Анализ: Кризис расходов в Ф1 - что дальше?
Отсутствие автомобилей Caterham и Marussia на стартовой решетке в Остине заставит руководство чемпионата задать себе вопрос: стали ли нынешние финансовые проблемы временным явлением или утвердившейся долгосрочной тенденцией?
Вначале года создалось впечатление, что FIA удалось совершить прорыв в борьбе с финансовой нестабильностью, озвучив планы по ограничению бюджетов. Но эта идея встретила жесткое сопротивление со стороны крупных команд, которые наложили вето на решение FIA в рамках Стратегической Группы Ф1, объяснив свою позицию отсутствием механизма для контроля ограничений расходов.
Руководству FIA пришлось постепенно отказаться от своей инициативы из-за отсутствия перспектив в поиске поддержки со стороны всех участников чемпионата. Такая ситуация вызвала ярость в стане меньших команд, которые регулярно напоминали о приближении финансового краха Больших Призов, но с тех пор ничего фактически сделано не было.
И только проблемы Caterham и Marussia заставили всех вновь обратить внимание на ситуацию. Но пока нет ответа на вопрос, готовы ли боссы Ф1 принять меры, либо они не видят в этом крайней необходимости.
Лоудон: Сначала подумайте о финансовой стабильности, а затем о зрелищности
Спортивный директор Marussia Грэм Лоудон с момента вступления в должность сознательно избегал публичных дебатов о ситуации в команде, но во время интервью в прошлом месяце он все-таки поделился своим взглядом на финансовые проблемы чемпионата.
Лоудон полагает, что сложная ситуация в стане аутсайдеров Формулы 1 в конечном счете приведет к тому, что спорт станет менее привлекательным для зрителей.
«Наше мнение, основанное на долгосрочном видении ситуации, заключается в том, что со спортивной и деловой точки зрения одним из важнейших активов нашего спорта остается ее огромная армия поклонников, - сказал Лоудон в интервью AUTOSPORT. – Происходящее можно сравнить со спуском по реке на каноэ, когда вас непременно ждут пороги.
И в данный момент мы оказались на очень, очень опасных порогах, в результате чего все несут убытки. Никто не в состоянии выдержать этот уровень, не навредив спорту и зрелищности, поэтому мы рискуем потерять актив, который так важно сохранить чемпионату – поклонников.
Так что необходимо выработать стратегию, которая будет приемлемой для всех, что позволит спорту развиваться и даст зрителям то, чего они ждут. В итоге команды попадут в более спокойные воды и ощутят стабильность. Только после этого нужно думать о повышении зрелищности».
Сокращайте расходы, а не просто обещайте это сделать
На фоне сокращения числа участников и перспектив появления третьих автомобилей Лоудон отметил, что главная проблема – не огромные расходы на данный момент, а отсутствие долгосрочной перспективы по их снижению.
«Я думаю, что спорт потеряет, если не создаст условия, которые позволили бы, по крайней мере, добиться стабильности, - продолжил Лоудон. – Один из ключевых моментов после нашего прихода в Ф1 заключался в обещаниях вернуть расходы на уровень, который был в чемпионате в начале 1990-х. Это было частью концепции [плана по ограничению бюджетов].
В нашем бизнесе очень важно привлекать инвесторов. А сами инвесторы в первую очередь обращают внимание на стабильность, репутацию и перспективы.
Поэтому руководство не должно забывать, что спорт должен быть привлекательным для инвесторов. Финансовая деятельность большинства команд Ф1 прозрачная и открытая, поскольку они публично показывают свою отчетность, по которой легко можно увидеть, что большая часть инвестиций не окупается».
Именно над этими проблемами боссам Ф1 и топ-команд следует хорошенько подумать. Только прислушаются ли они к предупреждениям небольших команд, чтобы гарантировать более успешное будущее спорту, либо просто попытаются убедить всех, что всё движется в правильном направлении – ответы на эти вопросы мы получим уже в Остине.