В преддверии Гран При Лонг-Бич 2016
На этой неделе на городской трассе Лонг-Бич в Калифорнии пройдёт третий этап сезона-2016 серии IndyCar. Это старейшая из действующих городских трасс в Америке, поэтому гонка здесь входит в число самых престижных этапов IndyCar.
Гран При Лонг-Бич традиционно занимает место в начале календаря, а много раз именно эта гонка открывала новый сезон.
Трасса
Протяжённость: 3.167 км
Число поворотов: 11
Покрытие: асфальт и бетон
Дистанция: 80 кругов, 253,375 км
Давление в турбине: 150 кПа (165 кПа при использовании обгонной кнопки)
Обгонная кнопка: 10 нажатий (мощность вырастает на 60 л.с. на 20 секунд)
Рекорд трассы: 1:06.6294 – Элио Кастроневес (2015)
Трасса Лонг-Бич находится на юге Калифорнии примерно в 30 километрах от центра Лос-Анджелеса в одноименном городе.
Лонг-Бич уже давно ассоциируется с гонками. Впервые Гран При здесь прошёл в 1975 году, и это был заезд Формулы 5000. С 1976 по 1983 тут проходил Гран При Формулы 1, а с 1984 сюда ежегодно приезжает IndyCar.
За годы конфигурация трассы менялась несколько раз, текущая появилась в 2000 году, а новая секция "Фонтан" – за год до этого, в 1999-м.
Этот городской автодром представляет собой настоящую классику американских городских трасс.
Он достаточно скоростной, здесь почти отсутствуют перепады высот, покрытие кочковатое и скользкое, местами лежит асфальт, а местами специальный вид асфальтобетона, так что пилотам нужно адаптироваться к разным типам покрытия по ходу круга.
Здесь есть две длинные прямые, после которых следуют жёсткие торможения. На стартовой – пилоты достигают скорости в 290 км/ч.
Местами трасса узкая, а на отдельных участках наоборот даже широкая по меркам городской трассы. В Лонг-Бич есть несколько мест для обгона, в частности первый и девятый повороты, а также финальная шпилька.
Гонщики должны быть осторожны в четвёртом вираже, так как это 90-градусный скользкий правый поворот. Ещё одним коварным местом является восьмой поворот, на входе в который много кочек.
После второй длинной прямой, где автомобили серии IndyCar достигают скорости примерно в 260 км/ч, следует девятый поворот, левая часть которого также обычно очень скользкая.
Традиционно Лонг-Бич становится местом интересных сражений как тактических, так и на трассе, и этот год не станет исключением.
Стратегия, шины и настройки
В гонке пилотам предстоит пройти 80 кругов по трассе протяжённостью 3.167 км. В 2013 году дистанция была сокращена на пять кругов. Раньше пилотам приходилось выбирать: экономить топливо и проводить гонку с двумя пит-стопами или атаковать, но совершать на одну остановку больше. Дистанцию сократили, чтобы исключить такие расклады.
Топлива под зелёным флагом здесь хватает на отрезок примерно в 26-28 кругов. То есть 80 кругов можно пройти с двумя остановками.
Машины безопасности на городских трассах обычно появляются довольно часто, но в 2015 году за всю гонку был только один жёлтый флаг, в период с пятого по восьмой круг из-за обломков в девятом повороте. А вот в 2014-м сэйфти-кар выезжал на трассу четыре раза, и это среднее число [машин безопасности] за гонку в Лонг-Бич, если обратиться к статистике последних лет.
В Лонг-Бич гонщикам будет доступно меньше комплектов резины, чем на первом этапе в Сент-Питерсберге. Вместо семи комплектов жёстких шин в распоряжении пилотов будет всего четыре. Плюс один дополнительный для тех, кто прошел как минимум пять кругов в первой тренировке.
Это связано с меньшей дистанцией гонки и меньшими по протяжённости тренировками в пятницу. Кроме этого, в отличие от Сент-Питерсберга в Лонг-Бич для новичков и пилотов, располагающихся в турнирной таблице за пределами топ-10, будет доступен ещё один дополнительный комплект. Мягких комплектов, как и обычно, будет три.
Согласно правилам IndyCar, в гонке каждый пилот должен проехать на каждом из составов минимум два круга и как минимум один из них под зелёным флагом. "Красная", более мягкая резина, впервые по ходу уик-энда будет доступна только во время квалификации. Шины для городских трасс по конструкции и составу отличаются от тех, которые используются на стационарных автодромах.
На городских трассах всегда используется максимальная прижимная сила, поэтому, скорее всего, мы увидим вариации с различными элементами аэродинамики, как это было на первом этапе сезона.
В этом году уровень прижимной силы увеличился и у Chevrolet, и у Honda, а аэродинамический баланс сместился назад.
Некоторым пилотам это не понравилось, и в Сент-Питерсберге Скотт Диксон выбрал другие элементы аэродинамики и параметры настройки крыльев нежели пилоты Penske, чтобы компенсировать недостаточную поворачиваемость, так как он предпочитает избыточную.
Подвеска на таком типе трасс традиционно настраивается с учётом большого числа кочек.
Расклад Сил
На первом этапе в Сент-Питерсберге сильнее всех были пилоты Penske, и, скорее всего, они будут сильны и на Лонг-Бич. Действующий победитель калифорнийского Гран При четырёхкратный чемпион серии IndyCar Скотт Диксон, одержавший победу на предыдущем этапе в Финиксе, станет главным конкурентом подопечных «седого Роджера».
Разница между Chevrolet и Honda на городских трассах, как мы увидели на первом этапе этого сезона, невелика. На предыдущем этапе лучшими представителями машин с обвесами и моторами японской марки стали Райан Хантер-Рей и Михаил Алёшин, которые финишировали на третьей и пятой позициях соответственно.
