Никита Мазепин: Это был самый трудный сезон в моей карьере
Никита Мазепин уверенно завершил сезон европейской Формулы 3, став третьим среди новичков. Специальный корреспондент AUTOSPORT.com.ru встретился с российским гонщиком, чтобы по горячим следам подвести итоги подошедшего к концу первенства, а также расспросить о планах на будущее, тестах с Force India и Лэнсе Стролле.
Никита, ты только что впервые поднялся на подиум [среди дебютантов, прим. ред.] – достойное завершение чемпионата. Расскажи, как прошёл этот сезон...
Никита Мазепин: Да, это мой первый подиум в европейской Формуле 3, но до этого я выиграл гонку в британской Ф3, так что в сумме это второй подиум за год. Для нашей команды это был первый сезон в этой серии, и порой нам сильно не везло. Но под конец года нужно добиваться прогресса, и нам это удалось.
Сезон был очень трудным, я честно могу признаться, что в начале года я не чувствовал полной готовности к нему. Скорость, с которой нужно проходить повороты в Ф3, намного выше, чем в Формуле Renault, так что мне потребовалось много времени, чтобы адаптироваться. К тому же, тесты были запрещены, и у меня не было возможности практиковаться – только полтора часа тренировок во время уик-энда. Я работал на симуляторе, но там нет таких нагрузок, и поэтому мне было трудно. Это был самый непростой момент.
Я усердно работал до последней гонки, тратил много времени, чтобы разобраться во всём. Поэтому прогресс, которого мы добились, принёс самое большое удовлетворение. В общем, я бы сказал, что сезон получился очень трудным. Это, пожалуй, самый тяжелый сезон в моей карьере. Но такие вещи делают нас сильнее, во всем есть свои плюсы.
Расскажи, как ты адаптировался к первенству. Быстро ли удалось найти общий язык с машиной? Комфортно ли тебе было гоняться на болиде Ф3?
Никита Мазепин: В чемпионате Европы – а это в некотором смысле и чемпионат мира, ведь здесь собраны лучшие гонщики со всей планеты – твой уровень постоянно растёт. Если ты едешь так, как тебе комфортно, может прийти парень, которому будет не так комфортно, но при этом поедет быстрее тебя – а это всё, что нужно в гонке.
Когда ты работаешь над собой и повышаешь скорость в поворотах, в зоне комфорта находиться нельзя. Наверное, это была моя самая большая ошибка в начале сезона – мне было комфортно, но я ехал медленно. И нужно было исправляться, смотреть телеметрию и стараться делать то, что делают другие гонщики.
Мне, конечно, трудно сравнивать эту машину с болидами GP2 или GP3 – я на них не ездил, но в общем могу сказать, что Ф3 – очень быстрый и приятный автомобиль, один из лучших, на которых я ездил. Мощность двигателя примерно на уровне Формулы Renault, но за счет прижимной силы скорость выше.
Как складывались твои отношения с HitechGP? Удалось ли тебе быстро влиться в коллектив?
Никита Мазепин: Повторюсь, для HitechGP это тоже был первый год в этом первенстве, поэтому в команду пришли профессионалы из других команд, из самых разных областей, и в первое время всем сработаться было трудно, ведь это большая работа, и сразу она не получается.
В основном в нашей команде выступают три пилота, и в тренировках каждый работает по своей собственной программе. После сессии мы сравниваем все данные и выбираем общее направление, которое нам подходит, после чего едем квалификацию. Но это не значит, что у нас совсем одинаковые машины – стиль пилотирования может отличаться, и периодически я использую иные регулировки, если сравнивать с партнёрами по команде.
Конечно, инженеры могут что-то подсказать в плане настроек, но окончательное решение принимаешь ты. И поначалу было достаточно сложно выбрать из множества вариантов верный.
Как ты считаешь, позволяет ли Ф3 обрести необходимые навыки для Ф1?
Никита Мазепин: Я уверен в том, что этот чемпионат дает достаточно подготовки. Сейчас я могу уверенно говорить, как ведет себя машина Ф1 (в июле Мазепин провёл два дня тестов на Сильверстоуне в составе Force India – прим. ред.) и могу сказать, что они похожи. Любая характеристика в Ф1 отличается от Ф3 лишь тем, что она преувеличена – больше “держака”, больше “мотора”, но, в сущности, у обеих машин прижимной силы больше, чем мощности, поэтому чувствуешь себя достаточно комфортно.
Я думаю, что главное преимущество Ф3 в том, что все гонщики очень высокого уровня, и все борются за первую позицию, каждый способен выиграть гонку. И за счёт этого ты повышаешь свой собственный уровень.
Лэнс Стролл, ставший в этом году чемпионом европейской Ф3, почти наверняка поедет в следующем году в Ф1. Как ты думаешь, как он себя покажет?
Никита Мазепин: Мне трудно прогнозировать выступления Стролла, ведь мы видели много примеров, когда успешный в Ф3 пилот в Ф1 едет плохо. Я могу только гадать, ткнуть пальцем в небо.
Я считаю, что он очень хороший гонщик, он провёл огромную работу над собой за два года в этом чемпионате. Я не сомневаюсь, что у него возникнут какие-то проблемы, будут неудачи, но нет ничего, что могло бы его остановить. Так что если у него получится, надеюсь составить ему там конкуренцию.
Раз уж речь зашла об Ф1, расскажи о своей работе с Force India...
Force India – это небольшая команда из Сильверстоуна, у которой нет ни огромного бюджета, ни большого штата людей. У них не было гонщика, который мог бы дни и ночи работать на симуляторе – и им стал я.
Но для меня это стало достаточно трудным компромиссом, поскольку было важно соблюдать баланс, ведь у меня есть своя работа и команда, которая также требует больших усилий, а я должен прогрессировать.
В начале сезона, особенно перед первыми тестами, я очень много проводил времени с Force India, много работал на симуляторе, тренировался по программе, которую для меня разработала команда. Я работал с известным английский специалистом Робом Уилсоном – на обычной машине на взлётной полосе, по которой прокладывалась трасса.
И, конечно, много работали над "физикой" – не надо забывать, что это очень непростые с физической точки зрения машины. Я много работал, чтобы попасть в Force India – мне нужно было там закрепиться.
Каковы твои планы на следующий сезон? Какие цели ты перед собой ставишь?
Никита Мазепин: Мне ещё предстоит Гран При Макао – эта гонка получила статус чемпионата мира, и важно выступить там хорошо. Я пока не могу с уверенностью сказать, где и что я буду делать, но если говорить, чего я хотел бы сам, то главное – прогрессировать в том направлении, в котором я сейчас двигаюсь, и не падать вниз.