В преддверии этапа WEC в Спа
![](https://autosport.com.ru/files/styles/896x504/public/news/2015/04/29/kdpv_1430295058.jpg?itok=d0nifYin)
В предстоящий уик-энд на одной из самых красивых трасс в мире - бельгийской Спа-Франкоршам - пройдёт второй этап сезона чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, гонка «6 часов Спа». Традиционно этот этап является боевой подготовкой к Ле-Ману. Именно здесь у команд есть последняя возможность в боевых условиях проверить свою технику, в частности обновления и даже специальные версии машин перед суточным марафоном в Ле-Мане.
Гонка «6 часов Спа», ранее известная как «1000 километров Спа», проходит с 1966 года, за исключением перерыва с 1976 по 1981 год. С 1966-го по 1988-й она неизменно была частью чемпионата мира спорткаров, преемником которого сейчас, по сути, и является FIA WEC. В 1989-м марафон сократили до 480 км, а после 90-го и вовсе наступил длительный перерыв для этого этапа.
Возродили гонку в 1999-м, но дистанция в 1000 км вернулась лишь в 2003 году. Статус «боевой подготовки к Ле-Ману» гонка в Спа получила почти 10 лет назад, а до этого этап, как правило, проводился в сентябре. С 2006 года (за исключением 2007-го) гонка «1000 км Спа», затем переименованная в «6 часов Спа», всегда была последней крупной марафонской гонкой перед легендарным 24-часовым марафоном, вначале в рамках Le Mans Series, куда сам Ле-Ман при этом не входил, а в 2011-м году в рамках ILMC, где Ле-Ман уже был в календаре.
Трасса в Спа протяжённостью в семь километров и четыре метра является одной из самых узнаваемых и сложных не только в FIA WEC, но и во всём мировом автоспорте. Она преимущественно включает в себя прямые и скоростные повороты. Здесь много перепадов высот и поворотов, в которых шины испытывают сильную нагрузку. А поворот Красная вода – визитная карточка трассы.
Протяжённость трассы: 7,004 км
Дистанция гонки: 6 часов
Старт: 02 мая в 15:30 по московскому времени
Победители 2014 года:
LMP1: Toyota Racing №8 Буэми/Дэвидсон/Лапьер
LMP2: G-Drive Racing №26 Русинов/Пла/Каналь
GT Pro: AF Corse Ferrari №51 Бруни/Виландер
GT Am: AF Corse Ferrari №61 Перез-Компанк/Чиочи/Вентури
LMP1
Audi выиграли первый этап этого сезона в Сильверстоуне, вновь всерьёз заявив о себе, и одержали первую победу после гонки в Остине в прошлом году. В Спа команда в первую очередь будет готовиться к 24 часам Ле-Мана. Сюда они, как и обычно, приедут в составе трёх экипажей. При этом основные машины: №7 и №8 будут выставлены в аэродинамической конфигурации под кольцо Сартэ, а не с тем аэродинамическим пакетом, с которым они блестяще выглядели в Сильверстоуне. Раньше в Audi чаще использовали для этих целей машину третьего экипажа. Специальная версия с меньшей прижимной силой и лобовым сопротивлением недавно была испытана в Монце, а в Спа в таком виде новая R18 впервые будет сражаться с соперниками.
Третий экипаж команды будет выступать на машине с тем же пакетом аэродинамики, который был в Сильверстоуне, и дебютирует в новом составе под номером 9. Оливер Джарвис, выступавший в третьем экипаже Audi года назад в Спа и Ле-Мане теперь стал пилотом экипажа Audi №8, где заменил Тома Кристенсена, присоединившись к Лоику Дювалю и Лукасу ди Грасси. Его место в составе дополнительной машины теперь занимает Рене Раст - трехкратный чемпион Суперкубка Porsche, чемпион немецкого кубка Porsche, действующий чемпион серии ADAC GT, а также действующий победитель гонок 24 часа Нюрбургринга и 24 часа Спа. Год назад Рене в составе экипажа команды Себастьяна Лёба закончил Ле-Ман на 4-м месте в LMP2.
Porsche по чистой скорости были немного быстрее своих соперников в Сильверстоуне, но проблемы с коробкой передач вывели из борьбы экипаж Бернхарда, Уэббера и Хартли. А Дюма, Джани и Либ уступили Audi в сражении за победу в первую очередь из-за менее удачной тактики. Год назад именно здесь они завоевали свой первый поул после возвращения в главную категорию автогонок на выносливость. В Спа они, несомненно, будут сильны. Как и Audi, они будут выступать в составе трёх экипажей, правда для них такой опыт будет в новинку.
К экипажу третьей машины будет приковано повышенное внимание, так как в его составе совершит свой дебют в FIA WEC действующий пилот Формулы 1 Нико Хюлькенберг. Его напарниками по экипажу будут пилоты заводской программы GT: Ник Тэнди, уже давно зарекомендовавший себя в гонках прототипов, и австралиец Эрл Бамбер, действующий чемпион Суперкубка Porsche и одновременно Азиатского Кубка Porsche, где год назад он взял уже второй титул подряд. Впрочем, как показывает практика пилоты из GT хорошо и быстро осваиваются за рулём прототипов.
Год назад Toyota праздновала победу в Спа. На высшую ступеньку тогда поднялись Буэми, Дэвидсон и Лапьер. Хотя в Сильверстоуне новая версия Toyota TS040 явно уступала конкурентам, чемпионский экипаж финишировал на 3-м месте и лишь в 14 секундах от победителей. Впрочем, при сегодняшнем уровне конкуренции в чемпионате такой отрыв можно расценить как большой, даже для гонок на выносливость.
В Спа для японского концерна может быть совсем другая история. О том, что Сильверстоун не походил машине, пилоты Toyota откровенно говорили ещё до начала первого этапа. Конфигурация британской трассы не позволяла их машине накапливать достаточную мощность на торможениях в свой суперконденсатор. В Спа есть несколько жёстких торможений, так что с этой точки зрения их ситуация должна быть лучше. А может, и не будет. Есть подозрения, что, несмотря на обновление 80% деталей машины, Toyota сделала меньший шаг вперёд с новой версией машины, чем Porsche и Audi.
В отличие от кокурентов из Германии, Toyota Racing не выставит третью машину в Ле-Мане, и, соответственно, в Спа. По их оценке, третий экипаж дорого обойдётся команде и не позволит им работать с машинами так же качественно, как при наличии двух.
Команда Rebellion выйдет на старт только в Ле-Мане. Они продолжают подгонять свой прототип R-One под турбированный мотор AER, на который перешли взамен атмосферной Toyota V8 в этом году, а значит, в трофее частных команд LMP1 у команды ByKolles вновь не будет конкурентов. Зато среди заводских коллективов борьба вновь обещает быть очень плотной.
LMP2
Класс LMP2 в Спа расширяется до десяти машин. Как и в 2013 году, категория вновь широко представлена, а уровень конкуренции заметно повышается. Фаворитами в Спа однозначно будут действующие победители этой гонки - экипаж №26 российской команды G-Drive Racing. В этом году к Роману Русинову и Жульену Каналю присоединился Сэм Бёрд, и вместе они уже выиграли первый этап сезона в своей категории.
Впрочем, уже в Сильверстоуне пилоты 28-го экипажа G-Drive Пепе Дерани, Густаво Якаман и Рикардо Гонсалес показали свой серьёзный настрой и высокую скорость. Главным конкурентом российской команды будет коллектив KCMG. Уже в Сильверстоуне новый прототип Oreca 05, на котором они выступают, показал хорошую скорость, а в Спа на прямых у более узкой машины может быть преимущество.
Впрочем, Спа - это трасса поиска компромисса между прижимной силой и скоростью на прямых. Так что борьба обещает быть интересной. При этом стоит отметить, что вместо Танди на этот раз в распоряжении команды будет опытный Николя Ляпьер, год назад одержавший здесь победу в LMP1 за рулём Toyota TS 040 вместе с Себастьяном Буэми и Энтони Дэвидсоном. Однако в Сильверстоуне у машины проявились детские болезни, так что для KCMG многое будет зависеть от надёжности.
Команда Extreme Speed Motorsports начиная с этого этапа будет использовать машину Ligier JS P2, почти такую же, как у G-Drive. Почти, потому что она будет оснащена мотором Honda, а не Nissan. За счёт этого у машины будут некоторые другие элементы аэродинамики, например верхний воздухозаборник, и другая система выхлопа. Кроме этого, в конфигурации с мотором Honda машина тяжелее.
Также в Спа к LMP2 присоединяются команды SARD-Morand и Jota Sport с открытыми прототипами Morgan Evo и Gibson 015 S (обновлённая версия шасси Zytek Z11SN).
GT
Расклад сил в GT предсказать сложно, баланс сил по сравнению с прошлым годом поменялся. Скорее всего, мы увидим плотную борьбу. В категории Pro, как и в Сильверстоуне будут представлены семь машин: две Ferrari команды AF Corse, две Porsche коллектива Олафа Мантея, и три заводских Aston Martin. В 91-м экипаже Porsche на этот раз выступят Свен Мюллер и Кевин Эстре, вместо Микеля Кристенсена и Рихарда Литца, которые пропускают «6 часов Спа» из-за того, что 3 мая будут выступать в американском чемпионате спорткаров USCC на трассе Лагуна-Сека.
В классе GT Am фаворитами, скорее всего, вновь будут пилоты заводской команды Aston Martin. Россия в этой категории представлена экипажем команды SMP Racing в составе Виктора Шайтара, Андреа Бертолини и Алексея Басова, а всего в классе выступят 8 машин.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru