IndyCar: В преддверии финала сезона в Сономе
Сезон серии IndyCar 2015 года походит к концу. На очереди решающая гонка – финал сезона в Сономе. К сожалению, концовка чемпионата омрачена гибелью Джастина Уилсона, талантливого пилота и очень хорошего человека. Участники чемпионата приедут в Соному с тяжёлым сердцем.
Впервые после объединения серии IndyCar финал сезона пройдёт на дорожной трассе. Впрочем, ещё до раскола долгое время, с 1989 по 1995 год, чемпионат завершала гонка на трассе Лагуна Сека. После раскола там также прошёл финал сезона ChampCar, в 1996 году. С 2002 по 2007 год финальная гонка ChampCar проходила в Мексике и один раз на городской трассе в Австралии.
В финальной гонке сезона будут разыграны двойные очки, максимум за уик-энд можно будет заработать 103 балла. Шансы на титул остаются у шести пилотов. А для нас этот этап будет отмечен возвращением в IndyCar Михаила Алёшина.
Трасса
Протяжённость: 3.634 км
Число поворотов: 12
Покрытие: асфальт
Дистанция: 85 кругов, 362.253 км
Давление в турбине: 150 кПа (160 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 10 нажатий по 20 секунд каждое, без задержки)
Трасса Сонома Рейсвей находится в северной Калифорнии, в южной части гор Сонома. Это очень интересный стационарный автодром, который за годы обрёл несколько различных конфигураций, а также включает в себя прямую для драгстеров. Здесь 12 поворотов, некоторые из которых слепые. Как это обычно бывает на североамериканских дорожных трассах, здесь есть ощутимые перепады высот.
У трассы особый экстерьер. Кажется, что она базируется в пустыне, на обочинах песок. Впрочем, это лишь обман зрения. На обочинах тут трава, но калифорнийское солнце её не щадит, и она выгорает. В итоге летом мы получаем пейзаж пустынной трассы. Но если посмотреть кадры с зимних тестов, то вы увидите непривычную картину. Обочины будут зелёными.
Трасса очень техничная. Тут много эсок и несколько медленных поворотов, в том числе две шпильки. Несколько поворотов идут через гребень. Эта трасса не такая скоростная, как автодромы в Барбере и Мид-Огайо. Здесь есть несколько очень хороших мест для обгона. В частности 7-й и 11-й повороты. Обогнать можно и в 9-м, если удачнее соперника выйти из эски 8-го виража.
Прямая старт-финиш очень короткая, сразу за ней идёт излом налево, а затем подъём на холм. Покрытие трассы асфальтовое и, за исключением пары мест, достаточно ровное, но очень скользкое. На поведение машины тут сильное влияние оказывает ветер. Тут нет вставок с другим покрытием на траекториях. Трасса узкая, местами барьеры находятся весьма близко. Впрочем, всё это не мешает гонщикам дарить зрителям много интересных сражений.
Здесь много вариантов различных конфигураций. Два года назад, конфигурацию, которую используют для гонок IndyCar, немного поменяли: 7-й поворот сделали более узким, расширили выход из 9-го виража, а 11-й перенесли чуть дальше, что сделало его более пригодным для обгонов.
Трасса обладает опасной фауной. В прошлом году, во время этапа NASCAR на этой трассе, споттер Кевина Харвика в какой-то момент сказал, что прямо около него ползёт большая змея. Так что определённо нужно смотреть под ноги.
Несколько кругов по трассе вместе с Симоном Пажно{ .red }
Стратегия, шины и настройки
Гонщикам в воскресенье предстоит преодолеть 85 кругов. Круг здесь немого длиннее, чем в Мид-Огайо, где проходила предыдущая дорожная гонка в этом году, а дистанция получается примерно такая же. Оптимальной тактикой в Сономе является стратегия трёх остановок, при этом более жёсткий комплект чаще используется на одном из средних отрезков.
Отрезок под зелёным флагом тут составляет примерно 22-24 круга. В предыдущие два года жёлтые флаги в Сономе стали появляться уже в начале гонки, а в 2012 – первый был вывешен лишь на 65 круге. При этом в целом по ходу гонки обычно пейс-кар появляется тут не так часто.
На уик-энд выделяется три комплекта более мягких шин и шесть комплектов жёсткой резины, плюс ещё один жёсткий для новичков серии, и пилотов, которые в турнирной таблице располагаются вне первой десятки. Согласно правилам IndyCar, в гонке каждый пилот должен проехать на каждом из составов минимум два круга под зелёным флагом. Как и обычно, «красная», более мягкая резина, впервые по ходу уик-энда будет доступна только во время квалификации.
Шины для дорожных трасс по конструкции и составу отличаются от тех, которые используются на городских. Конструкция и составы резины в этом году новые. Свой особый состав есть и для Сономы. Об этом после тестов рассказал Михаил Алёшин в эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru
Расклад сил
Действующим победителем гонки в Сономе является Скотт Диксон. Он выигрывал здесь дважды, а в общей сложности на счету Chip Ganassi Racing три победы на этой трассе. При этом можно с полной уверенностью сказать, что в последние годы Сонома — это всё-таки территория команды Penske. Из последних cеми гонок в Сономе пять викторий у пилотов "капитана Роджера". Причём из них четыре подряд, три из которых выиграл Уил Пауэр.
В 2009-м у австралийца здесь была очень неприятная авария. Во время практики он врезался в развернувшуюся и заглохшую машину Нельсона Филипа, которая стояла за слепым поворотом, и получил компрессионный перелом позвоночника. Но в последующих пяти появлениях в Сономе, Пауэр выиграл три гонки, и один раз финишировал вторым, в 2012-м году. Тогда победу одержал его напарник, Райан Бриско.
Роджер Пенске не стал изменять своим принципам в той гонке, и применять командную тактику, что отчасти стоило Пауэру чемпионского титула. На счету Уилла тут вообще наибольшее число побед в истории. В теории это делает его главным фаворитом предстоящего уик-энда.
Первую победу команде Pesnke в Сономе принёс Элио Кастроневес в 2008-м году. Кроме пилотов Penske, которые в 2011-м году здесь в полном составе оккупировали подиум, в Сономе высокими результатами всегда отмечались гонщики Ganassi Racing. Они часто были на подиуме и выиграли три гонки. Скотт Диксон выиграл в 2007 и 2014, а Дарио Франкитти – в 2009.
Другой командой, пилоты которой побеждали в Сономе, является коллектив Майкла Андретти. Его сын Марко одержал тут свою дебютную победу в 2006-м году, а годом ранее в составе Andretti Green Racing выиграл Тони Канаан. В том же году, Марко выиграл гонку серии IndyLights в Сономе.
Год назад Михаил Алёшин финишировал в Сономе седьмым, несмотря на некоторые сложности с настройками машины, которые были у его команды по ходу уик-энда. В этом году пилот SMP Racing здесь возвращается в IndyCar. Он уже провёл тесты машины этого года на этой трассе и теперь вновь готов дать бой своим соперникам.
Вне сомнений, наибольшее внимание во время финальной гонки сезона будет приковано к трём главным фаворитам в сражении за титул: Хуану-Пабло Монтойе, Грэму Рейхолу и Скотту Диксону.
Колумбиец за рулём машины с открытыми колёсами выступал в Сономе лишь однажды, год назад, и финишировал пятым. Зато в NASCAR он выступал в Сономе семь раз и одержал здесь победу в 2007 году. Но поведение сток-каров совсем другое, да и конфигурация трассы в NASCAR используется иная, без внутренней секции. Впрочем, в этом году Монтойя очень силён, а о форме его команды на данном автодроме уже было написано выше.
Грэм Рейхол выиграл предыдущую гонку на дорожной трассе в Мид-Огайо. Ранее в этом году он также был вторым на стационарном автодроме в Барбере. Похоже, что сейчас пилот во втором поколении находится на пике своей формы, ровно как и команда его отца, за которую он выступает. Хотя Рейхол потерял много очков в Поконо, после аварии с Тристаном Вотье, он полон решимости сражаться за титул в финальной гонке чемпионата.
У Скотта Диксона шансов на тиутл чуть меньше. Но в гонках бывает всё, а о его успехах на извилистой калифорнийской трассе уже было сказано выше.
История
История у трассы в Сономе очень непростая. Она была открыта в 1968-м году, но в тот период на ней проходили только единичные соревнования. Трасса несколько раз меняла владельцев и часто испытывала финансовые сложности. Впервые IndyCar приехал в Соному в 1970-м году, гонку тогда выиграл Дэн Герни, вторым стал Марио Андретти, третьим Эл Анзер, а Гордон Джонкок и Джонни Ратерфорд замкнули топ-5. По сути, эта гонка была одной из немногих в Сономе в тот период. Также тогда здесь прошли два этапа Формулы 5000.
С 1978 года в Сономе ежегодно стали проходить гонки западного дивизиона NASCAR K&N Pro (одна из двух высших региональных лиг). В тот же период тут проходили гонки IMSA GT и отдельные этапы серии Can-Am. Но по-настоящему большую популярность трасса получила уже в 90-х.
Раньше в Калифорнии была другая известная дорожная трасса — Риверсайд, где регулярно проходили гонки высшей лиги NASCAR, сейчас известной как Sprint Cup. В 1960 году в Риверсайде прошёл Гран При Формулы 1. Также там шесть раз проходили гонки IndyCar, с 1967 по 1969, и с 1981 по 1983. В конце 80-х трассу закрыли, и территорию, где она располагалась, продали под строительство торгового центра. В NASCAR хотели сохранить дорожный этап в Калифорнии и искали для него новую трассу. Выбор пал на Соному, которая, к слову, по общей конфигурации была очень похожа на Риверсайд. После последней гонки на Риверсайд Рейсвей в 88-м, уже в 89-м Sprint Cup приехал в Соному.
IndyCar вернулся на эту трассу в 2005 году, через 35 лет после первой гонки. Это было ещё в период раскола. В 2005-м году в серии IRL решили добавить в календарь дорожные и городские трассы, и Сонома как раз была среди них. После объединения серии IndyCar трасса осталась в календаре.
Сейчас Сонома является одной из самых известных дорожных трасс в Северной Америке.
Победители гонок в Сономе
1970 — Дэн Герни — All American Racers
2005 — Тони Канаан — Andretti Green Racing
2006 — Марко Андретти — Andretti Green Racing
2007 — Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
2008 — Элио Кастроневес — Penske Racing
2009 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing
2010 — Уилл Пауэр — Team Penske
2011 — Уилл Пауэр — Team Penske
2012 — Райан Бриско — Team Penske
2013 — Уилл Пауэр — Team Penske
2014 – Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
Интересные факты{ .red }
-Сонома известна своими виноградниками и вином.
-Конфигурация трассы в Сономе очень напоминает трассу Риверсайд Рейсвей
Турнирная таблица{ .red }
В финальной гонке сезона за титул будут бороться шесть пилотов: Хуан-Пабло Монтойя, Грэм Рейхол, Скотт Диксон, Уилл Пауэр, Элио Кастроневес и Джозеф Ньюгарден. Впрочем, главными фаворитами будут Монтойя, Рейхол и Диксон.
После Поконо преимущество Монтойи над Диксоном выросло с 9 до 34 очков. За победу по системе двойных очков можно будет заработать 100 баллов. При этом бонусные очки не удваиваются – один балл будет начислен за хотя бы один круг лидирования и два за наибольшее число кругов лидирования. Всего за уик-энд можно получить 103 балла.
При победе Рейхола, Монтойе будет достаточно финишировать третьим, чтобы стать чемпионом. Если Рейхол будет вторым, то Монтойе будет достаточно шестого места.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Хуан-Пабло Монтойя | 500 |
2. | Грэм Рейхол | 466 |
3. | Скотт Диксон | 453 |
4. | Уилл Пауэр | 439 |
5. | Элио Кастроневеc | 423 |
6. | Джозеф Ньюгарден | 413 |
7. | Марко Андретти | 390 |
8. | Себастьян Бурдэ | 386 |
9. | Тони Канаан | 366 |
10. | Симон Пажно | 356 |
11. | Райан Хантер-Рей | 355 |
12. | Карлос Муньос | 333 |
13. | Чарли Кимбол | 301 |
14. | Такума Сато | 275 |
15. | Габби Чавес | 249 |