Red Bull в тупике, McLaren на волне, Ferrari на распутье. Технический обзор от Владимира Башмакова
Какие ключевые новинки привезли команды Формулы 1 на три последних этапах? Специально для AUTOSPORT.com.ru рассказал российский комментатор Владимир Башмаков...
Летняя пауза всё ближе, а по числу этапов уже наступила вторая половина сезона. В прошлые выходные на Хунгароринге прошла первая часть «двойника», который предшествует четырехнедельной паузе. Команды продолжают привозить новинки, которых на гонках в Австрии, Великобритании и Венгрии было предостаточно.
Red Bull Racing
RB20 больше не самая быстрая машина, и от былого преимущества в 0,3-0,4 секунды ничего не осталось. Это сильно контрастирует с тем, как начинался сезон.
Сейчас самой быстрой машиной является McLaren MCL38, а в Милтон-Кинсе пытаются наверстать потерянное. Говорят, что Макс Ферстаппен подгонял инженеров команды, чтобы они раньше привезли новинки. И уже на Сильверстоуне он получил в своё распоряжение новое днище. Элемент привезли в двух экземплярах, и оба были для Макса.
Была обновлена верхняя часть глотки днища вокруг боковой структуры безопасности. Направление потоков воздуха в тоннелях Вентури было оптимизировано. Обновлён край днища, элементы перед так называемым боковым диффузором получили больший угол атаки. Оба изменения направлены на то, чтобы лучше зарядить потоки воздуха и повысить уровень прижимной силы.
В Венгрии новую версию днища получил уже и Серхио Перес. Но Ферстаппену здесь поставили следующую часть обновлений – а именно, новый кожух двигателя и понтоны. По мнению самого Макса, это самые большие новинки команды в 2024 году. Впрочем, забегая вперёд стоит сказать, что ожидаемого преимущества они не дали.
Самое заметное изменение – это пропавшие «сосиски» за защитой головы, и, воздухозаборники, которые находились в их внутренней части. Кожух двигателя теперь стал более покатым и стандартным. На нём новые жабры для отвода горячего воздуха. Изменилась форма боковых понтонов. Ложбинки стали глубже, а боковые стенки выше. Также изменилось соединение боковых понтонов с днищем перед задними колёсами, где находится так называемая система двойного смыва. Причём, всё это не просто косметические изменения. На RB20 поменяли систему охлаждения.
Говорят, что Эдриан Ньюи был большим противником «сосисок» за защитой головы и всей системы охлаждения RB20, и что в целом он сильно разошёлся во мнении с Пьером Ваше и Энрико Бальбо относительно того, как именно развивать RB20. При создании и развитии машины к Эдриану не во всём прислушались. Теперь, похоже, это сделали.
Вдобавок к этому, изменилось оперение в районе защиты головы, гармонизированное под новый кожух двигателя. Было изменено оперение дефлекторов воздуховодов задних тормозов. Новый профиль основной пластины переднего крыла создан для повышения прижимной силы без нарушения стабильности потоков. Форма стала более изогнутой в районе носовой части. Изменение оперения нижнего рычага передней подвески было сделано в целях улучшения смыва воздуха в область глотки днища.
McLaren
McLaren в последних гонках обновлялась не так активно, как Red Bull Racing. Но сейчас MCL 38 и так является самой быстрой машиной. И именно этот болид лучше всего работает с резиной. Ранее Андреас Стелла отмечал, что после обновлений, представленных в Майами, серьёзно доработать машину будет уже достаточно тяжело.
На Шпильберге машину ждала небольшая коррекция формы переднего крыла и гармонизированная под это изменение передняя подвеска. Новинка позволила добиться оптимизации протекания потоков воздуха вокруг машины и на пути к днищу. Также появились дополнительные жабры для отвода горячего воздуха.
На Сильверстоун команда привезла ряд адаптационных новинок – разгруженное заднее крыло и три вида бим-крыла: загруженное, среднезагруженное, разгруженное. Все эти решения были представлены для поиска оптимального баланса и эффективности. McLaren прибавила на прямых, эффективность машины стала выше.
Mercedes
Mercedes продолжает двигаться вперёд малыми шажками. В Австрии инженеры из Брэкли представили версию бим-крыла, разгруженную по краям нижней пластины. На Сильверстоуне были представлены разгруженные версии нового переднего крыла и заднего крыла. Но это скорее можно назвать оптимизацией новинок, представленных в районе Монако и Канады под другие типы трасс.
Но был ещё один важный момент, и хотя эта новинка не попала в табличку FIA на Гран При Австрии, все увидели на носовой части машины горб. Mercedes явно серьёзно доработала переднюю подвеску, в частности так называемый третий элемент, пружину между двумя коромыслами. Новая пружина имеет больший размер, который и привёл к появлению «горбинки» на носу. Мercedes активно работала в этой области еще в 2019-м и 2020-м.
На автомобилях текущего поколения подвеска, по сути, служит аэродинамике. Судя по всему, обновлённый элемент позволяет добиться более стабильной аэродинамической базы, а также помогает лучше проглатывать все кочки, без сильного изменения дорожного просвета и без появления эффекта «дельфинирования» при низко настроенной машине.
В Венгрию команда привезла упрощённую версию винглетов воздуховодов задних тормозов. Теперь данный элемент создаёт меньше негативных вихрей, и позволяет машине работать с большими опциями по дорожному просвету.
Слабых сторон у W15 всё меньше, но среди них пока ещё остаются медленные повороты на трассах, где идёт большая нагрузка на заднюю ось, и высокие температуры.
Ferrari
Ferrari столкнулась с проблемами после обновления в Барселоне. Обновление днища привело к появлению «дельфинирования». В пятницу на Сильверстоуне в течение двух тренировок команда занималась сравнительными тестами версии днища и понтонов из Имолы и из Барселоны. Выяснилось, что последнее обновление позволило прибавить в медленных поворотах и повысить прижимную силу на малых скоростях. Но побочный эффект получился болезненным.
Впрочем, Карлос Сайнс говорит, что «дельфинирование» было и до этого, и им нужно было достичь некой критической точки, чтобы понять, куда двигаться дальше.
В результате быстрых действий команды инженеров, уже к Венгрии было подготовлено изменение. Было обновлено тело днища, в частности его центральная часть ближе к диффузору, а также форма стенок тоннелей Вентури. Эти небольшие изменения были направлены на изменение структуры потоков воздуха для снижения эффекта «дельфинирования».
Грубо говоря, это некое скрещенное днище. Передняя часть как у «испанского», задняя как более старого, из Имолы. Но на самом деле и спереди и сзади также были внесены некоторые коррекции.
Aston Martin
Aston Martin всё ещё находится в кризисе. На Хунгароринге команда сильно обновила машину, заранее обкатав все изменения во время шинных тестов на Сильверстоуне. Но воз и ныне там, о чём говорит их гоночный темп на трассе под Будапештом.
Команда из Сильверстоуна обновила днище, причём на всём его протяжении – от глотки до диффузора. Изменилась форма боковых дефлекторов глотки днища. Изгиб в передней части меньше, а сами края стали выше. Стенки тоннелей Вентури стали острее и выходят вперёд из глотки днища. Внутренняя стенка получила г-образный вырез, который есть у многих других команд.
Заметно изменение формы глотки днища вокруг боковой структуры безопасности, что говорит об изменении тоннелей Вентури, судя по всему, ставших ближе по конфигурации к RB20, оптимизации структуры потоков воздуха в этой области, а также попытки улучшить эффект смыва вниз над глоткой.
Вихрегенераторы так называемого бокового диффузора обрели больший угол и металлические усилители. Боковое «лезвие» днища, на которое, в частности, находится выход из боковых каналов, тоже немного изменилось и обрело металлические усилители.
Усиление этих элементов направлено на то, чтобы они меньше гнулись под нагрузками, и, как следствие, на стабилизацию воздушных потоков. Более агрессивные решения в этой области позволяют оптимизировать потоки под днищем, повысить прижимную силу в его передней части, и лучше запечатать полезными вихрями заднюю часть днища и диффузор, защищая её от вредной турбулентности, которую создают колёса.
Было изменено оперение «ореола», сбоку от которого появились дефлекторы в стиле Ferrari. Это решение помогает уводить турбулентность, которую создают стенки кокпита, избегая её смыва вниз, в область края днища и диффузора.
Ранее на Сильверстоуне команда представила новое переднее крыло. Есть все основания полагать, что оно выполнено в стиле решений других команд и имеет хитрую гибкость, позволяющую лучше балансировать машину между медленными и быстрыми поворотами с помощью зависимости угла атаки от скорости набегающего потока.
В Венгрии команда представила более загруженную версию этого крыла, чтобы лучше откорректировать баланс с загруженным задним крылом. Также было представлено и новое бим-крыло с более высоким вторым элементом для лучшего баланса. Если на секунду вернуться к Сильверстоуну, то стоит отметить ещё и новые винглеты воздуховодов задних тормозов для лучшего отведения турбулентности от задних колёс.
Haas
Haas серьёзно обновила машину на Сильверстоуне. Было представлено большое изменение днища: основное тело, глотка, дефлкекторы глотки, края. Также на машине появились новые воздухозаборники с верхней губой в стиле RB20 и SF-24. C новыми понтонами был гармонизирован кожух двигателя, форма крепления зеркал заднего вида и винглеты воздуховодов задних тормозов.
На Сильверстоуне создалось впечатление, что новинка позволила серьёзно прибавить. Но вот в Венгрии команда Джина Хааса была ближе к той форме, которая была у неё до Австрии. Либо в Великобритании команда хорошо попала в настройки, либо в Венгрии трасса не подошла VF-24. Скорее всего, и то, и другое вместе. Но в Великобритании Нико Хюлькенберг отмечал позитивные ощущения от обновлений, в то время как Магнуссен с новинками не подружился.
Ещё на первой тренировке в Сильверстоуне новое днище повредил работавший за рулём его машины Оливер Берман. Пропустив сессию, и получив в распоряжение отремонтированную деталь, Магнуссен так и не разобрался с новой машиной. В Венгрии уже оба пилота ехали с обновлениями.
Kick-Sauber
Sauber обновила машину в два этапа. На Сильверстоуне была изменена форма дефлекторов глотки днища для улучшения эффективности и оптимизации работы всего аэропакета.
В Венгрии были обновлены боковые понтоны. Будущая Audi стала пятой командой, которая перешла на конфигурацию с «верхней губой». Под них был гармонизирован кожух двигателя.
Новая форма боковин глотки и днища сделана для повышения прижимной силы, в том числе локальной в передней части. Вихрегенераторы выросли в размере, а перед боковыми диффузорами появился небольшой зубчик. Обновление коснулось дефлекторов воздуховодов задних тормозов и оперения задней подвески. Появился новый дефлектор «ореола», обновление оперения зеркал заднего вида.
Alpine, Racing Bulls и Williams на последние три гонки привезли лишь небольшие адаптационные новинки.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru
Источник фото: soymotor.com, AMUS