В преддверии Техаса 600
На этой неделе в ночь с субботы на воскресенье стартует девятая гонка сезона 2016 года серии IndyCar — Firestone 600. Она пройдёт на трассе Texas Motor Speedway, скоростном овале протяжённостью полторы мили.
Дистанция гонки составит 600 км. Да, в заокеанских гонках любят круглые и крупные цифры, и поэтому в этот раз более привычные нам километры.
Уже почти месяц, начиная со свободных заездов Гран При Индианаполиса, команды и пилоты гоняются, можно сказать, без перерыва. И второй раз за две недели нас ждёт гонка на скоростном овале. Этап Техас 600 также станет второй ночной гонкой в этом году.
Трасса
Texas Motor Speedway, Fort Worth
Протяжённость: 1,5 мили
Угол наклона в поворотах: 24 градуса
На квад-овале и обратной прямой: 5 градусов
Вместимость: 112,552 зрителя (ранее — 191,122)
Дата открытия: 29 февраля 1996 года
Дистанция гонки: 600 км (373 мили)/248 кругов
В прошлом году число зрительских мест на обратной прямой сократилось. Теперь там установлен самый большой в мире экран с картинкой в формате HD.
Стратегия, шины и настройки
Топлива под зелёным фагом в Техасе хватает примерно на 40-45 кругов. В 2013 году резина при этом позволяла проехать лишь около 35, и именно она была определяющим фактором времени пит-стопа. В 2014 году пилоты смогли проходить длинные отрезки около 50 кругов, а год назад, когда был увеличен уровень прижимной силы, – примерно 40-45 кругов.
В Техасе используется почти такой же аэродинамический пакет, как в Индианаполисе. Но здесь уровень прижимной силы выше. Кроме того, используется большее по размеру заднее крыло с торцевыми пластинами. Как и в Инди, в Техасе на днище будут установлены ограничительные блоки, и уровень прижимной силы от днища будет примерно на 15-20% ниже.
Диапазон настроек заднего крыла год назад был установлен между параметрами в «минус 6» и «минус 10,5» градусов. В прошлом году некоторые пилоты первую часть гонки боролись с недостаточной поворачиваемостью. В этом году данная проблема может стать ещё острее из-за ограничительных блоков на днище. В Техасе механики часто меняют настройки переднего крыла на пит-стопе.
Год назад команды стояли перед непростым выбором – какой уровень прижимной силы выбрать: более высокий или более низкий. Тогда первое и второе места заняли гонщики команды Ganassi с большей прижимной силой.
Стоит напомнить, что, в отличие от дорожных и городских трасс, тут нет более мягкого и более жёсткого составов. Но сами составы разные на всех четырёх колёсах, при этом практически под каждый овал существует своя комбинация по резине, и на некоторые колёса - свой уникальный состав. Как и в Индианаполисе, шины на правой стороне будут жёстче, а на левой - мягче, при этом переднее левое более жёсткое, чем заднее левое.
Инженеры стараются как можно более равномерно загрузить резину, стараясь приблизиться к их равномерному износу. Это является ключом к хорошему темпу на длинных дистанциях. Всего на уик-энд будет доступно 11 комплектов резины.
Уже примерно после третьего или пятого круга тут невозможно пройти трассу газ в пол. После трагедии на полуторамильном овале в Лас-Вегасе в конце 2011 года пилоты согласились приехать в Техас на следующий год только в том случае, если организаторы избавятся от «паковых» гонок, когда пилоты идут бок о бок, газ в пол, в несколько рядов. Одной из мер как раз стали менее стойкие шины.
Другой мерой стала аэродинамика. Если раньше в Техасе в IndyCar использовался уровень прижимной силы ближе к среднему, то начиная с 2012 года, когда появились новые машины Dallara DW12, для Техаса были выбраны маленькие крылья и низкий уровень прижимной силы, почти такой же, как в Индианаполисе. Всё это заставляет пилота бороться с машиной и искать траектории, не позволяя большую часть гонки идти газ в пол.
В 2012 году машину Дарио Франкитти настроили неправильно и по ходу гонки уже на пит-лейне механикам пришлось менять настройки заднего стабилизатора поперечной устойчивости, что отняло много времени, но без этих изменений машиной было почти невозможно управлять.
Большую роль в Техасе играет ветер. Он является серьёзной проблемой на любой скоростной овальной трассе, но тут само место ветреное, несколько лет назад во время одной из гонок серии NASCAR Sprint Cup скорость ветра здесь превышала 20 км/ч.
В предыдущие годы жёлтых флагов в Техасе было мало, возможно, что такая тенденция сохранится и в этом году, а значит, настройки нужно устанавливать в первую очередь в расчёте на длинные дистанции под зелёным флагом.
Гонка стартует при свете дня и высоких температурах, но потом станет темнеть, а температура будет падать.
Прямо по ходу гонки нужно будет менять настройки машины (в кокпите можно менять жёсткость переднего стабилизатора и высоту подвески заднего правого колеса, а механики могут менять углы атаки переднего крыла и давление в шинах), корректировать траектории и подход к прохождению круга.
При этом базовые настройки, скорее всего, будут установлены именно на так называемую «ночную часть» гонки.
Расклад сил
Элио Кастроневес побеждал в Техасе четыре раза (в 2004, 2006, 2009 и 2013 годах), а Уилл Пауэр считает эту трассу своей домашней, так как его жена уроженка города Плано, который находится в 30 км от автодрома. Австралиец одержал здесь свою первую победу на овале в 2011 году, тогда он выиграл одну из двух коротких сдвоенных гонок.
Из действующих пилотов здесь также выигрывали Тони Канаан (2004), Скотт Диксон (2008, 2015) и Эд Карпентер (2014).
Год назад в Техасе были быстры пилоты команды Ganassi. Тогда Ganassi и Penske сделали ставки на разные типы настроек, и более высокий уровень прижимной силы, выбранный гонщиками Ganassi, помог им добиться успеха.
В этом году Honda явно подтянулась по скорости к гонщикам Chevrolet на скоростных овалах, и гонщики команды Andretti скорее всего будут среди претендентов на победу. Большое внимание будет приковано и к Александру Росси. Очень интересно, как победитель сотой Инди 500 проведёт вторую в своей жизни гонку на скоростном овале.
Вспоминая 2014 год, нельзя также не вспомнить блестящее выступление в Техасе Михаила Алёшина, пилота SMP Racing, который тогда провёл уверенную гонку и финишировал седьмым. Это был его первый финиш в топ-10 на овале – лишь во второй подобной гонке в карьере. В этом году россиянин был очень быстр в Индианаполисе, и надеемся, что в Техасе неудачи наконец-то прекратят преследовать Михаила.
Можно ждать сильного выступления и от пилотов Ed Carpenter Racing. Год назад Джозеф Ньюгарден и сам играющий тренер Эд Карпентер не смогли добраться до финиша в Техасе из-за технических проблем, в этом году удача может быть на их стороне, а скорость у них есть.
История
Серия IndyCar приезжает на этот овал с 1997 года. В период с 1998 по 2004 год тут даже проходило по две гонки в разное время года - весной и осенью. Тогда, ещё в период раскола, в Техас первой стала приезжать серия Indy Racing League.
Но и у другой, на тот момент более сильной из двух оставшихся после раскола единого IndyCar серий, ChampCar, тут должна была пройти гонка, в 2001 году.
Должна была, но не прошла. Дистанция гонок IRL и объединённого IndyCar в Техасе составляла от 482 до 600 километров. Именно километров, а не привычных для заокеанских гонок миль.
Впервые 600-километровая гонка прошла в Техасе в прошлом году. Но первой 600-километровой гонкой на этой трассе должна была стать упомянутая выше гонка чемпионата ChampCar, которая так и не состоялась.
В 2001 году серия ChampCar впервые приехала на полуторамильный овал Texas Motor Speedway. Но скорости оказались очень большими. А вместе с ними и перегрузки. Угол наклона в поворотах на этой трассе — 24 градуса, и это потенциально один из самых быстрых овалов в мире.
Хотя в те годы на данном овале выступала серия IRL, в ChampCar скорости были выше. Не то чтобы сильно выше, но, как оказалось, ощутимо. У машин серии ChampCar были более мощные моторы и для таких трасс менее загруженная аэродинамика.
В декабре 2000 года на трассе прошли тесты, в которых принимал участие Кенни Брак, ранее выступавший на этой трассе в IRL. Затем было ещё несколько частных тестов, а массовые, которые должны были пройти в конце февраля, отменились из-за дождя.
В течение уик-энда прошли три тренировки и квалификация. Но скорости оказались значительно выше, чем на тестах. Лучший круг по итогам сессий принадлежал Полу Трейси и составил 380.896 км/ч по средней (!) скорости. Результатом таких скоростей стали высокие и при этом почти постоянные перегрузки в 5G (14-18 секунд на круге, в то время как круг проходился за 23), как на центрифуге. В Техасе, по сути, лишь одна прямая, потому что на противоположной – так называемая квад-секция — дуга с двумя изломами.
Квалификационная попытка Адриана Фернандеса в 2001 году:
В результате таких перегрузок пилоты стали чувствовать недомогание, головокружение, в глазах рябило. Врач ChampCar Стив Олви связался со специалистами из NASA, которые сказали, что человеку сложно выдерживать почти постоянные нагрузки выше 4.5 G. А для того, чтобы снизить перегрузки до допустимых пределов, средняя скорость не должна была превышать 362 км/ч. После многочисленных и сложных совещаний утром гонку было решено отменить, из-за чего организация CART, которая на тот момент проводила гонки серии ChampCar, понесла многомиллионные убытки. Больше ChampCar на эту трассу не приезжал.
В IRL подобных проблем не было, средние скорости там были ниже примерно на те самые 20 км/ч. К тому же, в IRL и затем во вновь объединённом чемпионате IndyCar в Техасе до 2012 года использовался аэродинамический пакет со средней прижимной силой. После объединения серии IndyCar Техас остался в календаре. И даже после трагедии в Лас-Вегасе в 2011 году, когда от «кукикатеров», как часто называют полуторамильные трассы, было решено избавиться, Техас в календаре всё равно остался.
История гонок IndyCar в Техасе берёт своё начало в 1947 году. С 1947 по 1950 год гонки проходили на трассе Arlington Downs Raceway. Тогда гонки IndyCar проводились под эгидой AAA. В 1973 году, а также с 1976-го по 1979-й на двухмильном овале Texas World Speedway, который является «близнецом» Мичигана и Фонтаны, проходили гонки IndyCar под эгидой USAC (в 1979 году был первый раскол серии). Но из-за того, что трассе требовалась реконструкция, и при этом она явно не намечалась, и IndyCar, и NASCAR перестали проводить там этапы. Сейчас двухмильный овал иногда используется для тестов.
Техас известен и городской трассой в Хьюстоне, где раньше проходили гонки ChampCar, а в предыдущие два года проводился «двойной» этап IndyCar, но по другой конфигурации.
Победители гонок на Texas Motor Speedway
2015 - Скотт Диксон (Chip Ganassi Racing)
2014 - Эд Карпентер (Ed Carpenter Racing)
2013 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2012 - Джастин Уилсон (Dale Coyne Racing)
2011 - гонка 2: Уилл Пауэр (Team Penske)
2011 - гонка 1: Дарио Франкитти (Chip Ganassi Racing)
2010 - Райан Бриско (Team Penske)
2009 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2008 - Скотт Диксон (Chip Ganassi Racing)
2007 - Сэм Хорниш-мл. (Team Penske)
2006 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2005 - Томас Шектер (Panther racing)
2004 - гонка 2: Элио Кастроневес (Team Penske)
2004 - гонка 1: Тони Канаан (Andretti Green Racing)
2003 - гонка 2: Жиль де Ферран (Team Penske)
2003 - гонка 1: Эл Анзер-мл. (Kelley Racing)
2002 - гонка 2: Сэм Хорниш-мл. (Panther racing)
2002 - Джефф Уорд (Chip Ganassi Racing)
2001 - гонка 2: Сэм Хорниш-мл. (Panther racing)
2001 - гонка 1: Скотт Шарп (Kelley Racing)
2000 - гонка 2: Скотт Гудьир (Panther racing)
2000 - гонка 1: Скотт Шарп (Kelley Racing)
1999 - гонка 2: Марк Дисмор (Kelley Racing)
1999 - гонка 1: Скотт Гудьир (Panther racing)
1998 - гонка 2: Джон Пол-мл. (Byrd/Cunningham Racing)
1998 - гонка 1: Билли Боат (A.J. Foyt Enterprises)
1997 - Ари Лиендайк (Treadway Racing)
Интересные факты
У полуторамильной трассы в Техасе есть два овала-близнеца — Atlanta Motor Speedway и Charlotte Motor Speedway. Оба овала примерно такой же дистанции (Atlanta длиннее на 0.04 мили), и имеют точно такую же конфигурацию и угол наклона в поворотах.
Впрочем, близнецами все три трассы стали только в 1997 году. Изначально именно такая конфигурация была у овала в Шарлотте, который был открыт в 1960 году. В 1996 году с такой же конфигурацией был открыт овал Texas Motor Speedway, а уже в 1997 году перестроили Атланту, которая до этого, с момента открытия в 1960 году, имела правильную овальную форму.
Расписание уик-энда
Пятница 10 июня:
19:00 - 20:30 - первая сессия свободных заездов (дневная)
23:15 - 00:15 - квалификация
Суббота 11 июня:
02:45 - 03:15 (утра - прим.) - вторая сессия свободных заездов (ночная)
Воскресенье 12 июня:
03:40 (утра - прим.) - гонка
*указано московское время
На территории России в прямом эфире гонку покажет телеканал «Матч! Арена». Начало трансляции в ночь с субботы на воскресенье в 03:40 по московскому времени.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Симон Пажно | 357 |
2. | Скотт Диксон | 277 |
3. | Элио Кастроневеc | 271 |
4. | Джозеф Ньюгарден | 259 |
5. | Александр Росси | 242 |
6. | Карлос Муньос | 242 |
7. | Уилл Пауэр | 240 |
8. | Тони Канаан | 240 |
9. | Хуан-Пабло Монтойя | 233 |
10. | Чарли Кимбол | 227 |
11. | Джеймс Хинчклифф | 226 |
12. | Грэм Рейхол | 225 |
13. | Райан Хантер-Рей | 224 |
14. | Себастьян Бурдэ | 210 |
15. | Конор Дэли | 177 |
16. | Такума Сато | 173 |
17. | Марко Андретти | 166 |
18. | Михаил Алёшин | 155 |
19. | Макс Чилтон | 139 |
20. | Джек Хоксуорт | 110 |
21. | Джей-Ар Хильдебранд | 84 |
22. | Габби Чавес | 81 |
23. | Спенсер Пигот | 75 |
24. | Ориоль Сервия | 72 |
25. | Таундсенд Белл | 55 |
26. | Лука Филиппи | 45 |
27. | Мэтт Брэбэм | 37 |
28. | Алекс Тальяни | 35 |
29. | Пиппа Манн | 33 |
30. | Эд Карпентер | 33 |
31. | Сейдж Кэрам | 22 |
32. | Брайан Клаусон | 21 |
33. | Стефан Уилсон | 14 |
34. | Бадди Лазье | 12 |