Как «Красное кольцо» стало культовой трассой. История автодрома в Красноярске, рассказанная Царём

Аркадий Цареградцев — о знаковом для российского дрифта автодроме
Moscow Raceway стала первой трассой международного уровня в России, «Сочи Автодром» единственным в стране принимал Гран При Формулы 1, а «Игора Драйв» — самый современный российский гоночный трек, однако ни одна из этих трасс не получила статус культовой. В отличие от «Красного кольца», которому отсутствие инфраструктуры не помешало обрести почётное звание. О том, почему именно этот трек стал одним из самых важных для России, рассказал чемпион RDS GP, лидер команды «LECAR Одержимые Моторспорт» Аркадий Цареградцев, который на протяжении нескольких лет возглавлял сибирский автодром.
С начала сезона 2025 года команда Царя получила новое название — «LECAR Одержимые Моторспорт», что символизирует старт стратегического партнерства с брендом LECAR, экосистемой для автомобилистов. «Мир LECAR» включает запчасти и аксессуары, сеть магазинов, онлайн-платформу и сервисы для обслуживания автомобилей, а продукция бренда разрабатывается в соответствии со стандартами автопроизводителей и проходит испытания, в том числе в условиях автоспорта. Дебютное выступление обновленной команды состоялось на подмосковном Moscow Raceway, где «LECAR Одержимые Моторспорт» представили свой новый состав и боевые автомобили Nissan Fairlady 370Z. В 2025 году вместе с Аркадием Цареградцевым за команду выступают братья Илья и Влад Поповы, а также молодой перспективный пилот Владислав Ерофеев, впервые официально вошедший в основной состав.
О том, что примерно на полпути между аэропортом Красноярска и городом находится гоночная трасса, можно и не догадаться. «Красное кольцо» лишено привычных атрибутов в виде монументального здания пит-билдинга с боксами и зрительскими ложами, вместо которых фактически в чистом поле несколько собранных из стальных труб трибун, пара одноэтажных домиков, которые в зависимости от ситуации становятся то штабом гонки, то пресс-центром, а то и VIP-лаунжем, да трёхэтажная башня с небольшой сервисной зоной для автомобилей у подножья. Асфальтовая лента гоночного полотна извивается среди травы, так что если заездов на автодроме нет, трасса ничем себя не выдаёт — если не знать, что близ федеральной автодороги «Сибирь» находится гоночная трасса, на неё и внимания не обратишь.
А ведь это первый в стране стационарный автодром и единственная в России постоянная гоночная трасса на огромной территории от Урала до Дальнего Востока. Если бы все планы по созданию комплекса «Приморское кольцо» воплотились в жизнь, автодром был бы и в Приморском крае, но сейчас там разве что небольшой картодром, а площадка для дрифта превратилась в стоянку для выставленных на продажу автомобилей. Красноярскому треку в этом плане повезло больше. Не в последнюю очередь благодаря энтузиазму местных жителей и их неугасаемой любви к автомобилям и гонкам.
«Автодром сам по себе появился из-за «Дрэг-битвы», которая, кстати, впервые прошла ровно 20 лет назад — в 2005 году в Красноярске состоялась «Абсолютная дрэг-битва в середине России», которая стала самым масштабным на тот момент мероприятием в истории российского дрэга. Поначалу гоночной трассой был региональный аэропорт «Черемшанка», но в какой-то момент энтузиасты автоспорта решили, что нам для гонок нужен собственный автодром.
Поскольку все изначально исходили из потребностей дрэг-рейсинга, сначала сделали прямую под дрэг, организовали трибуны. Но потом поняли, что одной прямой мало, поэтому под неё дорисовали какие-то повороты. Не было никакого проекта кольцевого автодрома — абсолютно случайно где-то взяли все эти повороты, подсмотрели из каких-то трасс. Но получилось очень удачное решение — и не большое, и не маленькое, вроде бы и компактное, но при этом очень интересное. Все ребята, кто сюда приезжает кататься, очень рады и довольны трассой», — говорит Аркадий Цареградцев. Сейчас — легенда российского дрифта, а на заре становления «Красного кольца» — один из многих сибирских энтузиастов, кто хотел участвовать и проводить в регионе соревнования. И вряд ли Царь тогда представлял, во что выльется весь этот проект.
Первые гонки на красноярском автодроме прошли в 2007 году — это была «Абсолютная дрэг-битва», поскольку страна в то время буквально жила дрэг-рейсингом. Но раз к планировавшейся изначально дрэговой прямой добавились повороты, в Красноярске стали проходить состязания по тайм-аттаку — сражение за лучшее время круга. Первым их победителем стал Аркадий Цареградцев, который за рулём Mazda RX-7 не оставил своим конкурентам шанса. Но как трасса для кольцевых гонок «Красное кольцо» не состоялась — в 2009-2010 годах на автодроме прошли три этапа серии Russian Touring Car Championship, а потом большое «кольцо» покинуло Сибирь. Красноярск оказался не самым удачным с точки зрения логистики вариантом для гонок, но становлению автодрома это ничуть не помешало.
«Не кольцевые серии сделали автодром культовым, а дрифт. И никто не думал и не гадал, чтобы специально сделать трассу для дрифта, которая станет легендарной в России. Просто потому, что так сложились обстоятельства, всё и вышло. Появились энтузиасты, которые захотели сделать трек, а потом появились энтузиасты — я в том числе — которые захотели в регионе развивать автоспорт и проводить гонки на трассе.
«Я в 2010 году пришёл к руководству трассы и говорю: «Можно мне директором быть?» А мне отвечают — «Да, можно. Почему нет?» И все, так я стал директором «Красного кольца» аж на 8 лет. Тогда всё было так просто — пришёл, предложил, все согласились и начались работать. Но я к тому моменту уже занимался организацией соревнований и понимал, как это нужно, так что просто попросил дать мне попробовать применить свои навыки на трассе. Мне разрешили и в итог всё получилось», — вспоминает Царь.
Как вспоминает чемпион RDS GP 2022 года, поначалу он занимался развитием дрифта в Красноярске на бетонной площадке вдали от столицы Восточной Сибири. Развитие автомобильной культуры в России привело к тому, что конкуренцию по популярности гонкам по прямой стала составлять езда в управляемом заносе. Причём на «Красном кольце» ставку на дрифт не делал даже Аркадий Цареградцев — интерес участников и любовь зрителей привели к тому, что эта дисциплина со временем стала ключевой для трассы.
«Для меня главным на «Красном кольце» было желание делать гонки. Мне очень хотелось развивать «кольцо», в том числе и тайм-аттак, развивать дрифт. Я делал всё это, по правде, очень искренне, но никакого упора на дрифт на самом деле не было. Он просто сам по себе больше нравился и участникам, и зрителям, оттянув на себя по итогу фокус внимания. Сейчас забавно об этом говорить, но дрифт в Красноярске вырос из зимнего тайм-аттака.
В какой-то момент мы, проводя гонки зимой, подумали, почему бы нам к тайм-аттаку не добавить ещё и дрифт. То есть сначала проводили зимний тайм-атак, потому к нему добавили чуть-чуть дрифта, а в итоге дрифт настолько заинтересовал всех, захватил всё внимание и оттеснил тайм-аттак на второй план. Так что если дрифт сначала проводился в один день с тайм-аттаком, то потом пришлось их разводить — дрифт сам по себе стал занимать два полноценных соревновательных дня!
В чём секрет? Мы всё делали с желанием, мы работали с удовольствием, поэтому всё получалось. Мы понимали, что нам интересно, на чём мы хотим сосредоточить свои силы и внимание, поэтому просто долго в одну точку били. На «Красном кольце» первые соревнования по дрифту состоялись ещё в 2008 году, до моего прихода на трассу, а в 2010-м я сделал «Супер Дрифт Битву», противостояние Запада и Востока. Тогда Российской Дрифт Серией руководил ещё Александр Смоляр, а за дрифт на Востоке отвечал Дмитрий Семенюк. А в 2017 году я уже уехал в Сочи и перестал здесь работать. 8 лет, 8 сезонов я провёл на «Красном кольце».
Я не успеваю нагруститься, потому что я в Красноярск приезжаю зимой и летом периодически. Мне этого хватает. То есть недельку-две здесь проживёшь и думаешь: «Да, тут классно, но хорошо, что ты здесь в гостях». Это чувство, что я здесь в гостях, мне очень нравится», — рассказывает лидер команды «LECAR Одержимые Моторспорт».
Региональные соревнования «Красное кольцо» не покидают всю историю трассы, а вот из крупных турниров в Красноярск регулярно приезжает только Российская Дрифт Серия. Иначе и быть не может, потому что автодром стал тем местом, где фактически зародился отечественный дрифт, а кроме того, сибирский трек — родина самых ярких пилотов RDS GP. Дамир Идиятуллин и Евгений Лосев, Максим Гроссман и Леонид Шнайдер, Иван Никулин и Дмитрий Ермохин, не говоря уже об Аркадии Цареградцеве и Георгии Чивчяне — все эти имена напрямую связаны с трассой «Красное кольцо», так что каждый этап Гран-при Российской Дрифт Серии собирает тысячи фанатов. Ради своих кумиров болельщики готовы терпеть и капризы погоды, и несовершенство инфраструктуры автодрома.
«Сейчас у трассы новый собственник, который занимается её развитием. Как минимум котельную сделали, чего нам раньше очень не хватало, воду сделали. Инвестиции появились у трассы небольшие и с технической точки зрения что-то делают. Само по себе дорожное полотно пока без изменений остаётся. Я по нему гулял — оно всё в шрамах боевых, видавшее виды. Но это не отменяет удовольствия от езды по нему. Посмотрим, что будет с трассой — я же весь автодром знаю и вижу, что меняется, но пока из заметного просто какие-то технические моменты. Но «Красное кольцо» как было, так и остаётся таким же. Я с новыми собственниками не общался, но вижу, что они опять гонки на «Жигулях» развивают, дополнительную петлю для ралли-кросса нарисовали и уже гоняли по ней. В каком-то своём ключе трасса развивается, но, видимо, в целом она такой же пока и останется, но в рамках возможного по финансам она будет развиваться. Не думаю, что глобальная перестройка ждёт — это дорого сейчас.
Как участник Гран-при Российской Дрифт Серии могу отметить единственное изменение за эти годы, что скромнее постановки стали у нас в RDS GP. Это, во-первых, зависит от судейских решений. Они запрещают нам бэкварды и, хотя сейчас, вроде, разрешили, а все уже и забыли, как это делать! И второй момент — машины стали настолько цеплючими, что из больших углов выбираются с большим замедлением. То есть раньше ты в большой угол провалился, она катится дальше и ничего страшного. А сейчас автомобиль в этом большом угле сразу же останавливается, потому что машина сильно цепляется покрышками за асфальт. Так что постановки стали более консервативными, а скорость возросла. Ну и парных заездов хороших становится всё больше со временем», — отмечает Царь.
В 2025 году впервые в истории на «Красное кольцо» приехала «младшая» серия RDS Open, этап которой прошёл спустя неделю после уик-энда RDS GP в Красноярске. Местные поклонники дрифта получили уникальную возможность наблюдать за заездами двух турниров в самых разных условиях. Если пятый этап Гран-при Российской Дрифт проходил под проливным дождём, то шестой этап открытого чемпионата RDS Open по дрифту порадовал хорошей погодой. Но при любых условиях трибуны — битком, потому что сибирских фанатов автоспорта не пугает непогода.
«Самый фиговый момент — это когда ты организовываешь мероприятие, с утра просыпаешься, а там проливной дождь стеной просто! Ты понимаешь, что зрителей у тебя не будет, особенно когда предпродажи билетов были слабые. Конечно, это чувство самое гнетущее... Каждый раз, проводя что-то, ты думаешь «Ну, пожалуйста, вот на выходные только бы не дождь!», а он ведь частая история в Красноярске. А всё остальное, кроме непогоды, можно решить.
В Красноярске всегда был интерес к автоспорту и всегда он был на высоком уровне. Сейчас, правда, я не понимаю, что с автомобильной культурой в Сибири происходит, потому что я, когда сюда приезжаю, не успеваю её прочувствовать, но раз на наши этапы много зрителей приходит, следовательно, можно сделать вывод, что, наверное, до сих пор гонками в Красноярске интересуются. Судя по тому, что я вижу в социальных сетях, и кроме этапа RDS GP трасса живёт», — подчёркивает Аркадий Цареградцев.
Всё потому, что год от года «Красное кольцо» продолжает удивлять. В 2024 году, в 15-юбилейном сезоне Гран-при Российской Дрифт Серии, именно в Красноярске впервые за многие годы чемпион в личном зачёте был определён досрочно — москвич Артём Шабанов прервал гегемонию сибиряков в RDS GP! В 2025 году абсолютным триумфатором RDS на «Красном кольце» стал ещё один представитель Москвы Тимофей Добровольский, который сначала одержал свою первую в карьере победу в RDS GP в Красноярске, а затем выиграл этап RDS Open в зачёте NXT и досрочно оформил титул в этом классе.
Так что сибирский автодром превращается в арену принципиального сражения для местных мастеров дрифта и их столичных соперников, а «Красное кольцо» с полным правом сохраняет статус культовой — с учётом того, что дрифт уже давно стал самой популярной в России дисциплиной автоспорта — для нашей страны гоночной трассы. Без дорогой инфраструктуры и массы состязаний — только за счёт того, что действительно любят зрители.