В преддверии Торонто 2017
В эти выходные в канадском городе Торонто пройдёт 12-й этап сезона 2017 года серии IndyCar. В этом году легендарная городская гонка пройдёт 33-й раз в истории. Это будет четвёртый этап и пятая гонка на городской трассе в этом сезоне.
Гонка на городской трассе Торонто по своему историческому наследию и престижу является второй гонкой на таком типе трасс после Лонг-Бич. Этот этап является единственным в современном календаре IndyCar, который проводится за пределами США.
Вторая половина сезона в самом разгаре и в чемпионате лидирует Скотт Диксон. Прервав длинную беспобедную серию, Элио Кастроневес серьёзно подобрался к Диксону в чемпионате и уступает новозеландцу лишь 8 очков.
Трасса
Протяжённость: 2.874 м
Число поворотов: 11
Покрытие: асфальт и бетон
Дистанция: 85 кругов, 243.314 км
Квалификационный рекорд: 57.143, Жиль де Ферран (Reynard-Honda), 1999.
Давление в турбине: 150 кПа (165 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 200 секунд работы кнопки, максимум 20 секунд подряд за одно нажатие)
Трасса в Торонто является классическим североамериканским городским автодромом. Она проложена на территории выставочного центра. Здесь 11 поворотов и две прямые. Трасса сложная. Как и на других городских трассах, тут много кочек, неровностей и разных типов покрытия, порой по несколько в одном повороте.
Впрочем, кочек и неровностей тут всё же меньше, чем в Детройте. Тип покрытия часто разный на входе и выходе из поворота, порой другое покрытие начинается уже в центре поворота, из-за чего сильно меняется баланс машины. Самые кочковатые места находятся в районе 6-8 поворотов. Это настоящее испытание не только для гонщиков, но и для инженеров с точки зрения настройки машины и поиска оптимального баланса.
Здесь есть несколько хороших мест для обгона. В частности перед первым, третьим и восьмым поворотами. Перед третьим поворотом пилоты разгоняются до скорости примерно в 290 км/ч, что является высоким показателем для городской трассы. Торонто — это и высокие скорости, и техничные повороты.
В прошлом году на трассе Торонто произошли изменения, ставшие третьими в истории этого автодрома. Они вызваны появлением нового отеля «Икс Торонто», расположенного внутри трассы, через дорогу от «Энергетического центра».
Теперь пит-лейн находится на северной стороне трассы. Заезд на него будет в девятом повороте, а выезд – после 11-го. Расположен новый пит-лейн до прямой старт-финиш, а не параллельно ей.
Паддок располагается на северной стороне трассы, сразу за новым пит-лейном. Раньше паддок был внутри трассы, сразу за старым пит-лейном. Новый участок трассы с 9-го по 11-й поворот получился очень узким и кочковатым.
Стратегия, шины и настройки
Оптимальной в Торонто является тактика двух пит-стопов, как и на большинстве других городских трасс. Отрезок под зелёным флагом тут составляет около 25-30 кругов. Традиционно большая часть пилотов предпочитает стартовать на «красных», более мягких шинах, а оставшиеся два отрезка проводить на жёсткой резине.
На этот раз количество шин будет серьёзно ограничено. Лишь шесть комплектов жёстких шин против семи или восьми, как обычно. Что касается мягких, то, как и всегда, в распоряжении каждого пилота будет четыре комплекта.
Также будет доступен один дополнительный комплект для новичков и пилотов, находящихся за пределами первой десятки в чемпионате для использования в первой тренировке.
Шины для городских трасс по конструкции и составу отличаются от тех, которые используются на дорожных. Помимо этого, для большинства дорожных трасс есть индивидуальные составы резины.
В гонке каждый пилот должен проехать как минимум два круга на новом комплекте мягких шин и как минимум два – на комплекте жесткой резины. При этом один из кругов должен быть пройден под зелёным флагом без заезда на пит-лейн. Исключение составляет ситуация, при которой шина будет повреждена из-за контакта, в этом случае использование комплекта засчитывается.
В Торонто всегда велика вероятность появления жёлтого флага.
Аэродинамический пакет здесь такой же, как и на других городских и дорожных трассах. Подвеска настраивается с учётом большого числа кочек и неровностей.
Расклад сил
Из действующих пилотов трое выигрывали в Торонто - Скотт Диксон Уилл Пауэр и Себастьян Бурдэ, который сейчас проходит курс восстановления после аварии в Индианаполисе.
И Бурдэ, и Пауэр выиграли здесь свои первые гонки ещё во времена серии ChampCar.
Уилл Пауэр одержал свою первую поеду в Торонто ещё в 2007 году, а затем уже в рамках объединённого чемпионата в 2010-м и в прошлом году, в составе Penske.
При этом за всю историю гонок в Торонто у команды Penske всего лишь три победы. Первую из них команде принёс Пол Трейси в 1993 году.
