Ричард Креган: Теперь люди в паддоке задают нам верные вопросы
Международный консультант Гран При России Ричерд Креган уверен, что сочинский проект движется верной дорогой и находится в умелых руках.
Британец, в свое время занимавший один из руководящих постов в Toyota F1, а после внёсший немалый вклад в успех автодрома Яс-Марина, поделился своим мнением о подготовке к первому в истории нашей страны этапу Ф1 – и многих других вопросах – в обстоятельном интервью AUTOSPORT.com.ru.
Господин Креган, поздравляем с официальным началом продаж билетов на Гран При в Сочи и вступлением проекта в новую фазу! Скажите, какой заголовок в газете вам бы хотелось прочитать ранним утром 13 октября, на следующий день после гонки в Олимпийском парке?
Ричард Креган: Знаете, об этом меня еще не спрашивали, интересный вопрос. (улыбается) Я сейчас вернусь к нему, но вообще мне бы хотелось, чтобы зрители, покидая наш автодром вечером в воскресенье, говорили что-то вроде: "Это было замечательно, мы обязательно вернёмся". В этом и состоит наша цель.
Если же говорить о газетном заголовке, то, думаю, нам было бы приятно увидеть что-то вроде "Первый российский Гран При получился ярким и успешным". Этим мы сможем на полном основании гордиться, и я уверен: когда вы по-настоящему стремитесь к чему-либо и испытываете неподдельную страсть – у вас все получится. На мой взгляд, это ключевой принцип любого бизнеса и любого спорта.
Что, по-вашему, станет главной сложностью для организаторов и промоутеров этапа в Сочи в ближайшие месяцы?
РК: Как и в случае с любым Гран При, который должен пройти впервые, сложностей на пути предостаточно. Никто не может сказать, что такой проект удастся реализовать без осложнений и накладок. Мне кажется самым важным, чтобы конечные пользователи получали удовольствие. И наша задача – находясь за сценой, разбираться с возникающими проблемами и делать все возможное, чтобы те проблемы, которые неизбежно возникают, не сказывались на посетителях.
Так что я не жду, что мы сможем обойтись без трудностей. В то же время, сейчас строительство успешно продвигается вперёд, работает большое количество людей, компания Германа Тильке тщательно контролирует все этапы работ совместно с "Омегой" и представителями строительных компаний. Думаю, тут не стоит ожидать серьёзных подводных камней.
Также мы работаем в тесной кооперации с РАФ в вопросе подготовки персонала. Напомню, что мы выступаем промоутером Гран При, тогда как организатором является именно федерация. Мы стараемся распределить обязанности так, чтобы каждый имел собственную зону ответственности, и это шло бы на пользу общему делу. Не так просто наладить эффективную совместную работу, поэтому мы проводим много переговоров, обмениваемся мнениями.
Надо сказать, что в последнее время в этом вопросе есть большой прогресс, Сергей [Воробьёв, промоутер этапа] отлично справляется со своей работой, координируя деятельность по всем направлениям подготовки к Гран При.
К слову – каково ваше мнение о Сергее? Он ведь еще весьма молод…
РК: Да, это так – он действительно молод, но у него на плечах очень умная голова. Меня по-настоящему впечатлил его стиль руководства, работоспособность, и – больше всего – его личностные качества. Знаете, менеджмент очень сильно связан с персональными способностями: умением верно понять и оценить задачу, а также поручить нужные вопросы нужным людям. И в этом он по-настоящему хорош. Думаю, не может быть никаких сомнений, что Сергей – самый подходящий человек на посту промоутера Гран При.
Не так давно вы побывали на гонке в Испании, где много общались с обитателями паддока. Каким, по вашему, было общее настроение в отношении Гран При России?
РК: Думаю, мы поступили совершенно верно, отправившись в Барселону, причем сделали это большой делегацией во главе с [вице-губернатором Краснодарского края] господином Сауриным. В данном случае едва ли не самым важным был сам факт нашего присутствия. Люди видели нас и могли с нами поговорить.
Мы ведь практически ничего не рассказывали о Гран При до этого. Сейчас можно сказать, что паддок с интересом ждет этапа в Сочи и рассчитывает на яркий уик-энд. Безусловно, существуют определённые вопросы, связанные с политикой и тому подобными вещами. Но это как раз относится к компетенции господина Саурина, для нас же самое важное, что именно говорят о Гран При.
Я также ездил на Гран При Монако – и не мог не отметить, как изменились вопросы о предстоящей гонке. Теперь меня спрашивали именно о том, о чем мне бы хотелось: что с отелями, что с транспортом, что с аэропортом, с визами и так далее. Это рабочие моменты. Мы хотим, чтобы люди именно так подходили к нашему этапу – и теперь будем куда активнее коммуницироваться.
У нас новая глава PR-департамента, Евгения, прежде она работала в Олимпийском комитете. И это очень важное усиление сочинской команды.
Кто, на ваш взгляд, стал бы идеальным кандидатом для вручения призов на церемонии награждения Гран При России?
РК: По регламенту FIA один из призов вручает глава национальной автомобильной федерации. Так что тут все просто – это будет президент РАФ Виктор Кирьянов. Еще двое… (улыбается) Знаете, это решение не в нашей компетенции. В то же время, это невероятно важный момент. Заниматься им будут на соответствующем уровне.
О формуле 1 за пределами Сочи
Давайте немного сменим тему и поговорим о нынешнем сезоне Ф1 в целом. Как он вам?
РК: Знаете, я уже долгое время причастен к миру Ф1, и самым интересным в нынешнем сезоне мне кажутся технические новинки. Сейчас много говорят о недостаточной громкости моторов V6. Я согласен, что машины стали слишком тихими – и соглашусь с Берни Экклстоуном: надо сделать звук более громким, чтобы привлечь интерес болельщиков.
Но в то же время мне кажется, что куда больше впечатляют технические характеристики новых моторов, которых удалось достичь за очень короткое время. Именно об этом надо рассказывать поклонникам спорта. И вот тут, есть ощущение, делается недостаточно. На самом деле, это просто потрясающие во всех отношениях двигатели: небольшого объёма, невероятно мощные и, в то же время, очень экологичные. А все говорят про звук, когда в действительности нужно рассказывать о таких новинках.
Кого бы вы назвали своим фаворитом в споре за титул – Нико или Льюиса?
РК: После Монако это особенно интересный вопрос! (улыбается) На самом деле, нам нужны такие противоборства и такие неоднозначные ситуации. Они делают чемпионат гораздо интереснее.
К слову, позиция Сочи в календаре в этом отношении кажется очень удачной. Учитывая развитие событий, весьма вероятно, что именно на нашем этапе определится обладатель титула. В любом случае, этот поединок очень полезен для спорта.
Как по-вашему – кто-то сможет в этом сезоне всерьёз поспорить с Mercedes хотя бы в отдельных гонках?
РК: В 2014-м это будет сделать очень сложно. Mercedes фантастически справилась со своей работой по подготовке мотора и шасси. У них потрясающая машина. Думаю, догнать их будет очень сложно, и титул разыграют Нико и Льюис. Компания в последние годы инвестировала большие средства, и теперь их упорный труд приносит плоды.
Единственное, что может хоть как-то помочь – это двойные очки в Абу-Даби. Мне кажется, сейчас многие это недооценивают. На самом деле, финальная гонка может перевернуть всё с ног на голову.
А что же не так с Ferrari?
РК: Знаете, всегда очень легко рассуждать о таких вещах, глядя со стороны. Но тут надо весьма осторожно подходить к оценкам. Мы с [бывшим руководителем команды] Стефано Доменикали – хорошие друзья и знакомы уже много-много лет. Я уверен, что он сделал всё что было в его силах. Задача была очень сложной – и в плане менеджмента, и с технической точки зрения.
Мне кажется, сейчас Скудерия переживает непростой период. Но они проведут реогранизацию, в том числе и кадровую, и обязательно вернутся на вершину в самом скором будущем – это же Ferrari!