Гран При Бразилии: пресс-конференция в воскресенье
Принимают участие: Нико Росберг (Mercedes) – победитель, Льюис Хэмилтон (Mercedes) – второе место, Фелипе Масса (Williams) – третье место
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЧАСТЬ (интервью на подиуме берёт Нельсон Пике)
Нико, что за фантастическая гонка в твоём исполнении, я впечатлён! Твой отец, должно быть, гордится тобой. Однако я хочу тебя кое о чём спросить. Что скажешь о гонке?
Нико Росберг: Большое спасибо, очень приятно видеть вас всех. Должен сказать, что я очень доволен этим уик-эндом, так как по ходу всех сессий машина работала именно так, как мне того хотелось. Мне удавалось атаковать – а в гонке контролировать отрыв от Льюиса. Все сработало отлично, и я очень доволен. Здесь, в Бразилии, потрясающая атмосфера – очень приятно видеть, какой поддержкой пользуется у местных болельщиков Фелипе.
Льюис, я долгое время завидовал тебе – не только из-за твоих успехов на трассе, но и из-за твоей девушки. Кстати, где Николь?
Льюис Хэмилтон: …Она дома.
Хорошо, передавай ей привет. Ты сегодня пилотировал отлично. Теперь судьба чемпионата решится в последней гонке, и это очень здорово.
Фелипе, отличный результат! Что тебе пришлось сегодня сделать, чтобы сдержать [Дженсона] Баттона?
Фелипе Масса: Я очень доволен тем, как завершилась эта гонка. Сегодня мы допустили столько ошибок. Мне пришлось отбыть пятисекундный штраф за превышение скорости на пит-лейне, а также я остановился у механиков McLaren, поскольку цвета их униформы очень похожи на наши. Но машине выглядела фантастически, и я очень рад на нас.
Вернёмся к Льюису. Расскажи о гонке. Думаю, сегодня было очень непросто, и теперь остался лишь один этап, где всё и решится.
ЛХ: Гонка получилась восхитительной. Мне она очень понравилась. Как вы видели, я совершил большую ошибку на середине дистанции, но машина вела себя замечательно. Команда проделала отличную работу. Нико провел сильную гонку, как и Фелипе, которого особенно приятно видеть на подиуме в Бразилии. Спасибо болельщикам, мне всё понравилось!
Чего ты ждёшь от Гран При Абу-Даби?
ЛХ: Я буду действовать как обычно. Надеюсь, мы добьемся большего, поскольку сегодня я потерял какое-то время. Но в любом случае, всё решится в финальной гонке.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Нико, примите наши поздравления. Вы всё сделали правильно в этот уик-энд – сперва победа в квалификации, а затем и в гонке. Считаете ли, что это выступление стало одним из лучших в нынешнем сезоне? Довольны ли вы результатом, которого добились в условиях серьёзного прессинга?
НР: Весь уик-энд прошёл здорово. В Остине мне не повезло в воскресенье, поэтому здесь было важно всё сделать правильно. У меня получилось, я извлёк урок из событий прошлого этапа. Конечно, лучше было бы не ошибаться в Остине, но, по крайней мере, в последней гонке у меня будет шанс. Я надеюсь, что в Абу-Даби мне удастся развить успех.
Сегодня я комфортно чувствовал себя за рулем. У нас с Льюисом вышла захватывающая борьба. Он также провёл отличную гонку, но постоянно находился позади. Важно было не допустить повторения американских событий и не дать ему шанс на атаку. К счастью, всё получилось.
Льюис, преимущество в 17 очков делает вас главным фаворитом в преддверии последнего этапа сезона. После клетчатого флага команда извинилась перед вами по радио за события в гонке. Вы старались проехать два быстрых круга перед вашим вторым пит-стопом. Первый из них оказался лучшим в гонке на тот момент, но затем машину развернуло, из-за чего вы потеряли семь секунд относительно напарника. Затем вам удалось сократить отставание – но считаете ли вы, что та ошибка стоила вам сегодня победы?
ЛХ: Полагаю, в конечном счете, тот разворот действительно лишил меня победы в гонке. До этого момента я был значительно быстрее и смог сбросить с времени круга еще секунду, когда Нико заехал в боксы. Я думал, что сразу же сам поеду на пит-лейн, [но этого не произошло,] а на следующем круге от резины уже ничего не осталось. В результате я заблокировал задние колеса в четвертом повороте, что привело к развороту. Такое случилось уже во второй раз за этот уик-энд, и кроме себя самого, винить мне в этом некого. И всё же, самое главное – команда сегодня завоевала дубль.
Вы побили рекорд – для Mercedes это уже 11-й двойной успех в сезоне. Этим достижением вы превзошли результат Сенны и Проста, показанный в 1988-м году [по ходу сезона из 16 Гран При]. Что думаете по этому поводу?
НР: Это фантастика! Команда невероятно здорово справилась со своей работой, упорно готовя новинки и доработки весь сезон. Здорово быть частью этого процесса. В коллективе ощущается непередаваемая атмосфера – каждый сотрудник нацелен на успех. Мы привыкли к тому, что нужно постоянно за кем-то гнаться – а теперь сами стали целью для соперников. Хорошо, что команда, оказавшись на вершине, не сдаёт позиции. В данный момент мы очень сильны, и это отлично!
Льюис, вы пишете историю, не так ли?
ЛХ: Да, это невероятно. В этом году команда уже побила несколько рекордов благодаря фантастической работе, и мы получили возможность стабильно бороться за победы, зарабатывая дубли. Наша машина довольно надёжна и является лучшей, которую мне доводилось пилотировать. Спасибо большое всем парням на базе.
Фелипе, мы увидели сегодня невероятную поддержку болельщиков. Ваш результат сродни победе: вы справились со многими ошибками и неприятными моментами по ходу гонки – сначала отбыли пятисекундный штраф за превышение скорости на пит-лейне, затем перепутали боксы, но в конце концов завоевали столь желанный призовой кубок. Что именно вам помогло добиться такого результата?
ФМ: Гонка была невероятной. Я считаю, что она вышла изумительной, как и все сегодняшние события. Мне очень приятно, хотя я и злюсь на себя за ту ошибку. У меня возникли проблемы, когда я заезжал на первый пит-стоп: не сработал ограничитель скорости. Тогда мне казалось, что из-за ошибки и пятисекундного штрафа я лишился подиума. Было невероятно досадно, но важно было еще больше атаковать. Беда в том, что сейчас вы не можете долго ехать на пределе, поскольку быстро разрушите свои шины. Однако мне удалось следить за износом и поддерживать хороший темп.
На эту гонку наши боксы перенесли, и они оказались ближе к середине [пит-лейна]. Рядом располагалась McLaren, чьи цвета похожи на наши, поэтому я решил, что мне надо туда – и потерял из-за этого много времени. В дальнейшем мне нужно было просто атаковать и следить за износом шин, и я сумел оторваться от Дженсона Баттона. Гонка вышла просто фантастическая. Люди до сих пор не расходятся, скандируют, а всю эту энергетику невозможно передать словами. Это чудесно.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Нико, вам нужна победа в Абу-Даби при условии, что Льюис приедет третьим – в таком случае вы станете чемпионом мира. Что может вам помочь? Может, кто-то…
НР: Он (показывая на Фелипе). Мне нужна помощь Фелипе Массы.
ФМ: Я надеюсь победить!
НР: Нет, это мне вряд ли поможет. Не так быстро. Давай, просто финишируй между нами.
Фелипе, вы были сегодня очень быстры, уступив лишь чемпионам. Сейчас вам уже 36 лет, а Максу Ферстаппену, который дебютирует в следующем сезоне – 17. Как долго вы собираетесь оставаться в Формуле 1?
ФМ: Я? Не знаю. Я буду гонщиком, пока смогу добиваться таких результатов, пока буду быстрым, пока буду наслаждаться гонками, такими моментами – пусть даже мы хотели бы добиться и большего, чем третье место. Я не вижу причин останавливаться: выступаю в составе потрясающей команды, нравлюсь им, они поддерживают и уважают меня.
Я думаю, что и Ферстаппен хорошо справится. Он молод, быстр и выиграл практически всё на своём пути. У него определённо есть талант. Не стоит забывать, что в Формуле 1 мы получаем возможность продемонстрировать свои умения… Конечно, он ещё слишком юн. Если бы у меня был выбор, я предпочёл бы немного подождать, но ведь возможность попасть в Ф1 может выпасть один раз в жизни, поэтому необходимо быть готовым её использовать.
Должен заметить, что пилотировать современную машину Больших Призов немного легче благодаря всем этим технологиям. Сейчас проще начинать, чем тогда, когда я впервые сел за руль. Машины были сложнее в управлении, да и требования к физической подготовке определённо были выше. Поэтому в данном аспекте молодому парню легче начинать свой путь в Формуле 1 сейчас. Если у тебя есть талант и мозги, то всё получится.
Фелипе, после тех эпизодов, когда вы чуть не отправились к механикам McLaren и когда вы нажали не ту кнопку при въезде в пит-лейн, посещала ли вас мысль, что подиум потерян?
ФМ: Да, я был уверен, что упустил его, когда получил пятисекундный штраф. Я был так расстроен, что допустил ещё одну ошибку – и потому начал атаковать ещё сильнее. Проблема в том, что атаковать в полную силу долго не получится, ведь в таком случае резина стремительно изнашивается. Всё же, мне удалось следить за шинами и найти свой ритм, хотя я ещё переживал о последствиях первой ошибки. Не по поводу второй оплошности, поскольку Дженсон и так был позади, а именно по поводу первой [с превышением скорости].
Льюис, вы заблокировали колёса на торможении в четвёртом повороте из-за гранулирования задних шин? Мы также видели протёртости на правом переднем колесе. Может, в этом причина?
ЛХ: Я слишком агрессивно использовал резину… Когда мне сказали атаковать, я вложил буквально всё в один быстрый круг, но затем оказалось, что предстоит проехать ещё один. Я продолжил атаковать, но задняя резина уже гранулировалась, фактически придя в негодность, поэтому я и потерял сцепление. До этого момента всё было в порядке.
Я счастлив, ведь сегодня демонстрировал более высокую скорость, чем Нико. Думаю, он видел это, потому что я сократил отставание в семь секунд, хотя он тоже справился здорово, не допустив ни одной ошибки, когда я оказывал на него давление. Так что ждём следующей гонки.
Нико, вы провели безупречный уик-энд. Были ли уверены в том, что вам удастся переиграть Льюиса, если бы он не допустил эту ошибку? Кроме того, вы не выглядели особо счастливым, когда покидали подиум. В чём причина?
НР: Я рад, очень рад. У вас, видимо, сложилось неправильное впечатление. Я был уверен в своих силах, поскольку уже во время первого отрезка увидел, что могу контролировать отрыв, не позволяя Льюису приблизиться на расстояние атаки. Я знал, что в любой момент гонки смогу обезопасить свою позицию. Затем Льюиса развернуло, он отстал, а я смог сохранить ресурс резины даже больше, чем планировал, чтобы в конце отрезка иметь более свежие шины, ведь в плане износа гонка сегодня была непрочтой.
Вопрос обоим пилотам Mercedes: сядете ли вы после гонки в Абу-Даби вместе, чтобы обсудить сезон, вспомнить все моменты, через которые вам довелось пройти?
ФМ: Я думаю, они уединятся в отдельных апартаментах…
ЛХ: Наши номера в одном здании, так что…
ФМ: Вы бы значительно сэкономили, проживая вместе.
ЛХ: Я так не думаю.
НР: Посмотрим. В данный момент у нас нормальные отношения. Конечно, бывали и непростые периоды, после чего ситуация вновь налаживалась. Думаю, так будет всегда, поскольку мы же соревнуемся друг с другом. Наша борьба точно такая же, какой была 15 лет назад. Надеюсь, последняя гонка получится фантастической. Будет здорово – посмотрим, кто победит.