В преддверии финала сезона 2016 в Сономе

15 сентября 2016 в 19:48
Фото: LAT Photographic

Сезон 2016 года серии IndyCar вышел на финишную прямую. Впереди 16-й этап, финальная гонка сезона, которая пройдёт на дорожной трассе Сонома в северной Калифорнии. Эта трасса примет заключительный этап сезона второй раз подряд. Шансы на титул остаются только у двух пилотов. Гонка в Сономе даст ответ на вопрос кто станет чемпионом IndyCar 2016 года – Симон Пажно или Уилл Пауэр. В предстоящей гонке будут разыграны двойные очки.

Трасса

Конфигурация трассы, которую использует IndyCar
Конфигурация трассы, которую использует IndyCar

Протяжённость: 3.634 км
Число поворотов: 12
Покрытие: асфальт
Дистанция: 85 кругов, 362.214 км
Давление в турбине: 150 кПа (165 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 10 нажатий по 15 секунд каждое, без задержки)

Трасса Сонома Рейсвей находится в северной Калифорнии, в южной части гор Сонома. Это очень интересный стационарный автодром, который за годы обрёл несколько различных конфигураций, а также включает в себя прямую для дрэг-рейсинга. Здесь 12 поворотов, часть из которых слепые. Как это обычно бывает на североамериканских дорожных трассах, здесь есть ощутимые перепады высот.

У трассы особый экстерьер. Кажется, что она базируется в пустыне, а на обочинах песок. Впрочем, это лишь обман зрения. На обочинах тут трава, но калифорнийское солнце её не щадит, и она выгорает. В итоге летом мы получаем пейзаж пустынной трассы. Но если посмотреть кадры с зимних тестов, то вы увидите непривычную картину. Обочины будут зелёными.

Трасса очень техничная. Тут много эсок, несколько медленных поворотов и несколько быстрых, в том числе две шпильки. Несколько поворотов идут через гребень. По сути трасса представляет из себя комбинацию медленных и быстрых виражей.

Эта трасса не такая скоростная, как автодромы в Барбере, Мид-Огайо и Лексингтоне, но очень техничная. Здесь есть несколько очень хороших мест для обгона. В частности 7-й и 11-й повороты. Обогнать можно и в 9-м, если удачнее соперника выйти из эски 8-го виража. Покрытие трассы скользкое, уровень «держака» тут низкий.

Прямая старт-финиш очень короткая, сразу за ней идёт излом налево, а затем подъём на холм. Покрытие трассы асфальтовое и, за исключением пары мест, достаточно ровное, но очень скользкое. На поведение машины тут сильное влияние оказывает ветер. Тут нет вставок с другим покрытием на траекториях. Трасса узкая, местами барьеры находятся весьма близко. Впрочем, всё это не мешает гонщикам дарить зрителям много интересных сражений.

Здесь немало вариантов различных конфигураций. Три года назад один из них, используемый для гонок IndyCar, немного поменяли: 7-й поворот сделали более узким, расширили выход из 9-го виража, а 11-й перенесли чуть дальше, что сделало его более пригодным для обгонов.

Трасса обладает опасной фауной. В 2014 году, во время этапа NASCAR на этой трассе, споттер Кевина Харвика в какой-то момент сказал, что прямо около него ползёт большая змея. Так что определённо нужно смотреть под ноги.

Стратегия, шины и настройки

Гонщикам в воскресенье предстоит преодолеть 85 кругов. Оптимальной тактикой в Сономе является стратегия трёх остановок, при этом более жёсткий комплект резины чаще используется на одном из средних отрезков.

Отрезок под зелёным флагом тут составляет примерно 22-24 круга. В предыдущие годы жёлтые флаги в Сономе стали появляться уже в начале гонки, а в 2012 – первый был вывешен лишь на 65 круге. При этом в целом по ходу гонки обычно пейс-кар появляется тут не так часто. В прошлом году по ходу гонки было четыре жёлтых флага.

На уик-энд выделяются три комплекта более мягких шин и семь комплектов жёсткой резины, плюс ещё один жёсткий для новичков серии, и пилотов, которые в турнирной таблице располагаются вне первой десятки. Согласно правилам IndyCar, в гонке каждый пилот должен проехать на каждом из составов минимум два круга и один из них под зелёным флагом. Как и обычно, «красная», более мягкая резина, впервые по ходу уик-энда будет доступна только во время квалификации.

Шины для дорожных трасс по конструкции и составу отличаются от тех, которые используются на городских. Конструкция и составы резины в этом году новые. Свой особый состав есть и для Сономы. В этом году он стал мягче, о чём пилоты рассказывали после недавних тестов на этой трассе. Но по их уверениям, большой деградации быть не должно.

Расклад сил

Действующим победителем гонки в Сономе является Скотт Диксон. Он выигрывал здесь трижды, а в общей сложности на счету Chip Ganassi Racing четыре победы на этой трассе. При этом можно с полной уверенностью сказать, что в последние годы Сонома — это всё-таки территория команды Penske. Из последних восьми гонок в Сономе пять викторий у пилотов "капитана Роджера". Причём из них четыре подряд, три из которых выиграл Уилл Пауэр.

И он вместе с Симоном Пажно будет в числе двух гонщиков, к которым в эти выходные будет приковано особое внимание. Ведь только у них остались шансы на чемпионский титул.

В 2009-м у австралийца здесь была очень неприятная авария. Во время практики он врезался в развернувшуюся и заглохшую машину Нельсона Филипа, которая стояла за слепым поворотом, и получил компрессионный перелом позвоночника. Но в последующих пяти появлениях в Сономе, Пауэр выиграл три гонки, и один раз финишировал вторым, в 2012-м году. Тогда победу одержал его напарник, Райан Бриско.

Роджер Пенске не стал изменять своим принципам в той гонке, и применять командную тактику, что отчасти стоило Пауэру чемпионского титула. Кроме этого, из последних шести этапов в Сономе, Уилл Пауэр только один раз проиграл квалификацию. И за последние шесть лет, начиная с 2010 года, он пять раз стартовал с поул-позиции.

С полной уверенностью можно сказать одно. Несмотря на отставание в 43 очка, Сонома – хорошая территория для Уилла Пауэра для сражения за чемпионский титул.
Симон Пажно в пяти стартах на этой трассе лишь дважды финишировал в топ-5 и его лучшим финишем в Сономе является третье место. Но, возможно эта трасса станет ещё одной в 2016 году, где француз решительно исправит статистику прошлых лет.

В 2011 году в Сономе команда Пенске в полном составе поднялась на подиум. Элио Кастроневес, Роджер Пенске, Уилл Пауэр, Райан Бриско
В 2011 году в Сономе команда Пенске в полном составе поднялась на подиум. Элио Кастроневес, Роджер Пенске, Уилл Пауэр, Райан Бриско

Вообще же первую победу команде Pesnke в Сономе принёс Элио Кастроневес в 2008-м году. Кроме пилотов Penske, которые в 2011-м году здесь в полном составе оккупировали подиум, в Сономе высокими результатами всегда отмечались гонщики Ganassi Racing. Они часто были на подиуме и выиграли четыре гонки. Скотт Диксон выиграл в 2007, 2014 и 2015, а Дарио Франкитти – в 2009.

Другой командой, пилоты которой побеждали в Сономе, является коллектив Майкла Андретти. Его сын Марко одержал тут свою дебютную победу в 2006-м году, а годом ранее в составе Andretti Green Racing выиграл Тони Канаан. В том же году, Марко выиграл гонку серии IndyLights в Сономе.

Михаи Алёшин в Сономе в 2015 году
Михаи Алёшин в Сономе в 2015 году

Для Михаила Алёшина, не считая сдвоенного Гран-При Детройта, эта единственная гонка, в которой на счету пилота SMP Racing уже есть два старта. И единственная трасса, на которой он выступит на протяжении третьего года подряд.

В 2014 году, используя опыт уже почти целого сезона, Михаил Алёшин, стартовав 12-м, финишировал в Сономе на 7-м месте, притом, что у команды в тот уик-энд не всё ладилось по части настроек машины.

Прошлогодняя гонка в Сономе стала важной для Михаила. Во-первых, в ней он впервые вернулся в IndyCar с момента страшной аварии на овале в Фонтане в 2014 году. Возвращение произошло в преддверии гонки, на тестах, которые также прошли в Сономе. Высокий темп, практически сходу показанный в тот уик-энд во многом помог пилоту из Москвы получить место в команде в 2016 году.

При том, что у почти всех его соперников за плечами уже был большой опыт фактически целого сезона выступлений с новыми обвесами, Михаил быстро вкатился в новую машину, в квалификации переиграл напарников по команде, и финишировал десятым, хотя мог быть и выше при более удачной стратегии.

Удачного выступления можно ожидать от Джозефа Ньюгардена, дважды стартовавшего тут с первого ряда, Монтойи и Кастроневеса, которые хотят закончить сезон на высокой ноте, а также от Грэма Рейхола, который хоть и был быстр в этом году, но в отличии от прошлого сезона превратить скорость в хороший результат на финише ему удавалось гораздо реже.

История

Гонка IRL в Сономе, в 2005 году
Гонка IRL в Сономе, в 2005 году

История у трассы в Сономе очень непростая. Она была открыта в 1968-м году, но в тот период на ней проходили только единичные соревнования. Трасса несколько раз меняла владельцев и часто испытывала финансовые сложности. Впервые IndyCar приехал в Соному в 1970-м году, гонку тогда выиграл Дэн Герни, вторым стал Марио Андретти, третьим Эл Анзер, а Гордон Джонкок и Джонни Ратерфорд замкнули топ-5. По сути, эта гонка была одной из немногих в Сономе в тот период. Также тогда здесь прошли два этапа Формулы 5000.

С 1978 года в Сономе ежегодно стали проходить гонки западного дивизиона NASCAR K&N Pro (одна из двух высших региональных лиг). В тот же период тут проходили гонки IMSA GT и отдельные этапы серии Can-Am. Но по-настоящему большую популярность трасса получила уже в 90-х.

Легендарные экски трассы Риверсайд Рейсвей
Легендарные экски трассы Риверсайд Рейсвей

Раньше в Калифорнии была другая известная дорожная трасса — Риверсайд, где регулярно проходили гонки высшей лиги NASCAR, сейчас известной как Sprint Cup. В 1960 году в Риверсайде прошёл Гран При Формулы 1. Также там шесть раз проходили гонки IndyCar, с 1967 по 1969, и с 1981 по 1983. В конце 80-х трассу закрыли, и территорию, где она располагалась, продали под строительство торгового центра. В NASCAR хотели сохранить дорожный этап в Калифорнии и искали для него новую трассу. Выбор пал на Соному, которая, к слову, по общей конфигурации была очень похожа на Риверсайд. После последней гонки на Риверсайд Рейсвей в 88-м, уже в 89-м Sprint Cup приехал в Соному.

IndyCar вернулся на эту трассу в 2005 году, через 35 лет после первой гонки. Это было ещё в период раскола. В 2005 году в серии IRL решили добавить в календарь дорожные и городские трассы, и Сонома как раз была среди них. После объединения серии IndyCar трасса осталась в календаре.

Сейчас Сонома является одной из самых известных дорожных трасс в Северной Америке.

Год назад, впервые после объединения серии IndyCar в 2008 году, финал сезона прошёл на дорожной трассе. Впрочем, ещё до раскола долгое время, с 1989 по 1995 год, чемпионат завершала гонка на трассе Лагуна Сека. После раскола там также прошёл финал сезона ChampCar, в 1996 году. С 2002 по 2007 год финальная гонка ChampCar проходила в Мексике и один раз на городской трассе в Австралии.

Победители гонок в Сономе

1970 — Дэн Герни — All American Racers
2005 — Тони Канаан — Andretti Green Racing
2006 — Марко Андретти — Andretti Green Racing
2007 — Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
2008 — Элио Кастроневес — Penske Racing
2009 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing
2010 — Уилл Пауэр — Team Penske
2011 — Уилл Пауэр — Team Penske
2012 — Райан Бриско — Team Penske
2013 — Уилл Пауэр — Team Penske
2014 – Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
2015 – Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing

Интересные факты

-Сонома известна своими виноградниками и вином.
-Конфигурация трассы в Сономе очень напоминает трассу Риверсайд Рейсвей

Круг по трассе
Расписание

Пятница, 16 сентября
21:00 – 22:15 – первая сессия свободных заездов

Суббота, 17 сентября
00:45 – 02:00 – вторая сессии свободных заездов
21:00 – 21:45 – третья сессия свободных заездов

Воскресенье, 18 сентября
01:05 – квалификация

Понедельник 19 сентября
01:50 – старт гонки (85 кругов)

*Указано московское время. Гонка стартует в ночь с воскресенья на понедельник.

В прямом эфире на территории России гонку покажет телеканал «Матч! Арена», начало трансляции в 01:40 по московскому времени.

Турнирная таблица

Симон Пажно и Уилл Пауэр
Симон Пажно и Уилл Пауэр

Год назад за титул в Сономе сражались сразу шесть пилотов. В этом году будут только двое – Симон Пажно и Уилл Пауэр. Между ними 43 очка. Это довольно много, даже учитывая двойные очки, которые будут начислены по итогам гонки в Сономе. Всего за уик-энд можно будет заработать 104 балла.

Но с другой стороны, в прошлом году в Сономе чемпионат выиграл Скотт Диксон, накануне гонки уступавший Монтойе, который возглавлял чемпионат с первой гонки сезон, 47 очков. И это при том, что перед гонкой Диксона не относили к главным фаворитам в борьбе за титул.

В этом году Пажно возглавляет чемпионат со второй гонки сезона. Но в Сономе может быть всё, что угодно. Пока что точно сказать можно только одно – чемпионом станет гонщик команды Penske в год пятидесятилетия команды. А вот кто именно – узнаем в воскресенье.

При победе Уилла Пауэра, без учёта бонусных очков за наибольшее число кругов лидирования, Симону Пажно необходимо финишировать не ниже пятой позиции. При двух бонусных баллах за наибольшее число кругов лидирования у Пауэра - не ниже четвёртого, также как и при поуле Пауэра.

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru

Положение в личном зачете
Поз.ПилотОчки
1. Симон Пажно555
2. Уилл Пауэр512
3. Скотт Диксон451
4. Элио Кастроневеc451
5. Джозеф Ньюгарден446
6. Тони Канаан427
7. Грэм Рейхол403
8. Карлос Муньос402
9. Чарли Кимбол389
10. Джеймс Хинчклифф380
11. Александр Росси370
12. Себастьян Бурдэ364
13. Райан Хантер-Рей364
14. Хуан-Пабло Монтойя363
15. Михаил Алёшин309
16. Конор Дэли295
17. Марко Андретти291
18. Такума Сато288
19. Макс Чилтон239
20. Джек Хоксуорт205
21. Спенсер Пигот149
22. Габби Чавес121
23. Джей-Ар Хильдебранд84
24. Ориоль Сервия72
25. Эд Карпентер67
26. Лука Филиппи61
27. Таундсенд Белл55
28. Пиппа Манн46
29. Мэтт Брэбэм37
30. Алекс Тальяни35
31. Ар Си Энерсон33
32. Сейдж Кэрам22
33. Брайан Клаусон21
34. Стефан Уилсон14
35. Бадди Лазье12
Комментарии для сайта Cackle