества от низкого дорожного просвета, есть – против.

Да, чем ниже выставлен клиренс при граунд-эффекте, тем больше прижима генерирует днище. Но на такой кочковатой и рельефной трассе, как в Остине, низкий дорожный просвет как раз чреват повышенным износом планки днища. В конце концов, если машина будет скрести днищем по асфальту, то ни к чему хорошему это не приведет.

Нет очевидных доказательство, что Хэмилтон и Леклер поехали быстрее за счёт низкого просвета. Ну и надо понимать, что команды осознают последствия износа планки днища – практически всегда это дисквалификация – и осторожно относятся к «игре» с высотой машины. Просто глупо идти на такой риск ради сомнительного преимущества в скорости.

© Red Bull Content Pool
Фото: Red Bull Content Pool

Как две топ-команды могли просчитаться?

Скорее всего, Mercedes и Ferrari не ошиблись бы с дорожным просветом, если бы гоночный уик-энд в Остине прошёл в стандартном формате.

Мало того, что при спринт-формате у команд всего одна тренировка вместо трёх, так ещё и настройки автомобиля с началом пятничной квалификации фиксируются на всю оставшиеся выходные. Хотите что-то поменять дальше по ходу уик-энда? Пожалуйста, меняйте, но стартуйте с пит-лейна.

Ответственность за легальность машины несёт команда, и в Брэкли и Маранелло были уверены, что всё сделали правильно. По крайней мере бывали случаи, когда опасаясь повышенного износа доски скольжения, команда меняла настройки и начинала гонку с пит-лейна. Например, в этом году так поступила Alpine в Баку – тоже, кстати на спринт-этапе…

Haas и Хюлькенберг не смогли отсудить подиум на Гран При Австралии. Хроника

Источник: the-race.com/formula-1/the-rule-breach-that-led-to-hamilton-and-leclerc-austin-dsqs

© Mercedes
Фото: Mercedes

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle