5 причин смотреть «Дакар» без КАМАЗа и МАЗа
В отсутствие лидеров грузового зачёта вся интрига переходит в класс внедорожников
В 2025 году ралли-марафон «Дакар» в шестой раз пройдёт в Саудовской Аравии. 47-й истории «Дакар» также станет первым этапом чемпионата мира по ралли-рейдам 2025 года, а заодно откроет новую главу в противостоянии в классе внедорожников. Именно с ним из-за отсутствия заводских команд «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто» и связана основная интрига предстоящей гонки.
Программа марафона включает в себя пролог и 12 спецучастков общей дистанцией 5145 км, а вся гонка будет насчитывать 7753 км. Старт состоится 3 января в Бише, на 10 января в Хаиле намечен день отдыха, а финиш примет Шубайт 17 января. Участникам предстоит преодолеть допы, которые на 44% состоят из гравия, на 27% — из песка, 14% дороги придётся на камни, 12% составят дюны и лишь 3% будет асфальтом.
Команда мечты M-Sport Ford Rally Raid Team
Американский коллектив свою ралли-рейдовую команду описывает не иначе как «команду мечты». Основания на то у Ford есть, потому что за рулём Ford Raptor T1+ поедут легендарные пилоты. Главной ударной силой коллектива будет действующий четырёхкратный чемпион «Дакара» Карлос Сайнс-старший — испанец будет бороться за свою пятую победу, причём есть немалый шанс выиграть гонку на пяти разных машинах пяти разных марок. Вторым номером команды будет другой испанец, двукратный победитель «Дакара» Нани Рома.
Ещё две машины получат в своё распоряжение двукратный чемпион DTM и обладатель титула чемпиона мира по ралли-кроссу швед Маттиас Экстрём и перспективный американец Митч Гатри. На победу оба вряд ли претендовать будут, однако если смогут избежать проблем и воспользуются сложностями у соперников, то как минимум на подиум два пилота могут рассчитывать. Главное, чтобы созданный Ford Performance и M-Sport пикап оказался достаточно надёжным, чтобы пройти всю дистанцию марафона без серьёзных поломок.
Победоносная The Dacia Sandriders
В 2024 стало известно, что в ралли-рейды придёт марка Dacia. Румынский производитель бюджетных автомобилей внезапно решил заявить о себе на топовом уровне автоспорта, подготовив инновационный по технологиям и футуристичный по дизайну багги Dacia Sandrider. Но кроме техники команда раскошелилась и на опытных пилотов, чтобы максимизировать свои шансы на успех — Rallye du Maroc румынский коллектив уже выиграл, так что потенциал у бренда есть. Главное, чтобы выдержала техника на марафонской дистанции.
Лидером команды будет выигравший в Марокко на Dacia пятикратный триумфатор «Дакара» катарец Нассер Аль-Аттия, а его напарниками станут амбициозный француз, девятикратный чемпион WRC Себастьян Лёб и молодая испанка Кристина Гутьеррес, уже покорявшая ралли-марафон на мотовездеходе категории Challenger. И в этом коллективе фаворит очевиден — единственный в составе победитель гонки, тогда как остальным надо будет подстраховывать его и использовать все возможности улучшить свои позиции за счёт проблем у соперников.
Toyota Gazoo Racing в роли догоняющих
Пикап Toyota Hilux по праву считается одной из самых успешных моделей в ралли-рейдах, одержавшей массу побед в гонках разного уровня. Включая три победы на «Дакаре», добытые исключительно силами Нассера Аль-Аттии. Но после того, как катарец покинул коллектив, в команде не осталось пилотов, гарантированно способных сражаться за первое место. На подиум коллектив претендовать способен, однако всё же на фоне M-Sport Ford Rally Raid Team и The Dacia Sandriders представители японского бренда выглядят в роли догоняющих.
Но попытки победить они всё же не оставят, сделав ставку если не на качество своих экипажей, то на их количество — сразу шесть машин! Toyota Gazoo Racing выставит два GR DKR Hilux Evo для бразильца Лукаша Мораеша и американца Сета Кинтеро, а в цветах Imt Evo Toyota Gazoo Racing стартуют исключительно пилоты из ЮАР: Джиниэль де Вильерс, Хэнк Латеган, Гай Боттерил и Сауд Вариава. Нет ощущения, что кто-то из них сразу включится в сражение за первое место, но побороться за призовые позиции и победы на отдельных допах эти спортсмены точно смогут.
В Overdrive Racing на многое способны саудит Язид Аль-Раджи, который поедет на Toyota Hilux Overdrive, а также литовец Рокас Бацюшка, который блистал в ралли-рейдах на мотовездеходах, а сейчас собирается покорить «Дакар» на внедорожнике. Третьим интересным экипажем этого коллектива будет тандем двух прославленных мотогонщиков, о которых речь пойдёт ниже.
Две мотолегенды на одном внедорожнике и первые победители на новом MINI John Cooper Works Rally 3.0i
Ещё два экипажа, за которыми стоит последить на грядущем «Дакаре» — Toyota Hilux Overdrive команды Overdrive Racing и MINI John Cooper Works Rally 3.0i коллектива X-raid Mini JCW Team. Первый примечателен тем, что в его состав входят два двукратных победителя ралли-марафона в мотозачёте: австралиец Тоби Прайс на сей раз стал пилотом внедорожника, а его штурманом стал британец Сэм Сандерленд. Для ветеранов «Дакара» это первая проба пера в гонке на четырёх колёсах — ранее на автомобилях они в этой гонке не стартовали.
Зато уже не в первый раз на старт «Дакара» выходят Денис Кротов и Константин Жильцов. В 2025 году экипаж X-raid Mini JCW Team поедет на новейшем багги MINI John Cooper Works Rally 3.0i, который уже принёс тандему победу на Qatar International Baja в сезоне-2024 — всего два старта понадобилось новинке, чтобы одержать победу, которую для автомобиля завоевали наши соотечественники. Естественно, среди всех экипажей немецкого коллектива они и будут фаворитами и претендентами на победы на отдельных спецучастках и даже на место на подиуме, если всё сложится.
Какой Iveco PowerStar победит и кто выиграет в мотозачёте
Будем объективны, в этих двух категориях фаворитов определить невозможно, потому что расклад сил меняется от этапа к этапу. С учётом многочисленных проблем технического характера и навигационных ошибок, положение в общем зачёте среди грузовиков и мотоциклистов может меняться едва ли не каждый день. И даже многочасовые отрывы пилотов друг от друга ничего не гарантируют, потому что достаточно одной поломки, чтобы ситуация встала с ног на голову. Так что делать прогнозы на победу и подиумы в классах RallyGP и T5.1 — занятие неблагодарное.
На двух колёсах, если не случится ничего экстраординарного, основная битва случится между заводскими командами Monster Energy Honda HRC и Red Bull KTM Factory Racing. На Honda CRF 450 Rally выступят действующий победитель мотоциклетного зачёта «Дакара» американец Рики Брабек, чилиец Пабло Кинтанилья, американец Скайлер Хауэс и француз Адриен ван Беверен. KTM 450 Rally Factory получат австралиец Даниэль Сандерс, аргентинские братья Кевин и Лучано Бенавидесы. Потенциально выиграть может любой из перечисленных пилотов.
В категории грузовиков с вероятностью 99,99% победит Iveco PowerStar, поскольку на этом капотнике едут все фавориты зачёта. Максимальные шансы на успех у действующего победителя марафона чеха Мартина Мацика из MM Technology, а его ближайшими соперниками будут представляющий Instatrade Loprais Team De Rooy Fpt чех Алеш Лопрайс и голландец Митчелл ван ден Бринк (Eurol Rally Sport). Все едут на одинаковых грузовиках, а единственный выбивающийся из этого ряда — чешский оригинал Мартин Солтис за рулём Tatra Buggyra Evo3 команды Tatra Buggyra Zm Racing. Не забывайте и об итальянском трио MM Technology, где механиком заявлен победитель гонок MotoGP Данило Петруччи.
Как бы то ни было, главная внедорожная гонка планеты, которая традиционно открывает новый автоспортивный сезон, внимания в 2025 году заслуживает точно. Сейчас мы вернулись в те времена, где основными действующими лицами становятся спортсмены на внедорожниках — сражение трёх брендов при заводской поддержке и одной частной команды сделает «Дакар»-2025 достойным внимания.