Ушел из жизни Ги Лижье
Вчера в возрасте 85 лет скончался экс-гонщик и владелец команды Формулы 1 Ги Лижье.
Лижье родился в Виши в 1930 году. Он дебютировал в Формуле 1 в возрасте 35 лет на Гран При Монако-1966 за рулем Cooper Maserati.
До начала формульной страницы его жизни Ги работал в мясном магазине в своем родном городе, а первым его спортивным увлечением была гребля. Он стал чемпионом Франции в этом виде в 1947-м.
Ги также представлял вторую сборную Франции по регби в конце 1940-х, однако из-за многочисленных травм его регбийная карьера завершилась заблаговременно.
Затем Лижье занялся конструкторским бизнесом, который принес ему большие деньги. Также он сыграл большую роль в развитии автодорожной системы Франции.
Начинал Ги свою жизнь в гонках с мотоциклов, выиграв титулы французского первенства в 1959-м и 1960-м.
После этого Лижье обратил свои взоры на машины: он провел первую гонку в юниорской Формуле 1 за рулем Elva-DKW, однако многочисленные технические проблемы привели к закрытию этого проекта.
Лижье выступал и на спорткарах – он принял участие в гонке "24 часа Ле-Мана" в 1964-м, после чего перешел в Ф1. В Больших Призах Ги провел всего 12 Гран При в период с 1966 по 1967 год.
Смерть близкого друга Жо Шлессера в 1968-м сподвигла его завершить гоночную карьеру. Его лучшим результатом в Ф1 стал финиш на шестом месте на Гран При Германии-1967.
Интересно, что в той гонке он увидел клетчатый флаг восьмым, но заработал свое единственное в карьере очко из-за того, что два пилота, закончивших гонку выше него, были классифицированы в Формуле 2 и зачетных баллов не получили.
Затем Лижье занялся конструкторской деятельностью. Первый созданный им спорткар он назвал в память о Шлессере - JS1.
В 1974-м он купит Matra Sports, а через два года вернулся с ней в Ф1. Ligier добыла первую поул-позицию на Гран При Италии-1976, когда за рулем машины находился Жак Лаффит. Первая победа пришла уже в следующем году на этапе в Швеции.
Совокупно команда Ligier соревновалась в Формуле 1 до 1996 года, использовав моторы Renault, Megatron, Judd, Ford, Lamborghini и Mugen-Honda.
Команда добыла девять поул-позиций и девять побед, показав 11 быстрейших кругов. Лучший финиш в Кубке конструкторов – второе место в 1980-м. В 80-х у команда выступала слабо, но 15-летняя полоса без побед была прервана в 1996-м, когда Оливье Панис добился неожиданного успеха на Гран При Монако.
Сам Лижье покинул Ф1 в 1992-м, продав команду Сирилю де Рувру, который, в свою очередь, перепродал ее Алену Просту через четыре года.
Четырехкратный чемпион мира переименовал коллектив в Prost Grand Prix.
Деньги от продажи команды Ф1 Лижье выгодно вложил в бизнес сельскохозяйственных удобрений, после чего создал свое очередное творение Ligier Microcars.
«Это грустная новость, – сказал о смерти Лижье один из боссов McLaren Эрик Булье. – Ligier была французской командой, которая выступала с отечественными гонщиками. Она также была успешной на международной арене, побеждая не только в Европе (Швеция, Испания, Бельгии, Германия, Австрия, Монако), но и в Америке (Аргентина, Бразилия, Канада).
Сам Ги был очень жестким и бескомпромиссным человеком. Он был гонщиком до мозга костей.
От имени всех сотрудников McLaren я приношу соболезнования семье и близким великого француза. Пусть земля ему будет пухом».