Остальные места в пятёрке тогда достались пилотам Penske – Монтойа выиграл, Пажно стал вторым, а Кастроневес четвёртым.
Трасса в Лонг-Бич хороша знакома Михаилу Алёшину, в своём дебютном сезоне в 2014 году он финишировал здесь на шестом месте, поэтому у него все есть шансы показать хороший результат.
Среди действующих пилотов рекордсменом по числу побед в Лонг-Бич является Себастьян Бурдэ. Он выигрывал здесь трижды, в 2005, 2006 и 2007 годах в серии ChampCar.
На втором месте по этому показателю идёт Уилл Пауэр. Он выиграл здесь последнюю гонку в истории ChampCar в 2008 году, а также победил в 2012-м.
Из действующих пилотов в Лонг-Бич также побеждали Элио Кастроневес (2001), Райан Хантер-Рей (2010), Такума Сато (2013) и Скотт Диксон (2015). Кроме этого, в серии ALMS в Лонг-Бич дважды выигрывал Симон Пажно на машинах категории LMP1.
История
Гонки на улицах города Лонг-Бич впервые прошли в 1975 году. Это была гонка Формулы 5000. С 1976 по 1983 год включительно здесь проходил Гран При Формулы 1, известный как западный Гран При США. В начале 80-х проведение этапа Формулы 1 стало слишком дорогим и рискованным с финансовой точки зрения.
В 1983 году Крис Поук, организатор гонки, объявил, что начиная с 1984 года Гран При Лонг-Бич войдёт в календарь серии IndyCar. С тех пор календарь серии обрёл трассу, которая стала настоящей классикой и одной из самых престижных в чемпионате.
Как уже было написано выше, конфигурация трассы менялась несколько раз, а современная версия появилась в 2000 году.
Абсолютным рекордсменом по числу побед в Лонг-Бич является Эл-Анзер-мл., на счету которого шесть побед на улицах города в южной Калифорнии. Второе место делят Пол Трейси и Марио Андретти. У них по четыре победы. Причём Марио выиграл три гонки в IndyCar и одну в Формуле 1.
Победители Гран При Лонг-Бич:
1984 – Марио Андретти -Newman/Haas Racing
1985 – Марио Андретти -Newman/Haas Racing
1986 – Майкл Андретти – Kraco Racing
1987 – Марио Андретти -Newman/Haas Racing
1988 – Эл Анзер-мл. – Galles Racing
1989 – Эл Анзер-мл. – Galles Racing
1990 – Эл Анзер-мл. – Galles/Kraco Racing
1991 – Эл Анзер-мл. – Galles/Kraco Racing
1992 – Дэнни Салливан – Galles/Kraco Racing
1993 – Пол Трейси – Penske Racing
1994 – Эл Анзер-мл. – Penske Racing
1995 – Эл Анзер-мл. – Penske Racing
1996 – Джимми Вассер – Chip Ganassi Racing
1997 – Алекс Дзанарди – Chip Ganassi Racing
1998 – Алекс Дзанарди – Chip Ganassi Racing
1999 – Хуан-Пабло Монтойя – Chip Ganassi Racing
2000 – Пол Трейси – Team Green
2001 – Элио Кастроневес – Penske Racing
2002 – Майкл Андретти – Team Green
2003 – Пол Трейси – Forsythe Racing
2004 – Пол Трейси – Forsythe Racing
2005 – Себастьян Бурдэ – Newman/Haas Racing
2006 – Себастьян Бурдэ – Newman/Haas Racing
2007 – Себастьян Бурдэ – Newman/Haas/Lanigan Racing
2008 – Уилл Пауэр – KV Racing
2009 – Дарио Франкитти – Chip Ganassi Racing
2010 – Райан Хантер-Рей – Andetti Autosport
2011 – Майк Конвей – Andretti Autosport
2012 – Уилл Пауэр – Team Penske
2013 – Такума Сато – A.J.Foyt Enterprises
2014 – Майк Конвей – Ed Carpenter Racing
2015 – Скотт Диксон – Chip Ganassi Racing
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Симон Пажно | 83 |
2. | Скотт Диксон | 79 |
3. | Хуан-Пабло Монтойя | 74 |
4. | Райан Хантер-Рей | 56 |
5. | Тони Канаан | 54 |
6. | Элио Кастроневеc | 53 |
7. | Грэм Рейхол | 44 |
8. | Михаил Алёшин | 43 |
9. | Такума Сато | 43 |
10. | Макс Чилтон | 39 |
11. | Чарли Кимбол | 38 |
12. | Уилл Пауэр | 36 |
13. | Джозеф Ньюгарден | 36 |
14. | Александр Росси | 34 |
15. | Себастьян Бурдэ | 33 |
16. | Карлос Муньос | 32 |
17. | Марко Андретти | 32 |
18. | Конор Дэли | 32 |
19. | Джек Хоксуорт | 30 |
20. | Джеймс Хинчклифф | 23 |
21. | Лука Филиппи | 20 |
22. | Спенсер Пигот | 16 |
23. | Ориоль Сервия | 12 |
24. | Эд Карпентер | 9 |
Расписание сессий по МСК:
Пятница 15 апреля:
20:50 – 20:45 – первая сессия свободных заездов
00:00 – 00:45 – вторая сессия свободных заездов
Суббота 16 апреля:
20:00 – 20:44 – третья сессия свободных заездов
00:00 – 01:15 – квалификация
Воскресенье 17 апреля:
19:00 – 19:30 – разминка
23:45 – гонка
В России в прямом эфире гонку покажет телеканал «МАТЧ!Арена».
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru