Анализ: Необычная квалификация WTCC в Зальцбурге
В субботу после квалификации WTCC в Зальцбурге 12 пилотов получили наказания за ту нетривиальную ситуацию, что они устроили в конце сессии: рассчитывая получить более выгодную позицию на решающем быстром круге, гонщики двигались в колоне настолько медленно, что попросту не успели пойти на свою попытку.
Последние пять минут сеанса вызвали немало улыбок в паддоке, однако судьи FIA придали ситуации элементы фарса, назначив наказаний на сумму 37 тысяч евро и оштрафовав гонщиков перестановкой в общей сложности на 136 позиций на решетке.
Однако эпизод, когда пилоты играли в кошки-мышки, ожидая подходящего момента для использования выгоды от ‘воздушного мешка’, требует детального разбирательства.
Во втором сегменте квалификации был момент, когда караван машин замедлился до 32 км/ч, в результате чего все и упустили возможность уйти на быстрый круг. К тому были предпосылки уже в первой части сессии. Правда, машин на трассе было в два раза больше, а тактические схемы все же отличались друг от друга. Однако в итоге зрелище оказалось безнадежно испорченным, не говоря уж о том, что происходящее на трассе явно было безрассудным и даже опасным.
Судьи подошли к задаче наказания пилотов в индивидуальном порядке, однако при этом действовали абсолютно нелогично.
Для примера, как мог Дэррил О’Янг, который в первом сегменте увяз в трафике, получить наказание в пять стартовых позиций и штраф в €1000, а Микель Нюкьяэр, попавший в такую же ситуацию в финале сессии, обойтись вовсе без претензий со стороны представителей спортивной Фемиды?
Почему Роб Хафф заплатил €1000 и получил десять позиций штрафа, а Юго Валент потерял пять мест, но при этом ‘обеднел ’ на 3000 евро?
Конечно, судьи FIA имеет доступ к большему количеству источников информации, чем мы с вами, однако то, с какой жёсткостью были вынесены штрафы, а так же запрет на обжалование принятых решений, перевели и так непростую ситуацию за грань добра и зла. При всём этом 14 виновников торжества припарковали в конце сессии свои машины под медиа-центром, надеясь на публичное рассмотрение возникших разногласий.
Самая главная причина проблемы – вопрос важности слипстрима в WTCC – так и осталась не решена. Что, если пилоты вместо бесполезных попыток в конце сессии будут просто отсиживаться в боксах? Как в такой ситуации FIA собирается сохранить имидж спорта?
AUTOSPORT поинтересовался у участников субботних событий их мнением
Тьягу Монтейру – потерял 12 позиций, оштрафован на 3000 евро
«Мы не договаривались поступить так. Решение каждого из 12 пилотов было лишь частью индивидуальной тактики, но что-то пошло не так.
Конечно, случившееся не особо приятно, я согласен. Но данная ситуация имела место впервые, и нам следовало бы обсудить проблему сообща, чтобы избежать её повторения. Я не думаю, что наложенные на нас штрафы гарантированно исключат возможность повторения такого сценария».
Иван Мюллер - потерял 12 позиций, оштрафован на 3000 евро
«Я не буду ничего говорить о наказаниях. Нам важно помнить, что именно мы, пилоты, создаём шоу на трассе, при этом подвергая себя риску.
Мы и впрямь двигались довольно медленно – около 50-60 км/ч, – однако в этом не было ничего опасного. Я уверен, что разумнее было бы не штрафовать нас, а сделать всё, чтобы подобного больше не повторилось».
Том Коронель – потерял 15 позиций, оштрафован на 4000 евро
«Решение было довольно странным. Для моей последней попытки мне необходим был слипстрим – я всегда ранее так поступал, и штраф за такие действия стал для меня чем-то новеньким.
Понятно, что судьи хотели поставить точку в этом вопросе, однако не было ни жёлтых карточек, ни иного рода предупреждений. То, что они сделали - это чересчур, как мне кажется».
Роб Хафф – потерял 12 позиций, оштрафован на 1000 евро
«Я сбит с толку, но больше от разницы в самих штрафах, чем от причин их наложения.
Если бы я или кто-нибудь другой из передней части нашей группы отправился бы на быстрый круг, это был бы отличный финал квалификации, хороший спектакль и никого бы не наказали».
Марк Бассенг – потерял возможность из-за трафика попасть в финал
«Я был на очень хорошем круге: ориентировочно шёл на шестое место, однако упёрся в группу медленных машин. Для меня это просто непостижимо: в квалификации ведь нужно стремиться проехать как можно быстрее, и у каждого должен быть шанс сделать это.
Если кто-то идёт на хороший результат, который затем оказывается испорчен трафиком, такая ситуация недопустима. Это самое главное.
Я рад, что судьи прибегли к весьма серьёзным наказаниям, потому что, по-моему, такие эпизоды убивают дух соревнования. Иногда, если ты уже долго выступаешь в какой-нибудь серии, у тебя складываются определённый образ мышления и взгляды на происходящее.
Анализируя случившееся с точки зрения пилота и руководителя команды – ведь Хафф [, выступающий за команду Бассенга,] также получил наказание – я уверен, что решение FIA было справедливым. Разве мы все здесь не для того, чтоб устраивать классное шоу благодаря спортивной и справедливой борьбе?»
Пилот Квал* Штраф** Штраф(€)** Иван Мюллер 1 -12 3000 Том Чилтон 2 -12 3000 Роб Хафф 3 -10 1000 Алекс МакДауэл 4 -8 3000 Микель Нюкьяэр 5 Габриэле Тарквини 6 -24 6000*** Тьягу Монтейру 7 -12 3000 Пепе Ориола 8 -16 6000*** Норберт Мичелис 9 -12 3000 Джеймс Нэш 10 без наказания Стефано Д'Асте 11 -5 1000 Том Коронель 12 -15 4000*** Meди Беннани 13 Михаил Козловский 14 без наказания Фредди Барт 15 Франц Энгстлер 16 Марк Бассенг 17 Юго Валент 18 -5 3000 Дэррил О'Янг 19 -5 1000 Джеймс Томпсон 20 Чарльз Энг 21 Рене Мюнних 22 Фернандо Монхе 23
* - позиция по времени в квалификации
** - штраф в позициях на старте первой гонки, штраф в евро
*** - сумма нескольких наказаний