В предверии Техаса 600
На этой неделе в ночь с субботы на воскресенье стартует девятая гонка сезона 2017 года серии IndyCar — Firestone 600. Она пройдёт на трассе Texas Motor Speedway, скоростном овале протяжённостью полторы мили.
Дистанция гонки составит 600 км. Да, в заокеанских гонках любят круглые и крупные цифры, и поэтому в этот раз более привычные нам километры.
Уже почти целый месяц, начиная со свободных заездов Гран При Индианаполиса, команды и пилоты всё время в работе, можно сказать, без перерыва. И второй раз за две недели нас ждёт гонка на скоростном овале. Этап Техас 600 также станет второй ночной гонкой в этом году после гонки в Финиксе.
Трасса
Texas Motor Speedway, Fort Worth
Протяжённость: 1,5 мили
Угол наклона в поворотах: 1 и 2 – 20 градусов, 3 и 4 - 24 градуса;
На квад-овале и обратной прямой: 5 градусов
Вместимость: 112,552 зрителя (ранее — 191,122)
Дата открытия: 29 февраля 1996 года
Дистанция гонки: 600 км (372 мили)/248 кругов
Трасса в Техасе была открыта в 1996 году и являлась классическим квад-овалом протяжённостью 1,5 мили. Она была полным близнецом овалов в Атланте и Шарлотте с углом наклона в поворотах в 24 градуса.
Изначально именно такая конфигурация была у овала в Шарлотте, который был открыт в 1960 году. В 1996 году с такой же конфигурацией был открыт овал Texas Motor Speedway, а уже в 1997 году перестроили Атланту, которая до этого, с момента открытия в 1960 году, имела правильную овальную форму.
В этом году трасса в Техасе претерпела изменения. И теперь тут разный угол наклона на разных концах овала. Начиная с этого года бэнкинг в первом и втором поворотах составляет 20 градусов, в то время как в третьем и четвёртом – по-прежнему 24. Уменьшение угла наклона двух первых поворотов позволило расширить трассу с 18 до 24 метров.
Также на трассе заменили покрытие. Новое покрытие положили на старое. Это вторая замена покрытия в истории трассы после её открытия, первая была в 2001 году.
В 2014 году число зрительских мест на обратной прямой сократилось. Теперь там установлен самый большой в мире экран с картинкой в формате HD.
Стратегия, шины и настройки
Топлива под зелёным фагом в Техасе хватает примерно на 40-45 кругов. В 2013 году резина при этом позволяла проехать лишь около 35, и именно она была определяющим фактором времени пит-стопа. В 2014 году пилоты смогли проходить длинные отрезки около 50 кругов, а в 2015-м, когда был увеличен уровень прижимной силы, – примерно 40-45 кругов. Такая же картина была и год назад, во время переноса гонки на август.
В Техасе используется почти такой же аэродинамический пакет, как в Индианаполисе. Но здесь уровень прижимной силы выше. Кроме того, используется большее по размеру заднее крыло с торцевыми пластинами. Как и в Инди, в Техасе на днище будут установлены ограничительные блоки, и уровень прижимной силы от днища будет примерно на 15-20% ниже.
Диапазон настроек заднего крыла два года назад был установлен между параметрами в «минус 6» и «минус 10,5» градусов. Тогда некоторые пилоты первую часть гонки боролись с недостаточной поворачиваемостью. В Техасе механики часто меняют настройки переднего крыла на пит-стопе.
В 2015 году команды стояли перед непростым выбором – какой уровень прижимной силы выбрать: более высокий или более низкий. Тогда первое и второе места заняли гонщики команды Ganassi с большей прижимной силой.
Стоит напомнить, что, в отличие от дорожных и городских трасс, тут нет более мягкого и более жёсткого составов. Но сами составы разные на всех четырёх колёсах, при этом практически под каждый овал существует своя комбинация по резине, и на некоторые колёса - свой уникальный состав. Как и в Индианаполисе, шины на правой стороне будут жёстче, а на левой - мягче, при этом переднее левое более жёсткое, чем заднее левое.
Инженеры стараются как можно более равномерно загрузить резину, стараясь приблизиться к ее равномерному износу. Это является ключом к хорошему темпу на длинных дистанциях. Всего на уик-энд будет доступно 11 комплектов резины.
Задачу настройки шасси в этом году усложняет изменение трассы. Обычно помимо равномерной загрузки резины инженеры стараются установить такой сход-развал колёс, чтобы у шин было максимальное пятно контакта в повороте, и все колёса наклонены в левую сторону.
Кроме этого, правую часть машины настраивают выше, так как в повороте она нагружается сильнее левой стороны. Подвеску настраивают так, чтобы в повороте днище было максимально низко и параллельно асфальту. Но при разном наклоне в поворотах на разных концах трассы эта задача станет сложнее, и будет необходимо искать компромисс.
Уже примерно после третьего или пятого круга тут невозможно пройти трассу газ в пол. После трагедии на полуторамильном овале в Лас-Вегасе в конце 2011 года пилоты согласились приехать в Техас на следующий год только в том случае, если организаторы избавятся от «паковых» гонок, когда пилоты идут бок о бок газ в пол в несколько рядов. Одной из мер как раз стали менее стойкие шины.
Другой мерой стала аэродинамика. Если раньше в Техасе в IndyCar использовался уровень прижимной силы ближе к среднему, то начиная с 2012 года, когда появились новые машины Dallara DW12, для Техаса были выбраны маленькие крылья и низкий уровень прижимной силы, почти такой же, как в Индианаполисе. Всё это заставляет пилота бороться с машиной и искать траектории, не позволяя большую часть гонки идти газ в пол.
В 2012 году машину Дарио Франкитти настроили неправильно, и по ходу гонки уже на пит-лейне механикам пришлось менять настройки заднего стабилизатора поперечной устойчивости, что отняло много времени, но без этих изменений машиной было почти невозможно управлять.
Большую роль в Техасе играет ветер. Он является серьёзной проблемой на любой скоростной овальной трассе, но тут само место ветреное, несколько лет назад во время одной из гонок серии NASCAR Sprint Cup скорость ветра здесь превышала 20 км/ч.
До прошлого года жёлтых флагов в Техасе было мало. А прошлый год был отмечен переносом гонки с июня на август.
Гонка Техас 600 должна была состояться 11 июня, но из-за дождя была отложена на следующий день, однако пилоты смогли проехать только 72 круга из 248 запланированных. В воскресенье попытка проехать гонку была отмечена сильной аварией Джозефа Ньюгардена и Конора Дэли, а после этого вновь пошёл сильный дождь, и продолжение заезда перенесли на 27 августа. Тогда Грэм Рейхол одержал победу, лишь на 0.0080 секунды опередив Джеймса Хинчклиффа.
Гонка стартует при свете дня и высоких температурах, но потом станет темнеть, а температура будет падать.
Прямо по ходу гонки нужно будет менять настройки машины (в кокпите можно менять жёсткость стабилизаторов поперечной устойчивости и высоту подвески заднего правого колеса, а механики могут менять углы атаки переднего крыла и давление в шинах), корректировать траектории и подход к прохождению круга. Кроме того, нужно выбрать правильные настройки двигателя под соответствующую погоду.
При этом базовые настройки, скорее всего, будут установлены именно на так называемую «ночную часть» гонки.
Расклад сил
Элио Кастроневес побеждал в Техасе четыре раза (в 2004, 2006, 2009 и 2013 годах), а Уилл Пауэр считает эту трассу своей домашней, так как его жена уроженка города Плано, который находится в 30 км от автодрома. Австралиец одержал здесь свою первую победу на овале в 2011 году, тогда он выиграл одну из двух коротких сдвоенных гонок.
Из действующих пилотов здесь также выигрывали Тони Канаан (2004), Скотт Диксон (2008, 2015), Эд Карпентер (2014) и Грэм Рейхол (2016).
Начиная с прошлого года на скоростных овалах преимущество на стороне команд с аэродинамическими обвесами и моторами Honda. Среди лидеров можно ожидать такие команды, как Ganassi, Andretti, Schmidt Peterson и RLL.
Смогут ли им дать достойный бой Penskе и команда Эда Карпентера? Покажет ли вновь силу на скоростных овалах команда Дейла Койна, которая была очень быстра в Индианаполисе? Пока что вопросов больше, чем ответов.
Многое будет зависеть от хода уик-энда, правильного выбора настроек и удачной стратегии в гонке.
Для Михаила Алёшина предыдущие два появления в Техасе сложились по-разному. В 2014 году пилот SMP Racing провёл уверенную гонку и финишировал седьмым. Это был его первый финиш в топ-10 на овале – лишь во второй овальной гонке в карьере.
В прошлом году у Михаила была хорошая скорость, но гонка закончилась аварией с круговым пилотом, Джеком Хоксуортом.
История
Серия IndyCar приезжает на этот овал с 1997 года. В период с 1998 по 2004 год тут даже проходило по две гонки в разное время года - весной и осенью. Тогда, ещё в период раскола, в Техас первой стала приезжать серия Indy Racing League.
Но и у другой, на тот момент более сильной из двух оставшихся после раскола единого IndyCar серий, ChampCar, тут должна была пройти гонка, в 2001 году.
Должна была, но не прошла. Дистанция гонок IRL и объединённого IndyCar в Техасе составляла от 482 до 600 километров. Именно километров, а не привычных для заокеанских гонок миль.
Впервые 600-километровая гонка прошла в Техасе в прошлом году. Но первой 600-километровой гонкой на этой трассе должна была стать упомянутая выше гонка чемпионата ChampCar, которая так и не состоялась.
В 2001 году серия ChampCar впервые приехала на полуторамильный овал Texas Motor Speedway. Но скорости оказались очень большими. А вместе с ними и перегрузки. Угол наклона в поворотах на этой трассе — 24 градуса, и это потенциально один из самых быстрых овалов в мире.
Хотя в те годы на данном овале выступала серия IRL, в ChampCar скорости были выше. Не то чтобы сильно выше, но, как оказалось, ощутимо. У машин серии ChampCar были более мощные моторы и для таких трасс менее загруженная аэродинамика.
В декабре 2000 года на трассе прошли тесты, в которых принимал участие Кенни Брак, ранее выступавший на этой трассе в IRL. Затем было ещё несколько частных тестов, а массовые, которые должны были пройти в конце февраля, отменились из-за дождя.
В течение уик-энда прошли три тренировки и квалификация. Но скорости оказались значительно выше, чем на тестах. Лучший круг по итогам сессий принадлежал Полу Трейси и составил 380.896 км/ч по средней (!) скорости. Результатом таких скоростей стали высокие и при этом почти постоянные перегрузки в 5G (14-18 секунд на круге, в то время как круг проходился за 23), как на центрифуге. В Техасе, по сути, лишь одна прямая, потому что на противоположной – так называемая квад-секция — дуга с двумя изломами.
Квалификационная попытка Адриана Фернандеса в 2001 году:
В результате таких перегрузок пилоты стали чувствовать недомогание, головокружение, в глазах рябило. Врач ChampCar Стив Олви связался со специалистами из NASA, которые сказали, что человеку сложно выдерживать почти постоянные нагрузки выше 4.5 G. А для того, чтобы снизить перегрузки до допустимых пределов, средняя скорость не должна была превышать 362 км/ч. После многочисленных и сложных совещаний утром гонку было решено отменить, из-за чего организация CART, которая на тот момент проводила гонки серии ChampCar, понесла многомиллионные убытки. Больше ChampCar на эту трассу не приезжал.
В IRL подобных проблем не было, средние скорости там были ниже примерно на те самые 20 км/ч. К тому же, в IRL и затем во вновь объединённом чемпионате IndyCar в Техасе до 2012 года использовался аэродинамический пакет со средней прижимной силой. После объединения серии IndyCar Техас остался в календаре. И даже после трагедии в Лас-Вегасе в 2011 году, когда от «кукикатеров», как часто называют полуторамильные трассы, было решено избавиться, Техас в календаре всё равно остался.
История гонок IndyCar в Техасе берёт своё начало в 1947 году. С 1947 по 1950 год гонки проходили на трассе Arlington Downs Raceway. Тогда гонки IndyCar проводились под эгидой AAA. В 1973 году, а также с 1976-го по 1979-й на двухмильном овале Texas World Speedway, который является «близнецом» Мичигана и Фонтаны, проходили гонки IndyCar под эгидой USAC (в 1979 году был первый раскол серии). Но из-за того, что трассе требовалась реконструкция, и при этом она явно не намечалась, и IndyCar, и NASCAR перестали проводить там этапы. Сейчас двухмильный овал иногда используется для тестов.
Техас известен и городской трассой в Хьюстоне, где раньше проходили гонки ChampCar, а в предыдущие два года проводился «двойной» этап IndyCar, но по другой конфигурации.
Победители гонок на Texas Motor Speedway:
2016 – Грэм Рейхол (Rahal Letterman Lanigan Racing)
2015 - Скотт Диксон (Chip Ganassi Racing)
2014 - Эд Карпентер (Ed Carpenter Racing)
2013 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2012 - Джастин Уилсон (Dale Coyne Racing)
2011 - гонка 2: Уилл Пауэр (Team Penske)
2011 - гонка 1: Дарио Франкитти (Chip Ganassi Racing)
2010 - Райан Бриско (Team Penske)
2009 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2008 - Скотт Диксон (Chip Ganassi Racing)
2007 - Сэм Хорниш-мл. (Team Penske)
2006 - Элио Кастроневес (Team Penske)
2005 - Томас Шектер (Panther racing)
2004 - гонка 2: Элио Кастроневес (Team Penske)
2004 - гонка 1: Тони Канаан (Andretti Green Racing)
2003 - гонка 2: Жиль де Ферран (Team Penske)
2003 - гонка 1: Эл Анзер-мл. (Kelley Racing)
2002 - гонка 2: Сэм Хорниш-мл. (Panther racing)
2002 - Джефф Уорд (Chip Ganassi Racing)
2001 - гонка 2: Сэм Хорниш-мл. (Panther racing)
2001 - гонка 1: Скотт Шарп (Kelley Racing)
2000 - гонка 2: Скотт Гудьир (Panther racing)
2000 - гонка 1: Скотт Шарп (Kelley Racing)
1999 - гонка 2: Марк Дисмор (Kelley Racing)
1999 - гонка 1: Скотт Гудьир (Panther racing)
1998 - гонка 2: Джон Пол-мл. (Byrd/Cunningham Racing)
1998 - гонка 1: Билли Боат (A.J. Foyt Enterprises)
1997 - Ари Лиендайк (Treadway Racing)
Расписание уик-энда
Пятница 09 июня:
18:00 - 19:15 - первая сессия свободных заездов (дневная)
22:15 - 23:15 - квалификация
Суббота 10 июня:
01:45 - 02:15 (утра - прим.) - вторая сессия свободных заездов (ночная)
Воскресенье 11 июня:
03:40 (утра - прим.) - гонка
*указано московское время
В прямом эфире на территории России гонку покажет телеканал АВТО24, начало прямой трансляции в 03:00 по московскому времени.
Владимир Башмаков специально для АВТОСПОРТ.com.ru
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Скотт Диксон | 303 |
2. | Элио Кастроневеc | 295 |
3. | Такума Сато | 292 |
4. | Симон Пажно | 278 |
5. | Джозеф Ньюгарден | 259 |
6. | Грэм Рейхол | 251 |
7. | Александр Росси | 246 |
8. | Уилл Пауэр | 233 |
9. | Тони Канаан | 223 |
10. | Джеймс Хинчклифф | 216 |
11. | Эд Джонс | 215 |
12. | Макс Чилтон | 204 |
13. | Райан Хантер-Рей | 183 |
14. | Марко Андретти | 182 |
15. | Михаил Алёшин | 177 |
16. | Джей Эр Хильдебранд | 173 |
17. | Карлос Муньос | 168 |
18. | Себастьян Бурдэ | 136 |
19. | Чарли Кимбол | 132 |
20. | Спенсер Пигот | 124 |
21. | Конор Дэли | 114 |
22. | Эд Карпентер | 105 |
23. | Хуан-Пабло Монтойя | 93 |
24. | Ориоль Сервия | 61 |
25. | Габби Чавес | 53 |
26. | Фернандо Алонсо | 47 |
27. | Себастьян Сааведра | 33 |
28. | Пиппа Манн | 32 |
29. | Эстебан Гутьеррес | 27 |
30. | Джей Ховард | 24 |
31. | Зак Вич | 23 |
32. | Сэйдж Кэрам | 23 |
33. | Джеймс Дэвисон | 21 |
34. | Джек Харви | 17 |
35. | Бадди Лазье | 14 |