Гран При Бельгии: пресс-конференция в четверг
Принимают участие пилоты: Жюль Бьянки (Marussia), Ромен Грожан (Lotus), Даниил Квят (Toro Rosso), Фелипе Масса (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull), Нико Росберг (Mercedes)
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Позвольте первый вопрос задать вам всем. Несколько дней назад стало известно, что на старт Гран При в следующем сезоне выйдет 17-летний пилот [Макс Ферстаппен]. Хотелось бы узнать вашу точку зрения на этот счёт. Фелипе?
Фелипе Масса: Макс определённо очень быстрый гонщик. Он уже доказал свой талант выступлениями в картинге и Формуле 3, выиграв большое количество гонок. Кажется, в данный момент он занимает вторую строчку в общем зачёте серии. Это большая возможность для него. Важно, что команды по-прежнему заинтересованы в талантах, а не в деньгах, что в целом очень хорошо для спорта. Такая ситуация не может не радовать.
Конечно, дебют в Формуле 1 в возрасте 17 лет – это немного рано, но нам следует подождать и посмотреть, как он проявит себя в борьбе. Важнее всего, что он быстр и обладает талантом. Надеюсь, он также окажется и способным освоить все тонкости Формулы 1, ведь в нашем спорте есть множество нюансов. Хочется верить, что Макс быстро выучит новую информацию, чтобы доказать, что он заслуживает места в Больших Призах на долгие годы, а не только на сезон-другой. Пока что он демонстрирует блестящий талант и, возможно, сможет проявить себя и на самом высоком уровне.
Нико, ваше мнение?
Нико Росберг: Я согласен с Фелипе. Журналисты часто спрашивают нас, неужели деньги – единственный способ попасть в Формулу 1. Потому здорово видеть, что если ты обладаешь талантом, то заслуживаешь места в элите автоспорта. За последние несколько лет мы видели ряд ярких примеров. Это здорово! Конечно, Макс ещё слишком юн, но всё будет в порядке.
Даниэль, а вы что скажете?
Даниэль Риккардо: Мне нечего добавить. Я просто чувствую себя старым! Конечно же, молодёжная программа Red Bull помогла мне добиться того, что я имею сейчас. В случае с Максом она вновь демонстрирует свою эффективность. Не спорю, по поводу возраста могут возникнуть вопросы, но талант Макса не подлежит сомнению, как уже заметил Фелипе. Будет интересно посмотреть на него за рулём.
Ромен? Как и трое гонщиков, что уже ответили, вы начали свою карьеру в Формуле 1 в возрасте 20-ти лет. Что скажете о ситуации с Максом?
Ромен Грожан: Макс получил отличный шанс, да и данный случай – это нечто новое и необычное для Формулы 1. Как уже заметили мои коллеги, у него есть талант, но ему предстоит немало узнать о тонкостях работы в главной гоночной серии – об износе резины, скорости и тому подобных вещах. Приятно видеть новые лица, но мне жаль [Жана-Эрика] Верня.
Жюль?
Жюль Бьянки: Я согласен со всем сказанным – здорово, что команды инвестируют в талант, в молодых пилотов. Я уверен, Макс справится. Он очень быстр, и мы могли в этом убедиться по выступлениям в Формуле 3. В картинге он вообще выиграл всё, что можно. Меня тоже огорчает ситуация с Вернем – хочется верить, что он найдёт себе команду.
И, наконец, Даниил. Вам доведётся выступать с Максом в одной команде. Вы сами дебютировали в Формуле 1 в возрасте 19-и лет. Что скажете?
Даниил Квят: Посмотрим, как у него пойдут дела. Мы будем с Максом напарниками, но я вам должен сказать, [для дебютанта] всё на самом деле не так сложно, как вам видится со стороны. Для любого пилота ситуация одинакова: ты попадаешь в Формулу 1 и изо всех сил пытаешься достичь максимума. Я не собираюсь вдаваться в глубокий анализ – нам лишь необходимо подождать, и мы сами всё увидим.
Что именно, по-вашему, в Формуле 1 не столь сложно, как кажется?
ДК: Думаю, любой гонщик может попасть в Формулу 1, адаптироваться, найти свой темп. Каждый приходит в Большие Призы по одной причине – благодаря своему таланту, благодаря тому, что проявил себя в других категориях. Всегда есть разумное объяснение каждому случаю. А дальше существует множество разнообразных факторов, влияющих на будущее пилота, так что всё просто.
Жюль, нас ждёт два классических Гран При – в Спа и Монце. В конференц-зале на стене висит фотография вашего родственника [Люсьена Бьянки, двоюродного деда], который пилотировал здесь Ferrari в прошлом. Чего вы ждёте от этой гонки? Ощущаете ли старание и рвение со стороны вашей команды?
ЖБ: Для меня этап в Спа особенный – здесь за рулём машины GT побеждал мой двоюродный дед, и кроме того я себя чувствую здесь, как дома. Вся наша команда работает, не покладая рук, чтобы оставить Caterham позади. Это наша цель, и мы сделаем всё, чтобы достичь её. Без сомнений, нам будет непросто, потому что соперники также не стоят на месте. Посмотрим, как будут развиваться события здесь, в Спа. Монца – это иной вызов, и в данный момент я сфокусирован на предстоящей гонке.
Ромен, вы говорили, что рассматриваете всевозможные варианты на следующий год. Мы знаем, что Lotus будет получать двигатели от Mercedes. Какими могут стать следующие шаги для вашей команды и лично для вас?
РГ: Нам стоит продолжать разобираться в проблемах этого сезона. Есть несколько причин, по которым команда так слабо начала чемпионат, но мы всё ещё может многому научиться. План в том, чтобы заложить фундамент для успешного будущего Lotus. В предыдущие несколько лет команда создавала прекрасные машины, и я не вижу причин, по которым это не удастся в дальнейшем. Надеюсь, ситуация наладится, но мы должны извлечь урок из проблем этого сезона.
Даниил, вернёмся к вам. Как и в случае с Даниэлем, у пилотов Toro Rosso есть в распоряжении есть два года, чтобы проявить себя. Другой пример – Вернь после двух лет выступлений лишился места в команде. Скажите, осознание этого факта мотивирует или же наоборот создаёт дополнительное давление на вас?
ДК: Всё зависит от того, как вы это принимаете. Есть два варианта: с одной стороны, вам предоставляется шанс, которым необходимо воспользоваться и сделать всё, что в ваших силах. И не стоит зацикливаться на временных рамках. У меня есть возможность, и я буду стараться выжать максимум из неё. Здесь нет никакого секрета.
Фелипе, на бумаге два следующих этапа должны наиболее подойти вашей команде. Что вы и Williams ждёте от этих Гран При, особенно при учёте недавних сильных результатов? Какова программа-минимум?
ФМ: Было бы здорово, если бы на деле мы ехали ещё быстрее, чем на бумаге. Надеюсь, здесь и в Монце нам удастся выступить сильно. Должен заметить, что на всех оставшихся в чемпионате трассах мы должны быть конкурентоспособными, разве что в Сингапуре нам будет непросто. Нам необходимо прибавлять, как мы делали это с первого этапа. Надеюсь, здесь и в Монце у нас будет быстрая машина, как и в остальных Гран При. Мы продолжаем бороться и знаем, насколько важны очки, потому делаем всё, чтобы быть конкурентоспособными.
Даниэль, первая победа всегда особенная. Второй раз вы выиграли четыре гонки спустя, а значит, понемногу это входит в привычку. Ощущаете ли вы дополнительную увереность в своих силах? Расскажите о собственных целях и о целях команды на вторую половину сезона.
ДР: Нам необходимо развить достижения первой части чемпионата. Было здорово дважды победить за 11 Гран При, и это определённо укрепило мотивацию, уверенность в своих силах и в силах команды. Спа и Монца – в теории не самые удобные для нас автодромы, но сюда мы приехали на подъёме и постараемся добиться высокого результата и здесь, и в Италии. Дальше нас ждёт несколько этапов, которые должны подойти RB10. В корне ничего не поменяется – мы лишь будем работать в своём ключе, учиться и наслаждаться гонками. Именно этим я и занимаюсь, именно это я люблю и буду продолжать действовать так.
Нико, после этапа в Венгрии появилось много разговоров о том, что команда не собирается вмешиваться в вашу борьбу за чемпионство [с Льюисом Хэмилтоном], даже если того будет требовать стратегия. Какой опыт вы извлекли из гонки на Хунгароринге? Как собираетесь действовать дальше?
НР: После предыдущего этапа возникла определённая неразбериха, и я не собираюсь вдаваться в детали. Мы провели брифинг и обсудили ситуацию – это было необходимо, чтобы сделать правильные выводы и двигаться дальше. Мы уже смотрим вперёд, но я определённо извлёк урок и в следующий раз буду знать, как действовать в дальнейшем.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Давайте вернёмся к самому первому вопросу. Все вы довольно рано пришли в Формулу 1, хотя у некоторых [Грожана и Массы] затем был перерыв. Хочу спросить, были ли вы готовы к Формуле 1 в возрасте 17-ти лет? Нико, вы ведь испытывали автомобиль Формулы 1, когда вам было 17 или 18, не так ли?
НР: Да, мне было тогда 17. С точки зрения навыков пилотирования я был готов, но в физическом плане – нет. Тогда в Формуле 1 использовались двигатели V10, да и прижимная сила была гораздо больше, и особенно отличалось сцепление резины с покрытием. Для меня – 17-летнего подростка – это оказалось непросто. В наши же дни физически Формула 1 уже не так сложна.
Дэн, вам был 21 год, когда вы дебютировали в Формуле 1. Были ли вы готовы к такому шагу в 17?
ДР: Думаю, нет. Ещё в 16 я гонялся в картинге, а к 17-ти у меня за плечами практически не было опыта пилотирования формульной техники. Тогда я не был готов. Мой путь в Большие Призы получился несколько иным – я созрел чуть позже.
Ромен, у вас дела обстояли так же?
РГ: В 17 я впервые сел за руль гоночной машины. Я выступал тогда в Формуле Renault 1.6, и явно был не готов к Формуле 1.
Даниил?
ДК: Интересный вопрос. Я в этом возрасте гонялся в Формуле Renault 2.0. Если меня сейчас вновь посадить за руль этой машины, то я, вероятно, не смог бы повторить некоторые свои квалификационные достижения. С точки зрения чистой скорости я остался тем же, что и три года назад. Но многое, как, например, психологический подход и физическая подготовка, изменилось. Как я уже говорил, нам стоит подождать, и мы увидим, как справится Макс.
Жюль, вы с Максом прошли одинаковый путь в картинге, но затем вы провели несколько лет в юниорских категориях. Что скажете - были ли вы готовы к Формуле 1 в 17?
ЖБ: В том возрасте я проводил первый сезон в Формуле Renault 2.0, и не могу дать точный ответ, готов ли был или нет. Я допускал ошибки, а если вы ошибаетесь в младших сериях, вам пока рано думать о Больших Призах.
Фелипе, вам было 20, когда вы дебютировали в Формуле 1, не так ли?
ФМ: Впервые за руль настоящей гоночной машины я сел в 15. Это была серия Формула Chevrolet в Бразилии. Собственно, скорость никогда не была проблемой, труднее было вникнуть в детали – особенно в Формуле 1. Мне было двадцать, и даже тогда мне казалось, что я не готов. Соглашусь с Нико: в те времена с точки зрения физической подготовки выступать было намного сложнее. Сейчас это гораздо легче, да и молодым гонщикам проще набираться опыта.
Нико, вы уже ранее затронули тему командных приказов, разговоры о которых появились после Гран При Венгрии. Довольны ли тем, как разрешились споры? Кроме того, вы сообщили, что усвоили кое-какие уроки. Как теперь собираетесь действовать в борьбе с Льюисом во второй половине сезона?
НР: Извините, но я не хочу вдаваться в подробности. Как я уже сказал, мы всё обсудили. Это было важно после того, что произошло, и в дальнейшем мы будем знать, как действовать.
Даниил, в следующем году у Toro Rosso будем самый молодой состав пилотов. Может ли это негативно отразиться на работе над машиной будущего сезона?
ДК: Нам предстоит провести ещё восемь гонок, так что я сосредоточен на текущем сезоне. Повторюсь, найти свою скорость не так и сложно, но есть множество других факторов, которые могут повлиять на будущее пилота, так что, по-моему, здорово попасть в Формулу 1 в юном возрасте – в таком случае у тебя в распоряжении больше времени, чтобы научиться, однако всё зависит от собственного прогресса. В данный момент я не знаю, что вам ответить. Думаю, мы справимся с работой над новой машиной.
Нико, вы уже говорили, что после гонки в Венгрии относительно командных приказов было много неразберихи. Именно поэтому вы не желаете обсуждать эту тему?
НР: Позвольте уточнить мои слова – всю шумиху развели средства массовой информации, так что мне вряд ли поможет тот факт, что я поделюсь с вами новой информацией в данный момент. Лучше дать ситуации утихнуть. Именно это я имел ввиду.
Жюль, многие считают, что вы заслуживаете более конкурентоспособную машину, чем Marussia. Что вы ждёте от следующего сезона? Согласны с мнением окружающих?
ЖБ: Я стараюсь выкладываться по максимуму именно в Marussia, поскольку в данный момент я выступаю в этой команде и всем доволен. Они дали мне шанс проявить себя в Формуле 1, так что жаловаться мне не на что. Мой менеджмент и Ferrari должны подумать, что делать в следующем сезоне, и пока ничего не решено, необходимо запастись терпением и продолжать работать. Пока я лишь хочу закончить этот чемпионат. Я сделаю всё, чтобы наша команда осталась впереди Caterham, а там увидим.