Тимур Тимерзянов: Со своими амбициями сложно сладить
Пока отечественные кольцевики и раллисты только пытаются стать сильнейшими в ведущих чемпионатах, в дисциплине, которая находится как раз на стыке двух названных – асфальтово-грунтовом ралли-кроссе – российский триколор почти постоянно взмывает ввысь над подиумом.
Тимур Тимерзянов выиграл звание сильнейшего в двух последних чемпионатах Европы, а сейчас готовится вступить в борьбу на новом уровне: популярные соревнования получили мировой статус.
Об итогах двух последних лет, своих амбициях и планах привести ралли-кросс в родную Казань спортсмен, признанный лучшим гонщиком России 2013 года, рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru.
Тимур, вы дважды подряд выигрывали чемпионат Европы. Поделитесь секретом – что позволяет побеждать сильнейших пилотов за рулем 600-сильной техники?
Тимур Тимерзянов: Главный секрет – это, наверное, стабильность выступлений. В минувшем сезоне мы стремились регулярно зарабатывать очки и всего на одном этапе не смогли пробиться в главный финал. Это случилось в Швеции, где немножко подвела техника, сломался рычаг подвески.
Перед стартом сезона, как только организаторы чемпионата объявили о новой схеме начисления очков, кто-то пошутил, что пилот сможет выиграть чемпионат, не одержав ни одной победы на этапе. В итоге у нас именно так и получилось. Мы сознательно делали ставку на стабильность. Был реальный шанс победить в Германии, но там нас наказали по нелепой причине: гонку показывали в прямом эфире, время трансляции заканчивалось, и финал остановили досрочно!
Я в тот момент лидировал, но еще не проехал обязательный джокер-круг – и за это меня наказали на 30 секунд. Но не могу сказать, что я очень расстроен отсутствием побед, ведь мы все-таки переписали историю.
В 2012-м году было чуть проще. Тогда все спешно переходили на новую технику, а мы уже были готовы к этому. Благодаря продуктивным тестам и хорошей подготовке автомобиля нам удавалось регулярно показывать хорошие результаты и одержать шесть побед в девяти этапах. Титул был выигран досрочно. В минувшем сезоне было уже сложнее: выросла конкуренция, пришли новые пилоты, в том числе молодёжь из других классов. Но мы справились.
Для вас подход к соревнованиям как-то изменится от того, что они стали чемпионатом мира?
ТТ: Чемпионат мира – это новый статус, новая эра, и каждый пилот понимает это. Да, мы достигли результата на уровне Европы, но теперь об этом можно забыть и начинать борьбу за титул с чистого листа. Это будет другая подготовка, другой настрой, и я буду стараться еще больше работать над собой, проводить время в автомобиле, участвовать в тестах. Наверное, станк больше тренироваться на картинге. Так что подготовка будет серьезной.
Сколько в ралли-кроссовых гонках зависит от машины, и сколько – от пилота?
ТТ: Разумеется, важны оба фактора. Бывает так, что пилот настроился хорошо, а машина подводит. Это все же техника, которая работает в предельных режимах – никогда не знаешь, что может сломаться. Или автомобиль может быть идеально готов, а пилот – расслаблен и не настроен на гонку, не смог выложиться по полной программе.
В наш спорт приходят мировые звёзды – и даже они допускают ошибки. Причем ошибки совершенно нелепые – случается, что забывают включить передачу на старте или перегревают мотор. Но в целом автомобиль и его подготовка – это примерно 60% успеха. Остальное зависит от того, как пилот сможет использовать технику. Машина может быть чемпионской, а гонщик, случается, подводит.
Вашими соперниками на трассах Европы являются действительно знаменитые спортсмены – Себастьен Лёб, Маркус Гронхольм, Петтер Сольберг, все признанные лидеры ралли-кросса. В борьбе за позиции для вас играет роль, кто именно рядом на трассе?
ТТ: Для меня каждый соперник – это только соперник. Взять хотя бы моего партнера по команде Hansen Motorsport – это сын [17-кратного чемпиона Европы] Кеннета Хансена, который меня тренирует. Ему только 21 год, но он едет очень быстро, и бороться с ним сложно. Команда фактически семейная, а я пришел в неё со стороны, и это дополнительный прессинг. Ведь бороться за свое "я" приходится не только на трассе, но и в паддоке.
От того же Петтера Сольберга многие ожидали больших успехов. Он очень быстрый пилот, но показал себя совершенно нестабильным – настолько, что времена круга в одном заезде порой отличались на несколько секунд. Техника не выдержала его натиска в минувшем сезоне, Петтер ломал её гонка за гонкой, все время пытался приехать первым – но у него это так и не вышло.
Ралли-кросс стал чемпионатом мира, и многие наверняка ожидали, что в календаре появится российский этап, потому что наши пилоты всегда очень здорово смотрелись в этих гонках. Известно ли вам что-то о таких планах?
ТТ: Перспектива существует – организаторы чемпионата рассматривают возможность проведения у нас в Казани одного из этапов в 2015 году. Для этого требуются определенные доработки – если говорить честно, то для мощной техники европейского уровня "Высокая гора" - достаточно скучная трасса. Её надо реконструировать, если можно так сказать, добавить интриги: переделать какие-то повороты и разобраться с трамплином: на быстрой машине, подпрыгнув на нем, можно легко приземлиться на забор. Тут надо все просчитывать, обязательно уделить внимание вопросам безопасности и поручить работу знающим инженерам.
Вы со своей стороны готовы оказывать содействие этому проекту?
ТТ: Я только за, если мировой спорт, тем более такой яркий, как ралли-кросс, придёт в Россию и в мой родной город Казань. Разумеется, я поддерживаю это начинание обеими руками и готов делать все, что в моих силах. Если нужны мои советы или что-то другое – буду только рад.
Это всё же планы на 2015 год – а каковы ваши цели на предстоящий сезон?
ТТ: С амбициями сложно сладить – очень хочется выиграть чемпионат мира (улыбается). Но тут действительно нельзя ничего загадывать. Уже сейчас многие команды всерьёз готовятся при поддержке автопроизводителей, техника будет совсем другая – статус чемпионата мира дал определённый толчок развитию спорта. Будем бороться за первое место, будем стараться, а там посмотрим.
Чем, по-вашему, ралли кросс может привлечь болельщиков автоспорта?
ТТ: Это динамичная, зрелищная и контактная дисциплина, где зрители всегда находятся в напряжении и никогда не могут знать исход заранее. Заезды проходят один за другим, можно выбрать себе несколько спортсменов и поддерживать их по ходу дня. Особенность гонок в том, что на каждой стадии уик-энда в следующий раунд проходят только сильнейшие, поэтому ралли-кросс можно назвать гонками на выживание по цивилизованным правилам.
Но в голове у каждого пилота – именно гонка на выживание. При этом важно помнить, что борьба идет не только с теми, кто с тобой в одном заезде, но и со всеми остальными по общему времени. Поэтому тут не получится, захватив лидерство, сбросить скорость и спокойно ехать к финишу. Нужно атаковать до конца, а непосредственные соперники всячески стараются вставить палки в колёса.
Удачи в новом сезоне! Скажите, вы ожидали, что будете признаны лучшим гонщиком России?
ТТ: Если честно – нет. Я знал, что есть такая награда, но никогда не рассматривал её как свою цель. Разумеется, приятно, что по итогам голосования меня назвали лучшим, соперники в этот раз были очень достойные.