Скотт Диксон выиграл обе гонки в 2013 году, когда в Торонто проходил сдвоенный этап. Команда Chip Ganassi Racing традиционно очень сильна на этой трассе.
Элио Кастроневес, главный соперник Диксона в чемпионате, является признанным специалистом городских трасс. Но в Торонто в 14 стартах он лишь три раза финишировал в топ-3 и ни разу не выигрывал. Возможно, с помощью импульса от победы в Айове он сможет добиться успеха в Торонто.
Симон Пажно в восьми стартах в Торонто лишь дважды финишировал в пятёрке – оба раза на четвёртой позиции. В 2007 году и в первой гонке 2014 года.
Михаил Алёшин три года назад первую гонку в Торонто закончил 11-м, а во второй сошёл. Тогда начал идти дождь, и Михаил Алёшин вылетел в третьем повороте, угодив под машину стоявшего в отбойнике Монтойи. В тот момент Михаил пережил несколько неприятных минут, как и все болельщики.
В прошлом году Михаил провёл хорошую гонку, финишировав шестым, но при более быстрой работе механиков мог быть и на подиуме.
Это домашняя гонка для Джеймса Хинчклиффа. Год назад он финишировал на подиуме. В этом году он уже выиграл гонку на городской трассе - в Лонг-Бич.
В этом году на городских трассах хорошо выглядят пилоты, выступающие с моторами и обвесами Honda. Компании HPD удалось извлечь больше мощности из двигателя, несмотря на фактическую заморозку на доработку моторов в этом году.
И хотя по эффективности обвеса они немного уступают Chevrolet, на городских трассах мотор несколько важнее, за счёт большого количества разгонов из медленных поворотов.
Погода
Уик-энд скорее всего будет дождливым. По крайней мере в пятницу и воскресенье ожидаются дожди и грозы. Пятничные тренировки с большой долей вероятности могут пройти под дождём. В субботу же ожидается сухая погода. А в воскресенье во время гонки может пойти дождь. Главное, чтобы дождь не был таким сильным, как в 2014 году.
История:
Гонки IndyCar в Канаде проходили на семи разных трассах. Среди них, кроме городской трассы в Торонто, были стационарные автодромы — Моспорт, Мон-Тремблан, автодром имени Жиля Вильнёва, городская трасса в Ванкувере, «аэродромная» трасса в Эдмонтоне и овал Sanair Super Speedway.
Вервые гонка IndyCar в Канаде прошла в 1967 году на трассе Моспорт, в провинции Онтарио, кстати, недалеко от Торонто, примерно в 50 км. В 67-м и 68-м тут проходили «сдвоенные этапы». В 67-м обе гонки выиграл Бобби Анзер, а в 68-м – Дэн Герни.
IndyCar вернулся в Моспорт почти десять лет спустя, в 1977-м, и вновь лишь на два года. Победы одержали Эй Джей Фойт и Дэнни Онгайес.
В Мон-Тремблане гонки проходили с 1967-го по 1970-й, а затем в 2007-м прошла гонка ChampCar. В Ванкувере – с 1990-го по 2004-й. В Монреале, на коротком овале Санаир, с 1984-го по 1986-й, а с 2002-го по 2006-й на трассе имени Жиля Вильнёва (ChampCar).
По взлётно-посадочным полосам и рулёжным дорожкам аэропорта в Эдмонтоне гонки проходили с 2005 года, поначалу в качестве этапа ChampCar, а затем – с 2008-го по 2012-й – уже в качестве этапа объединённого чемпионата IndyCar. За это время трасса сильно меняла свою конфигурацию.
На городской трассе в Торонто гонка впервые прошла в 1986 году. Победу тогда одержал Бобби Рейхол. С тех пор только один раз трасса не принимала у себя этапы американского чемпионата гонок на машинах с открытыми колёсами. Это было в 2008 году, после слияния ChampCar и IRL во вновь объединённый IndyCar.
Но уже в 2009 году трасса вернулась в календарь. Торонто можно смело назвать одной из жемчужин чемпионата. Это одна из самых знаковых городских трасс наряду с Лонг-Бич, и без неё уже трудно представить себе календарь IndyCar.
Дистанция гонок в Торонто начиная с 2009 года неизменно составляет 85 кругов. В 2013 году именно здесь впервые был дан старт места, от которого отказались после 2014 года. В 2013 и 2014 годах этап в Торонто был двойным, и в одной из двух гонок пилоты стартовали с места.
Победители гонок в Торонто
1986 — Бобби Рейхол — Truesports (March - Cosworth)
1987 — Эмерсон Фиттипальди — Patrick Racing (March - Chevrolet/ Ilmor)
1988 — Эл Анзер-мл. — Galles Racing (March - Chevrolet/ Ilmor)
1989 — Майкл Андретти — Newman/Haas Racing (Lola - Chevrolet/ Ilmor)
1990 — Эл Анзер-мл. — Galles/KRACO Racing (Lola - Chevrolet/ Ilmor)
1991 — Майкл Андретти — Newman/Haas Racing (Lola - Chevrolet/ Ilmor)
1992 — Майкл Андретти — Newman/Haas Racing (Ford - Chevrolet/ Ilmor)
1993 — Пол Трейси — Penske Racing (Penske - Chevrolet/ Ilmor)
1994 — Майкл Андретти — Chip Ganassi Racing (Reynard- Ford/Cosworth)
1995 — Майкл Андретти — Newman/Haas Racing (Lola - Ford/Cosworth)
1996 — Адриан Фернандес — Tasman Motorsports (Lola - Honda)
1997 — Марк Бланделл — PacWest Racing (Reynard - Mercedes - Benz)
1998 — Алекс Дзанадри — Chip Ganassi Racing (Reynard- Honda)
1999 — Дарио Франкитти — Team Green (Reynard- Honda)
2000 — Майкл Андретти — Newman/Haas Racing (Lola - Ford/Cosworth)
2001 — Майкл Андретти — Team Green (Reynard- Honda)
2002 — Кристиано Да Матта — Newman/Haas Racing (Lola - Toyota)
2003 — Пол Трейси — Forsythe Racing (Lola - Ford/Cosworth)
2004 — Себастьян Бурдэ — Newman/Haas Racing (Lola - Ford/Cosworth)
2005 — Джастин Уилсон — RuSPORT (Lola - Ford/Cosworth)
2006 — Эй Джей Аллмендингер — Forsythe Racing (Lola - Ford/Cosworth)
2007 — Уилл Пауэр — Walker Racing (Panoz - Cosworth)
2009 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing (Dallara - Honda)
2010 — Уилл Пауэр — Penske Racing (Dallara - Honda)
2011 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing (Dallara - Honda)
2012 — Райан Хантер-Рей — Andretti Autosport (Dallara - Chevrolet)
2013 (1) — Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing (Dallara - Honda)
2013 (2) — Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing (Dallara - Honda)
2014 (1) — Себястьян Бурдэ - KV Racing Technology (Dallara - Chevrolet)
2014 (2) — Майк Конвей - Ed Carpenter Racing (Dallara - Chevrolet)
2015 — Джозеф Ньюгарден - CFH Racing (Dallara - Chevrolet)
2016 — Уилл Пауэр — Team Penske (Dallara - Chevrolet)
Сражение за титул
В турнирной таблице лидирует Диксон, у него 403 очка. Восемь баллов ему уступает Элио Кастроневес. На третьем месте Симон Пажно, который финишировал седьмым. Его отставание от Диксона составляет 31 балл.
Уилл Пауэр поднялся на четвёртое место, но проигрывает Диксону 53 очка. На три очка меньше у Джозефа Ньюгардена. У Рейхола и Сато равенство по очкам, на их счету по 337 баллов.
Расписание:
Пятница, 14 июля
17:40- 18:25 – первая сессия свободных заездов
21:15 - 22:00 – вторая сессия свободных заездов
Суббота, 15 июля
17:00 - 17:45 – третья сессия свободных заездов
21:15 - квалификация
Воскресенье 16 июля
18:30 – 19:00 – разогрев
22:40 Старт гонки (85 кругов/243.314 км)
*Указано московское время
На территории России в прямом эфире гонку покажет телеканал «АВТО24». Начало трансляции в 22:00 по московскому времени.
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Скотт Диксон | 403 |
2. | Элио Кастроневеc | 395 |
3. | Симон Пажно | 372 |
4. | Уилл Пауэр | 350 |
5. | Джозеф Ньюгарден | 347 |
6. | Грэм Рейхол | 337 |
7. | Такума Сато | 337 |
8. | Тони Канаан | 295 |
9. | Александр Росси | 290 |
10. | Макс Чилтон | 268 |
11. | Эд Джонс | 266 |
12. | Джеймс Хинчклифф | 262 |
13. | Джей Эр Хильдебранд | 246 |
14. | Райан Хантер-Рей | 245 |
15. | Марко Андретти | 236 |
16. | Михаил Алёшин | 221 |
17. | Карлос Муньос | 209 |
18. | Чарли Кимбол | 188 |
19. | Конор Дэли | 166 |
20. | Эд Карпентер | 142 |
21. | Спенсер Пигот | 142 |
22. | Себастьян Бурдэ | 136 |
23. | Хуан-Пабло Монтойя | 93 |
24. | Габби Чавес | 83 |
25. | Ориоль Сервия | 61 |
26. | Эстебан Гутьеррес | 57 |
27. | Фернандо Алонсо | 47 |
28. | Себастьян Сааведра | 33 |
29. | Пиппа Манн | 32 |
30. | Джей Ховард | 24 |
31. | Зак Вич | 23 |
32. | Сэйдж Кэрам | 23 |
33. | Джеймс Дэвисон | 21 |
34. | Джек Харви | 17 |
35. | Тристан Вотье | 15 |
36. | Бадди Лазье | 14 |
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru