Музей автомобильной техники УГМК пополнился новыми экспозициями

15 августа в 19:25
Фото: Synology RackStation

Крупнейший в России Музей автомобильной техники УГМК пополнился новыми экспозициями, созданными Sitronics Group. Разработанные компанией тематические зоны посвящены международным автомобильным выставкам начала XX века, автомобилям ЗАЗ и гонкам Формулы 1...

Музейный комплекс Уральского горно-металлургического комбината – один из крупнейших технических музеев не только России, но и мира. Музейный комплекс расположен в городе Верхняя Пышма, был основан в 2005 году, а на данный момент занимает пространство свыше 15 га. В коллекции представлено более 12 000 уникальных экспонатов.

Недавно в музее появились новые тематические зоны: международные автомобильные выставки начала XX века, кабинет изобретателя начала ХХ века, автомобили ЗАЗ, «страна строит автомобиль», подиум Формулы 1. В их создании приняла участие компания Sitronics KT, имеющая значительный опыт в музейном оформлении и инсталляции мультимедийных и интерактивных зон. Новые экспозиции – продолжение масштабного проекта по художественному оформлению и оснащению пространств музея, который уже был выполнен компанией в 2018 году.

В музее представлено крупнейшее собрание ретро автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Здесь показана 130-летняя история автомобильного транспорта в нашей стране и мире.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

Сам комплекс состоит из четырех основных выставных центров, один из которых посвящен автомобильной технике. В нем собрано более 500 экспонатов, это крупнейшее в России собрание раритетных автомобилей и мотоциклов. Связывает всё это между собой огромнейшая открытая площадка площадью 12,5 га.

В коллекции Музея автомобильной техники помимо прочего представлены спортивные автомобили формульного типа: гоночные болиды, выпущенные в странах бывшего СССР, и машины Формулы 1. Сейчас это кажется чем-то фантастическим, но формульные машины строились и в государствах Восточного блока.

Расцвет советского автоспорта пришелся на начало 60-х, Профессиональный спорт стал возможен благодаря строительству в СССР специальных трасс и серийному производству гоночных автомобилей.

Принципиальное отличие гоночных болидов от спортивных машин (рассчитанных как на участие в скоростных соревнованиях, так и на повседневную эксплуатацию) – одноместный кузов и открытые колёса. Выпуск таких автомобилей в СССР был налажен под маркой «Эстония» на Таллинском опытном авторемонтном заводе (ТОАРЗ). С конца 50-х до 1994 года удалось изготовить свыше 1200 болидов, участвовавших в кольцевых гонках разных классов (чемпионаты СССР, Формула «Восток», «Кубок дружбы социалистических стран»). Согласно международной классификации, представленные автомобили соответствовали уровню Ф2, Ф3, Ф4.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

Из болидов семейства «Эстония» в музее представлены следующие машины, список которых ниже:

«Эстония-15» – выпускалась с 1967 по 1969 год, было произведено, совместно с вариантом «15М» порядка 221 экземпляра. Болид национальной гоночной серии «Формула 4» или «молодежной» (объем двигателя 350 см3). Регламент предполагал использование деталей, находящихся в серийном производстве: мотоциклетная коробка передач и форсированный двигателей «ИЖ-Юпитер», амортизаторы и шины от мотоколяски СМЗ С-3А. Конструкторы П. Вельбри и Э. Лооритс предусмотрели независимую подвеску, дисковые тормоза, кузов из стеклопластика. К 1969 году в молодежной формуле 29 автомобилей из 30 были произведены в Таллине.

«Эстония-15М» – улучшенная версия пришла на смену «Эстонии-15» в 1970 году и выпускалась вплоть до 1974 года. Новая модель лучше справлялась с перегревом двигателя «ИЖ-Юпитер» благодаря лобовому щитку-дефлектору, который направлял воздушные потоки в воздухозаборники. В соответствии с регламентом гонщики могли самостоятельно вносить изменения в конструкцию: устанавливать аэродинамические элементы, полностью менять кузовные панели. С 1968 по 1983 год на чемпионатах СССР «Эстония-15» и «15М» завоевали по 14 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

«Эстония-16» – один из самых редких гоночных автомобилей в коллекции музея, выпускался с 1969 года по 1970 год. Представляет из себя гоночный автомобиль класса Формула 2, разработанный в 1969 году инженерами ТОАРЗа под руководством П. Вельбри. Чтобы соответствовать регламенту Формулы 2 ходовая часть «Эстонии-9» была совмещена с 4-тактным двигателем УЗАМ-412 повышенной степени сжатия. Серийное производство данной модели развернуто не было. «Эстонии-16» и модернизированные машины, получившие индекс «16М», продолжали участвовать в гонках чемпионата СССР до начала 1980-х годов.

«Эстония-18» – Является дальнейшим развитием модели «Эстония-16», вместе с модернизированным вариантом «18М» было произведено 128 экземпляров, выпускался в период с 1972 по 1975 годы. «Эстония-18» была в значительной мере унифицирована с предыдущей моделью Таллинского завода «16М» по кузову и шасси. Отличия заключаются в моторе (от «ВАЗ-2101» вместо «Москвича-412») и топливных баках, установленных не внутри кузова, а вдоль бортов. Представленный экспонат оснащен двигателем ВАЗ-2103, что соответствует классу Формула 2 (после 1977 года — Формула 3). В 1975 году лидеры сборной СССР М. Лайв и В. Барковский заняли первое и второе место в личном зачете Кубка дружбы социалистических стран.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

«Эстония-18М» – стала логическим продолжением 18-й модели, были доработаны отдельные аспекты базовой модели с конструкторской точки зрения. Так в частности были внесены следующие изменения: радиаторы устанавливались по бокам кокпита, носовая часть имела клиновидную форму. В конце 1970-х годов гонщики, выступавшие на моделях «18» и «18М» в классах формула «Восток» (1300 см3) и «Формула 3» (2000 см3), неоднократно становились победителями и призерами чемпионатов СССР. В 1977 году В. Капшеев, оснастив модель «18М» форсированным мотором ГАЗ-21 (3120 см3, 180 л.с.) и турбонагнетателем, установил всесоюзный рекорд скорости при старте с места.

«Эстония-19» – новый этап в развитии строительства гоночных машин. Впервые среди моделей появился клиновидный профиль кузова, который позволял прижимать корпус болида к земле. Корпус изготовлен из титана за счёт чего болид на 60 кг легче своего предшественника «Эстонии-18». Болид оснащался рядным 4-циллиндровым двигателем мощностью 80 л.с., механической 4-ступенчатой коробкой передач и был способен развивать скорость до 195 км/ч. Всего за пять лет производства, с 1975 по 1980 годы, было выпущено порядка 166 экземпляров данной модели.

«Эстония-20» – основной формульный болид в СССР первой половины 80-х. Ключевые особенности: уменьшенное аэродинамическое сопротивление кузова, облегченное шасси, усиленная рама, заднее антикрыло с изменяемым углом атаки. На «Эстонии-20» выступали чемпионы СССР по шоссейно-кольцевым гонкам: М. Львов, А. Потехин, Т. Наапа, Т. Асмер. В общей сложности гонщики на данной модели становились чемпионами страны восемь раз (Формула 3 – 1980-1982, 1986, Формула «Восток» – 1981, 1982, 1984, 1985).

«Эстония-21М» – Болид обладал выверенными аэродинамическими элементами и использовал «эффект земли». Данный эффект создавал необходимое разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге, и достигался благодаря размещению в боковых понтонах специальных профилей, похожих на перевернутое крыло. Для спортсменов советской сборной Т. Наапы, Т. Асмера, А. Соотса автомобили изготавливались с использованием легких сплавов, что уменьшало их вес на несколько десятков килограммов (с 420 до 460 кг). Главный болид формульного типа поздних 80-х в СССР.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

«Эстония-23» – боковая ветвь развития семейства. Проектировалась с целью заменить модель «21М». Автомобиль формулы «Восток», разработанный Я. Страуссом, оснащался подвеской с тянущей штангой и использовал граунд-эффект для создания прижимной силы. Коробка передач имела перевернутое расположение. Испытания модели показали, что по динамическим характеристикам она уступает, выпускаемой серийно «Эстонии-21М», поэтому проект был ограничен всего двумя автомобилями, построенными с 1983 по 1984 годы.

«Эстония 21.10» – В 1987 году на ТОАРЗе прошла очередная модернизация модели «Эстония-21». По сравнению с «21М» кузов гоночного болида с индексом «21.10» стал легче, мощность двигателя возросла. Также была изменена подвеска передних и задних колес, а задние дисковые тормоза перемещены от главной передачи в колеса. Для членов сборной СССР производство автомобилей велось индивидуально. Поколение «21М /21.10» стало самым массовым среди всех гоночных автомобилей Таллинского автозавода. Производился вплоть до 1991 года, всего вместе с «21М» было выпущено 295 болидов семейства.

«Эстония-25» – стал первым серийным болидом в СССР с несущим кузовом типа монокок, заполненным вспененным пластиком. При проектировании модели «25» разработчики стремились к созданию автомобиля, приближенного по своим характеристикам к уровню международной «Формулы 3». На представленном болиде, принадлежавшем Т. Асмеру, установлен мотор Volkswagen-Golf GTI 1.6 для участия в скандинавской «Формуле 4». Также на данных автомобилях могли использоваться отечественные моторы: ВАЗ-2106 или ВАЗ-21083.

«Эстония-25.20» – имела высокую жесткость кузова благодаря монококу из пенополиуретана. Выступать на таком болиде могли лишь спортсмены сборной СССР из-за высокой стоимости изготовления. Вскоре ТОАРЗ наладил выпуск более дешевой модели «25.20» с кузовом в виде пространственной рамы из хромансилевых труб. Вес болида увеличился на 15 килограмм, а цена снизилась с 25 000 до 15 000 рублей. Модели «25» и «25.20» выпускались параллельно, использовались не только на территории СНГ, но и продавались за рубеж.

«Эстония-26» – Последний гоночный болид, произведенный малым предприятием «Кавор» (сокращение с эстонского kardidja vormelid — «карты и формулы»). На «Эстонии-26» устанавливались двигатели Volkswagen мощностью 170 л.с., коробка передач Hewland-Mk4/5, тормоза AP Racing. «Эстония-26» и «Эстония-26/9» участвовали в Формуле 1600 и Формуле 3, составив конкуренцию Dallara F393 и Reynard F3. Гонщики команды «ЛогоВАЗ» А. Кузьмин и Д. Щеглов становились победителями российской Формулы 1600 в 1999 и 2001 годах соответственно. Всего было построено не более пяти экземпляров в 90-е.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

Помимо описанных выше «Эстоний» в коллекции музея также присутствуют ещё несколько машин, связанных с формульными соревнованиями.

Формула 1 – самое зрелищное, популярное и титулованное мероприятие в мире автоспорта. Для участия в чемпионате этого уровня претендент должен пройти младшие классы формульных соревнований. Каждый класс имеет свои формулы – своды технических норм и правил, предъявляемых к автомобилям.

Так, молодёжная «Формула-Русь» – переходная ступень от картинга к профессиональному автоспорту. За рулём такого болида юный пилот (старше 14 лет) получал первые навыки управления формульным автомобилем. Представленный в экспозиции JAK JK26 – следующий уровень кольцевых автогонок. Болид создавался в соответствии с требованиями Формулы 3 для участия в национальных чемпионатах Японии, Германии и России.

Наследие французской команды Prost Grand Prix демонстрирует образцы гоночных автомобилей класса Формулы 1: болид Prost-АР01 использовался в качестве прототипа для проработки ряда инновационных решений, тогда как Prost-АР03 стал непосредственным участником заездов сезона 2000 года.

«JAK JK26» – В 1993 году в Минске благодаря А. Синкевичу, Г. Драбкину и Й. Кнаппу было создано предприятие для производства гоночных болидов Формулы 3 и Формулы Юниор, так появлялись данные болиды. В 1994 году команда Bongers Motorsport на болиде JAK JK26 участвовала в гонках немецкой Формулы 3, а во второй половине 90-х два автомобиля JAK JK26 использовались в российской Формуле 3 командой «Rothmans-АСПАС». Болиды с углепластиковым монококом и секвентальной коробкой передач оснащались двухлитровым мотором Opel-Spiess.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

«Формула Русь» – гоночная серия, проводившаяся на трассах Москвы и Санкт-Петербурга в 2002-2006 годах. Все пилоты выступали на одинаковых шасси с одинаковыми моторами и шинами. Соревнования проходили в равных условиях, а за настройку болидов отвечали организаторы. Схема проведения чемпионата была следующей: 5 отборочных этапов по две гонки каждый, затем четыре гонки, по результатам определился чемпион. После конфликта между основателем серии Ю. Кимом и Российской Автомобильной Федерацией чемпионат был закрыт. Болиды для соревнований были разработаны «АККС Мотоспорт». Машина оснащалась 4-циллиндровым 2-литровым двигателем, мощностью в 157 л.с., что при сравнительно невысокой массе в 500 кг позволяло развивать скорость до 250 км/ч.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

В коллекция музея автомобильной техники представлены помимо прочего и настоящие машины Формулы 1:

«Prost-F1 Peugeot AP01» – тестовый прототип для отработки технических решений перед сезоном Формулы 1 1998 года. Гоночный болид был построен на базе первого гоночного автомобиля, используемого командой Prost Grand Prix – Prost JS 45. В отличии от своего предшественника, оснащённого силовым агрегатом фирмы Honda, AP01, был оснащен двигателем производства компании Peugeot. Такие изменения прямо перед стартом соревнований привели к провальному для команды сезону 1998 года. Автомобиль оснащен 10-цилиндровым V-образным двигателем, объемом 3 литра и мощностью в 800 л.с., также используется 7-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач.

«Prost-Peugeot AP03» – участник сезона Формулы 1 2000 года, создан командой Prost Grand Prix. Автомобилем управляли Жан Алези и действующий, на тот момент чемпион Формулы 3000 Ник Хайдфельд. К сожалению, конструкция машины получилась не совсем удачной. Больше всего это проявилось в ненадежности машины. Из-за этого во много были испорчены отношения команды Алена Проста с компанией Peugeot, первый обвинял последних в низком качестве предоставляемых двигателей. Автомобиль оснащен 10-цилиндровым V-образным двигателем, объемом 3 литра и мощностью в 800 л.с., также используется 7-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач.

© Synology RackStation
Фото: Synology RackStation

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle