«Если хочешь играть — играй!» Уральские экипажи выступили на Бахе «Хаиль-2025»
В субботу, 1 февраля, в Саудовской Аравии завершилась баха «Хаиль-2025» — первый этап Кубка мира FIA по бахам и первый этап Ближневосточного Кубка по бахам. Российские экипажи дебютировали в категории легковесных прототипов для ралли-рейдов Т3 (Challenger в классификации FIA) на Taurus T3 Max от команды Nasser Racing Team.
Для Сергея Ременника это третий старт на трассах Кубка мира по бахам, а его штурман Алексей Игнатов помогает шаг за шагом постигать рейдовые премудрости. Второй российский экипаж — Алексей Шмотьев и Ярослав Фёдоров — также делали свои первые шаги. Для Ярослава эта гонка стала настоящим экзаменом на умение адаптироваться к непростым условиям.
Пролог: сыграть, а не осторожничать
Сергей Ременник ставил перед собой задачу не только финишировать, но и учиться на каждом этапе. Поэтому пролог бахи должен был стать своего рода разведкой, но всё изменилось в последний момент. Секрет успеха не только в тренировках, но и в советах топ-пилота. Легендарный Нассер Аль-Аттия не только является лицом своей команды, но также внимательно следит за результатами экипажей и даёт ценные рекомендации.
«Сначала мы не хотели гнать, чтобы не попасть в топ-10 и не выбирать стартовую позицию. Но Нассер сказал: «Если хочешь играть — играй! Педаль газа справа, давай газуй!» В итоге мы решили просто ехать, как получится», — прокомментировал Ременник.
Получилось неплохо: пятое место в абсолюте и третье в классе Т3 (Челленджер). Однако, первые километры песчаной дистанции также показали, что Сергею нужно научиться читать рельеф и самостоятельно выбирать дорогу, а не полагаться на команды штурмана, как он привык делать в классическом ралли.
Алексей Шмотьев, в свою очередь, предпочёл более осторожный подход на прологе, чтобы не рисковать, но в будущем обеспечить себе стратегически выгодную стартовую позицию, чтобы в пятницу следы стартовавших перед ним экипажей были в помощь штурману, только изучающему рейдовые премудрости ориентирования.
«Мы с Ярославом решили ехать ровно, без ненужного риска. Пролог короткий, но сразу становится понятно, кто с каким настроем выходит на трассу. Мы увидели, что даже на небольшой дистанции можно много потерять или, наоборот, выиграть за счёт точных решений», — поделился Алексей впечатлениями.
Пески, скорость и первые выводы
Первый полноценный день гонки включал скоростной участок протяжённостью 260 километров, разбитый на два отрезка с зоной нейтрализации и заправки. Общая дистанция этапа составила 442 километра. Утренний холод добавил сложностей: пока не взошло солнце, экипажи изрядно продрогли.
Ременник и Игнатов стартовали пятыми, а Шмотьев и Фёдоров — 15-ми. Маршрут бахи охватывал разнообразные ландшафты, включая обширную пустыню Нафуд Аль-Кабир, известную своими высокими песчаными дюнами, сложными трассами и впечатляющими пейзажами. Трасса в основном состояла из песчаных дорог, где быстрые секции чередовались отрезками с кочками «кэмэл грасс», а вторая половина специального участка проходила в дюнной местности.
Для Ременника осложняла борьбу не только хитрая навигация, но также недостаточность необходимых для езды по пустыне навыков. На финише первого этапа Сергей отметился четвёртым временем в категории Т3 среди всех стартовавших на бахе «Хаиль» и первым в зачёте Кубка мира FIA по бахам.
Шмотьев и Фёдоров завершили день без навигационных ошибок с шестым результатом в категории Т3 (и вторым в зачёте Кубка мира), взяли все путевые точки, но получили 10-секундный штраф за превышение скорости на участке с ограничением.
Фёдоров, дебютирующий в песчаных ралли-рейдах, подтвердил важность взаимодействия в экипаже.
Финиш и настрой на будущее
Субботний этап принёс ещё 160 километров для борьбы. Экипажи прошли через знакомые треки с нового ракурса и вновь без технических проблем. Дорожные условия не отличались от тех, что встретили участников гонки в первые дни: их вновь ожидали пески, пустыня и небольшие дюны.
Хотя небольшие потери времени при поиске точек повлияли на результаты, оба российских экипажа успешно завершили день. Сергей Ременник и Алексей Игнатов пару раз разворачивались, чтобы взять точку, и потеряли на этом около пяти минут. А у Алексея Шмотьева и Ярослава Фёдорова одна из точек в первой половине спецучастка взялась сразу, однако основной навигационный прибор не отобразил необходимую анимацию, по этой причине экипаж разворачивался, чтобы вновь проехать через эти координаты и уверенно взять точку. Забегая вперёд: техники из ERTF подтвердили, что точка была взята с первого раза, почему прибор не отработал верно – не знают. И всё это никак не помогло бы нейтрализовать зря потраченное на повторный проезд время.
Тем не менее — оба экипажа уральцев успешно завершили баху «Хаиль-2025», получив первые очки в Кубке мира. Экипаж Сергея Ременника и Алексея Игнатова стал победителем первого этапа Кубка мира в зачётной категории Челленджер (Т3), а экипаж Алексея Шмотьева и Ярослава Фёдорова занял третье место в этой категории.
«Очень доволен оказаться на финише и благодарю мою семью, которая позволяет мне отлучаться в автоспорт! — сказал Ременник. — В целом задачи, которые мы перед собой ставили, они даже перевыполнены и понятно, над чем нужно работать. Когда меня обгоняют местные быстрые ребята, мне несложно держаться за ними, фактически руля одной рукой. Но пока самостоятельно так быстро я ехать не могу — не хватает навыков мгновенно читать рельеф и понимать, где можно прибавить газ, а где стоит быть осторожнее.
Нассер Аль-Аттия, мне кажется, рад результату команды: больше половины экипажей либо успешно финишировали в зачёте Ближнего Востока, либо в Кубке мира. Это не может его не радовать. Мы строим планы того, как мы дальше движемся, потому что рассматриваем сотрудничество на весь сезон Кубка мира 2025 года».
Шмотьев добавил «В целом мы сегодня проехали очень неплохо, хороший темп набрали и обгоняли несколько экипажей. Но, к сожалению, один раз прибор не зафиксировал взятие точки — потеряли минут пять и, соответственно, сползли немножко вниз в классификации. В целом гонка крутая, интересная, машинка просто молодец, штурман у меня в целом тоже показал себя неплохо! Так что будем продолжать и надеяться на хороший результат».
«Я давно хотел попробовать поучаствовать в рейдах, но тут должно было совпасть очень много вещей, — подвёл итоги своего дебюта Федоров. — В отличие от классики, где понятно, как можно потренировать чтение стенограммы, здесь не было возможности устраивать какие-то тесты, чтобы потренироваться в навигации. Поэтому максимум, что я мог сделать перед этой гонкой — готовиться к ней.
Я заучил все значки, посмотрел видео, какие есть, почитал все инструкции по пользованию приборами, регламенты соревнований и тому подобное. И вот это отсутствие возможности потренироваться, предполагало, что единственная возможность в эту дисциплину попасть — это пилот, который принимает на себя риски, понимая, что с ним сядет не очень опытный человек, который должен очень быстро адаптироваться».
И для Ременника, и для Фёдорова это только начало их пути в ралли-рейдах, но уже сейчас они показывают уверенный прогресс.