Сколько тратят команды Формулы 1?
Хотите знать, сколько денег в действительности тратит каждая команда Больших Призов? Корреспондент AUTOSPORT Дитер Ренкен раскрывает все цифры...
Третья редакция материала «Сколько на самом деле стоит Формула 1» от AUTOSPORT предоставляет возможность отследить последние коммерческие тенденции в спорте.
Несмотря на то, что пик повышения расходов миновал, общая картина остаётся довольно мрачной – в конце 2014 года прекратила существование одна команда [Caterham], а две независимые конюшни недавно подали официальные жалобы в Комиссию ЕС на спорное распределение доходов в чемпионате и структуру управления.
Еще одна команда – Lotus – зависела преимущественно от государственного финансирования, предоставленного её венесуэльским гонщиком, и была бы на грани существования, если бы не спасение компанией Renault, в то время как Sauber, Force India и Marussia вряд ли бы выжили без спонсорских денег приглашённых гонщиков.
Стоит признать, что только продолжающаяся щедрость магната Red Bull Дитриха Матешица обеспечила будущее двум командам австрийского концерна после возникшей ситуации с двигателями.
Как можно заметить, у McLaren так и не появилось титульного партнёра или спонсора, а имеющиеся спонсоры, по слухам, ведут переговоры об уменьшении выплат в связи со снижением посещаемости трибун и падения телевизионной аудитории, которая за последние пять лет сократилась на 30%, и это ещё не предел. Удар пришёлся даже по календарю: из-за финансовых разногласий Германия не смогла принять Гран При в 2015 году.
Тем не менее не всё так плохо: Honda вернулась в чемпионат в качества поставщика двигателей и вновь объединилась с McLaren, в то время как в следующем сезоне впервые за более чем 30 лет в Формуле 1 появится американская команда, основанная промышленным магнатом Джином Хаасом. Однако в этом и заключается суровая реальность: при нынешних расходах в Ф1 ни один стартап невозможен без миллиардной поддержки.
В любой финансовой деятельности бюджет и конкурентоспособность взаимосвязаны, и поэтому разница в результатах обусловлена не только техническими и спортивными навыками. Очевидно, что самые богатые оказываются впереди, а те, кто испытывают нехватку финансов, обычно оказываются в конце пелотона. Средний класс находится посередине.
С 2013 года Ferrari, Red Bull Racing, McLaren и Williams получают бонусы в Кубке конструкторов от держателя коммерческих прав Formula One Management [FOM]. Mercedes после второй подряд победы в чемпионате получит невиданную по размеру бонусную выплату. Такая структура расширяет пропасть между богатыми и бедными, и такие выплаты определяются соответственно.
Примечание: призовые FOM выплачиваются с задержкой в год.
Восемь [из десяти] команд, включая Red Bull Racing, McLaren, Mercedes, Williams и Force India, базируются в Великобритании, что способствует непосредственному сравнению за счёт получения данных из Регистрационной палаты.
Эти данные доступны с девятимесячным опозданием, поэтому при анализе было важно учитывать все доступные направления. В случае, если команды отказывались предоставлять информацию, приходилось использовать примерные оценки. Были исследованы различные источники и проведена перекрёстная проверка, использована внутренняя информация, а также предположения, скорректированные при помощи известных переменных.
Новым дополнением в этом году стала доходность инвестиций в расчете на доллар. Бюджеты команд, не считая моторостроительные подразделения, были поделены на очки в чемпионате, что позволило получить индекс эффективности. Тут, как говорится, чем меньше, тем лучше.
Валюта была преобразована из евро [Ferrari/Toro Rosso], швейцарского франка [Sauber] и долларов США [FOM] в фунты стерлингов для единообразия с валютой большинства команд. Использовался следующий курс: £1 = €1.35/SFr1.50/$1.50
Mercedes
Брэкли, Великобритания [немецкие владельцы]
Команда Mercedes разделена на два отдельных подразделения: Mercedes Grand Prix [MGP, гоночная команда] и High Performance Powertrains [HPP), работающая автономно и поставляющая двигатели MGP и клиентам. Акции первого подразделения поделены на 60/30/10 между Daimler, боссом команды/исполнительным директором Тото Вольфом и неисполнительным председателем Ники Лаудой, а второе на 100% принадлежит Daimler.
В то время как численность персонала и зарплата большинства сотрудников увеличились после успеха 2014 года, так же, как и спонсорские доходы и платежи FOM, инвестиции Dailmer, рассматривающей это как глобальные рекламные расходы автопроизводителя, остались на уровне £60 млн. Это вызывает беспокойство по поводу того, что совет может пересмотреть долгосрочную программу, если результаты изменятся.
В Формуле 1 Mercedes тратит больше всех и обладает соразмерной численностью персонала. При этом MGP, несомненно, является самой эффективной с точки зрения показателя эффективности в расчете на один долар - победа в Кубке конструкторов была одержана при стоимости £350 за каждое очко и около £60 млн фунтов прямых затрат.
Финансирование осуществляется за счёт поступлений от Daimler, спонсоров и клиентов - в частности Force India и других команд, использующих двигатели Mercedes – и растущих доходов FOM.
Одержав две победы подряд в чемпионате, «Серебряные стрелы», уже являющиеся частью Стратегической Группы Ф1, стали полноправным членом «бонусного клуба», поэтому с 2016 года имеют право на дополнительные премиальные платежи, которые оцениваются в £25 млн. Будут ли эти платежи использованы для уменьшения инвестиций Daimler и увеличат ли без того большое преимущество команды?
Руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольф: «С точки зрения Dailmer это весьма неплохо: глобальная реклама эквивалентна €3 млрд взамен вложенным инвестициям».
Red Bull
Милтон-Кинс, Великобритания (австрийские владельцы)
Операционная деятельность компании Red Bull в Великобритании разделена на две составляющие: Red Bull Technology (RBT) производит машины для Red Bull Racing (RBR), являющейся, по сути, лишь гоночной командой.
RBT также обеспечивает коробками передач, элементами гидравлики и прочими разрешенными агрегатами дочернюю команду Toro Rosso, а также другие группы компаний. Так что чистый бюджет RBR можно оценить в 200 млн фунтов с небольшим ожиданием по прибыли.
В минувшем сезоне команда опустилась на четвертое место в Кубке конструкторов, что станет причиной уменьшения выплат от FOM на 10 млн фунтов (с 2016 года). Частично эту недостачу можно будет компенсировать за счет меньших выплат по зарплате после перехода в Ferrari Себастьяна Феттеля. К тому же, новый персонал, нанятый на работу, с одной стороны, увеличил ежемесячную платежную ведомость команды, но с другой - снизил затраты на аутсорсинг.
Целью гоночной команды по-прежнему является снижение влияния со стороны материнской компании и достижение уровня безубыточности. Очевидно, что отход от дел Эдриана Ньюи, непонятная ситуация с двигателями и снижение выплат от FOM значительно осложнят безбедное существование коллектива в спорте.
Руководитель команды Кристиан Хорнер: «Мы рады стабильности взаимоотношений со спонсорами. К тому же, благодаря расчетливому расходованию средств нам удалось стать единственным британским коллективом в Ф1 с положительным балансом, несмотря на спад результатов».
Williams
Уонтедж, Великобритания (вышла на Франкфуртскую фондовую биржу)
Williams Grand Prix Engineering (WGPE) вернулась в строй после полного обновления, в процессе которого было заключено соглашение на поставку двигателей Mercedes, и финансовый результат оказался положительным. WGPE вообще обладает уникальной бизнес-моделью, а Williams является единственной командой Ф1, вышедшей на фондовую биржу.
В настоящее время основатель коллектива сэр Фрэнк Уильямс владеет 52% акций команды, в наличии американского инвестора Брэда Холлинджера 10%, у сооснователя Williams Патрика Хэда 9%, а у руководителя Mercedes F1 Тото Вольфа - 4,9%. Фонд сотрудников распоряжается 2,5% акций, а остальные 21,6% выведены на Франкфуртскую фондовую биржу.
Поскольку в Williams не держат рента-драйверов, в команде есть два основных источника дохода: спонсорская поддержка и выплаты от FOM.
Исполнительный директор Майк О'Дрисколл: «Команде очень повезло - вся работа, которую мы проделали в 2014 году, положительно отразилась на коммерческой составляющей команды, тогда как мы уже достигли середины нашего пятилетнего плана».
Ferrari
Маранелло, Италия
Ferrari - уникальная команда в Ф1, производящая машину и все агрегаты на единой базе в Маранелло. При этом производство гоночных шасси тесно связано с проектированием и разработкой дорожных автомобилей компании.
Такая смешанная деятельность значительно затрудняет проведение финансового анализа компании, а первоначальный выпуск акций на Нью-Йоркскую фондовую биржу в октябре одновременно еще больше запутал дело, но при этом привел к публикации ранее закрытых данных.
2015 год стал первым после проведения серьезных перестановок в руководящем составе, а приход четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля и Маурицио Арривабене значительно омолодил коллектив, результатом чего стало уверенное второе место в Кубке конструкторов.
Это увеличит и без того рекордные выплаты со стороны FOM в будущем. А с учетом того, что, по слухам, зарплата Себастьяна ниже, чем была у покинувшего команду Фернандо Алонсо, можно ожидать серьезного прироста прибыли уже в ближайшие годы.
К тому же, Ferrari поставляет моторы двум командам (а в сезоне-2016 количество клиентов увеличится до трех), что позволяет покрыть дополнительные расходы.
Пресс-служба Ferrari: «Пожалуйста, войдите в наше положение - накануне IPO мы должны быть предельно осторожны в вопросе публикации финансовых данных. Так что ничем не можем помочь».
McLaren
Уокинг, Великобритания
Былая мощь McLaren пала. Некогда грозный претендент на титулы сегодня с трудом выбирается из первого сегмента квалификаций. Конечно, в основном в этом виноват новый мотор Honda, но и внутри коллектива не все ладно. Но FOM и партнеры не знают жалости: выплаты постепенно снижаются, а спонсоры один за другим покидают Уокинг…
При этом материнская компания McLaren Technology Group провела серьезную реструктуризацию, что позволило за счет других видов деятельности покрыть убыток команды в 30 млн фунтов. Honda, в свою очередь, является не только поставщиком моторов коллектива, но и коммерческим партнером, внесшим, по слухам, свою долю в размере 35 млн фунтов. Без этих вливаний дела команды выглядели бы еще более плачевно. К тому же, по информации источников, в McLaren собираются покрыть свои убытки размером в 25 млн фунтов за счет нового транша от японских мотористов.
Кроме того, у коллектива до сих пор отсутствует титульный спонсор, да и результаты пошли вниз, что непременно скажется на размерах выплат. Да и пара пилотов McLaren является самой высокооплачиваемой на стартовой решетке.
Интересно, сколько может продолжаться такая ситуация?
Операционный директор Джонатан Нил: «Нам повезло, что у нас есть Технологическая группа, за счет деятельности которой мы можем пережить трудные времена. Но это не может продолжаться вечно».
Toro Rosso
Фаэнца, Италия (австрийские владельцы)
Команда Toro Rosso, по сути, является кузницей кадров для главного коллектива Red Bull, и уже не раз за свою историю доказала свою состоятельность в этой роли.
При этом команда продолжает развиваться и расширяться на базе в Фаэнце и набирать сотрудников для работы с аэродинамической трубой в Бистере.
В настоящее время Toro Rosso находится в точке безубыточности. Часть бюджета обеспечивается за счет выплат от FOM и спонсоров, остальное добавляет Red Bull. При этом коллектив получает немалую техническую поддержку в разработке шасси от RBT.
Руководитель команды Франц Тост: «Мы продолжаем поддерживать все инициативы, связанные со снижением уровня расходов, что позволит нам продолжать развитие».
Force India
Сильверстоун, Великобритания (индийские владельцы)
Положительная часть баланса команды Force India включает в себя кредиты со стороны акционеров, средства компании, деньги спонсоров пилотов и призовые выплаты от FOM. С 2014 года значительных изменений баланса не произошло, так что успех команды в минувшем сезоне можно связать исключительно с более эффективным использованием имеющихся в наличии средств и производственных мощностей, а также с агрессивной аутсорсинговой политикой.
Что касается скорости и надежности шасси, здесь нужно сказать спасибо Mercedes за моторы и Toyota - за аэродинамическую трубу.
В коллективе сохранили состав пилотов на следующий год. Кто знает, быть может, Force India в скором времени сможет замахнуться и на третью строчку в Кубке конструкторов…
Заместитель руководителя команды Роберт Фернли: «Нашим главным козырем стал переезд в аэродинамическую трубу Toyota, к тому же, мы продолжаем поддерживать оптимальный баланс между собственным производством и аутсорсингом».
Lotus
Уитни, Великобритания (люксембургские владельцы)
В испытывающей финансовые затруднения команде Lotus с нетерпением ждали новых владельцев из Renault. До этого времени они были плотно зажаты между большими и маленькими командами - накладные расходы Lotus сопоставимы были с топ-коллективами, а каналы прибыли при этом были очень незначительными.
После восьмого места, занятого в Кубке конструкторов в 2014 году в основном из-за ненадежности двигателя Renault, спонсорская поддержка и выплаты от FOM резко снизились, истощив и без того скромный бюджет.
Силовая установка Mercedes добавила машине скорости, но в финансовом отношении дела коллектива пока не пошли на поправку, так что остается надеяться на деньги спонсора Пастора Мальдонадо - PDVSA.
Исполнительный директор Мэтью Картер: «В 2013 году мы значительно потеряли в финансовом плане, в 2014-м потери стали уже не столь значительными, а после шестого места в Кубке конструкторов в минувшем сезоне, уверен, дела пойдут на поправку».
Marussia
Бэнбери, Великобритания
Выйдя из-под контроля внешней администрации, команда Marussia провела реструктуризацию, а главным ее обеспечителем стал Стивен Фитцпатрик. Ключевую роль в сохранении команды в Ф1 сыграли выплаты от FOM за десятое место, занятое в 2014 году, к тому же, финансовую подпитку коллективу оказывают также спонсоры пилотов.
В результате Marussia собрала необходимый бюджет для выступлений в сезоне с прошлогодней машиной и морально устаревшим двигателем Ferrari.
В 2016 году дела коллектива могут пойти на поправку - в их распоряжении будет лучшая силовая установка в пелотоне, кроме того, будут произведены серьезные перестановки в управляющем аппарате.
Sauber
Хинвилл, Швейцария
Sauber - настоящий середнячок. К сожалению, в отличие от своих коллег, команда из Хинвилла постоянно страдает от перепадов валютных курсов: все счета выставляются в американских долларах, а деятельность при этом ведется в швейцарских франках.
Этот нюанс вкупе с несправедливыми правилами выплат со стороны FOM и неудачным сезоном-2014 и лежит в основе плачевного положения некогда боевого коллектива.
Но команде повезло с гонщиками: мало того, что они очень талантливые, так еще и деньги в общую копилку приносят, одновременно добиваясь неплохих результатов на трассе. Это позволяет Sauber надеяться на светлое будущее.
К тому же, у команды превосходная база, часть которой они сдают в аренду, что также приносит свои дивиденды. Оставшуюся часть бюджета составляют спонсорские взносы и выплаты от FOM.
Руководитель команды Мониша Кальтенборн: «Мы консолидировали все наши силы и оптимизировали бизнес-план для поддержки бюджета. И все же наше финансовое положение оставляет желать лучшего».
Mercedes получила наибольшую отдачу от вложенных средств
Команда | Млн фунтов в расчете на одно очко | Очки | Бюджет | Классификация |
---|---|---|---|---|
Mercedes | 0,35 | 660 | 230 | 1 |
Williams | 0,43 | 253 | 110 | 3 |
Ferrari | 0,56 | 401 | 225 | 2 |
Force India | 0,88 | 120 | 110 | 5 |
Red Bull | 1,12 | 178 | 200 | 4 |
Lotus | 1,31 | 76 | 100 | 6 |
Toro Rosso | 1,34 | 67 | 90 | 7 |
Sauber | 2,50 | 36 | 90 | 8 |
McLaren | 6,66 | 27 | 180 | 9 |
Manor | - | 0 | 60 | 10 |
Количество очков, набранное после Гран При Бразилии. Бюджет моторостроительного подразделения не учитывается.
В дополнение к доминированию к обоих зачётах чемпионата Mercedes стала лучшей с точки зрения доходности инвестиций, потратив £0.35 млн на каждое заработанное очко, в то время как Williams заняла второе место, несмотря на четвёртый по размеру бюджет.
Третье место ожидаемо досталось Ferrari, а Force India, отлично справившаяся с работой, несмотря на ограниченные ресурсы, стала четвёртой. Red Bull Racing после очередного непростого сезона оказалась на пятой строчке.
Расстраивают не только результаты McLaren, но и тот факт, что каждое набранное очко обошлось команде из Уокинга в 20 раз дороже, чем Mercedes, в то время как наиболее худший коэффициент у Marussia, оставшейся с «баранкой».
Интересно, на какой позиции в следующем году окажется Haas с её уникальной моделью аутсорсинга.
В дополнение к подробному индексу, анализ демонстрирует жизненно важный показатель: общие затраты всех десяти команд в 2015 году составили £1,395 млрд, в среднем по £140 млн на каждую.
При этом бюджет лишь четырёх из них выше этого среднего показателя – это члены «бонусного клуба», получающие дополнительные платежи – в то время как все остальные получают остатки от FOM. Стоит ли удивляться, что на структуру доходов Ф1 была подана жалоба в Комиссию ЕС?
Суммарно команды тратят £1,4 млрд, £588 млн (42%) они получают от FOM из баланса, сгенерированного коммерческими источниками. Тем не менее держатель коммерческих прав оставляет в своём кармане около £300 млн от всех своих денежных потоков, и это больше, чем тратит команда-чемпион в год.
Расходы в Ф1 на силовую установку
В настоящее время в Формуле 1 представлено четыре поставщика двигателей, но эффективности удалось добиться лишь двум из них – Mercedes и Ferrari, в то время как два других работают с учетом особых задач, связанных либо с особенностями конструкции, либо с другими обстоятельствами: Renault поставляла двигатели обеим командам Red Bull, а у Honda только один партнёр в лице McLaren.
Каждый поставщик работает с собственной бизнес-моделью. Mercedes High Performance Powertrains на 100% принадлежит дочерней компании Daimler AG и проводит научно-исследовательские проекты в интересах различных групп компаний.
Моторостроительное подразделение Ferrari работает бок о бок со Скудерией и отделено от департамента по производству двигателей для дорожных автомобилей.
Renault Sport F1 в Вири-Шатийоне после корпоративной реструктуризации в прошлом году стало подразделением материнской компании Renault Sport и работает главным образом в качестве поставщика.
Honda управляет своей программой в Ф1 как научно-исследовательским проектом, финансируемым при содействии маркетингового подразделения Honda Motor. Поэтому управление осуществляется совместно с R&D, маркетинговым отделом и McLaren.
Все четыре поставщика двигателей работают в рамках разных национальных и корпоративных соглашений финансовой отчётности, в то время как их эксплуатационные модели также сильно отличаются – разница в уровне аутсортинга сопоставима.
То же самое относится к ценообразованию двигателя: в Ferrari существует внутреннее регулирование, в Mercedes фиксированная [субсидированная] цена, как для заводской команды, так и для клиентов, в то время отдел маркетинга Renault поглощает разницу между стоимостью и ценой.
Разным является и уровень работы с клиентами. Mercedes в дополнение к собственной команде обеспечивала двигателями три конюшни - Williams, Force India и Lotus. Ferrari оснащала текущей спецификацией свою команду и Sauber, в то время как Marussia получила прошлогоднюю версию, но в 2016 году перейдёт на Mercedes.
Renault поддерживала две команды Red Bull, хотя, несомненно, хотела бы иметь больше клиентов для покрытия расходов.
Honda, в отличие от конкурентов, бесплатно предоставляет двигатели McLaren в рамках договора о партнёрстве, по условиям которого команда может запретить поставку соперникам.
Все эти факторы делают принципиально невозможными прямые сравнения между поставщиками двигателей. Однако для понимания экономики поставки моторов в Ф1, была проанализирована финансовая отчётность, поданная Mercedes HPP в соответствии с британским законом, и это позволило рассказать в таком же формате, как о командах.
Кейс-метод: Mercedes HPP
Бриксуорт, Великобритания [немецкая собственность]
Компания HPP базируется в Нортгемптоншире и ранее принадлежала Ilmor, которая по контракту строила двигатели Mercedes для Ф1 и CART / IndyCar.
Руководителем является Энди Коуэлл, который в конечном счете несёт ответственность за организацию управления и напрямую подчиняется главе автоспортивного подразделения Тото Вольфу. В число директоров входит Ники Лауда, но примечательно, что там нет Вольфа.
Ф1 занимает приблизительно 75% оборота [и рабочей силы], а компания поставляет двигатели четырём командам, включая собственную.
Непосредственно сами двигатели, как говорят, обходятся в £13 млн в год для одной команды, поэтому понятно, что операционная деятельность субсидируется в размере £50 млн материнской компанией, если учитывать, что поставка четырём командам обходится в £50 млн за сезон.
Как утверждают источники, собственная команда Mercedes платит за приоритетный статус в разработке компонентов, но само по себе это не компенсирует дефицит. Тем не менее проверить это невозможно, поскольку подобные детали, входящие в межгрупповые транзакции, не раскрываются. Таким образом, точный оборот неизвестен.
Баланс доходов в основном достигается за счёт научно-исследовательских работ Daimler – преимущественно подразделения AMG – и работы программы Mercedes в DTM, для которой, например, разрабатывается четырёхцилиндровый двигатель для регламента Класс 1, который будет введён в 2017 году.
Главный операционный директор HPP Энди Коуэлл: «Руководство считает, что качество, техническое совершенствование, скорость и гибкость вкупе с контролем расходов – это основные факторы успеха в реализации стратегии компании и достижения поставленных целей. Соблюдение этих факторов регулярно контролируется».
Перевод и адаптация материала: Иван Беликов и Александр Гинько