А знаете ли вы, что лежит в сумке штурмана?

28 марта 2016 в 20:17
Фото: Лина Арнаутова

Чемпион России и Эстонии по ралли, а также бронзовый призер чемпионата Европы 2015 года Алексей Арнаутов рассказал AUTOSPORT.com.ru о работе штурмана в раллийном экипаже и о том, что ценного лежит в сумке человека, который сидит справа.

Раллийные соревнования подразумевают участие не одного пилота, как в кольцевых гонках или ралли-кроссе, здесь работу на трассе ведут сразу два человека.

Гонка для пилота и штурмана начинается задолго до самого соревнования. Штурман изучает официальный сайт ралли и следит за документами, которые организатор вывешивает на электронном табло информации.

Он же вовремя подает заявку участника или говорит менеджеру осуществить эту процедуру и оплатить стартовые взносы, изучает регламент и остальные документы. Именно штурман планирует время и основные логистические передвижения, после чего бронируются билеты, машины для ознакомления и гостиницы.

Перед ознакомлением, которое обычно в ERC проходит во вторник или в среду, штурману необходимо доехать до штаба ралли и получить всё необходимое для этой процедуры: карты, регламент, дорожную книгу, книгу ознакомления с трассой ралли, расписание прохождения административных и технических инспекций, наклейки на машину, прибор GPS, фиксирующий местоположение и скорость машины.

Основная работа, конечно, приходится на время гонки. Максимум ответственности и точный расчет времени – вот что характеризует штурмана.

Если коротко, то пилот управляет машиной, а штурман указывает направление. А если подробно, то работа штурмана не ограничивается простым чтением стенограммы, иначе его давно бы заменили искусственным, электронным ралли-навигатором. Нужно подать информацию пилоту строго вовремя, чуть раньше – пилот может забыть поворот, чуть позже – быть аварии.

Что же интересного лежит в сумке такого ответственного человека, как штурман?

Слева-направо верхний ряд
  1. Штурманские часы. Прекрасное устройство, которое здорово облегчает работу. Обладает расширенными функциями таймеров и секундомеров, специально предназначенными для ралли;
  2. Функций так много, что я на всякий случай вожу инструкцию. За последний год ни разу не пользовался, но вдруг;
  3. Батарейки. "Кроны" для переговорки и запасная для часов. Все в водонепроницаемом пакете. Кроме того, есть специальная насадка-фонарик на батарейку;
  4. Автоматические карандаши и ластики, а также запасные стержни. Очень удобно писать стенограмму карандашом – всегда легко исправить без лишней грязи, ведь времени на переписывание стенограммы практически не бывает. Использую толстый карандаш – 0.7мм, его и хватает дольше, и линия жирнее. На ознакомлении лучше иметь несколько, пилоты по-разному выражают свое удивление, когда узнают, что надо остановиться и ждать, пока ты сможешь писать дальше. Еще есть шариковая ручка – для подписания документов и правок во время ралли – сразу видно, что правка внесена прямо на спецучастке;
  5. Маркеры – подписывать открытки и прочие приятные вещи для фанатов. Пилоты их, обычно, не носят, всегда отдувается штурман;
  6. Тетрадь со стенограммой. Люблю большие формата А4. Плотность поворотов очень велика, и каждый перенос на другую страницу может оказаться опасен;
Нижний ряд
  1. Документы для административной проверки – лицензии и страховки;
  2. Знак SOS/OK;
  3. Набор гаечных ключей и отверток для наиболее частых работ, перочинный нож и пассатижи (универсальный инструмент);
  4. Леденцы для горла;
  5. Туалетная бумага. Помимо прямого назначения ей можно протирать всевозможные предметы и стекла;
  6. Лейкопластырь;
  7. Запасной подшлемник. Выпал/потерялся основной, не завершать же гонку. Кроме того, можно использовать для протирки стекол, если климат ужасен, и все запотело;
  8. Сумка, куда это все надо сложить.

На гонке еще добавится дорожная книга, регламент ралли и контрольная карта, а еще телефон и мелкие деньги. Например, для платных дорог, которые в Европе часто встречаются на перегонах между секциями во время ознакомления.

Раньше я возил в сумке небольшой манометр, но теперь он переехал в кармашек на штурманской двери и тут не показан.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle