Как система DRS повлияла на количество обгонов в Ф1?
В сезоне-2016 Максу Ферстаппену удалось побить рекорд, державшийся 32 года, совершив 78 обгонов. На вопрос, действительно ли эта цифра настолько впечатляющая, попробовал ответить Лоуренс Барретто в материале AUTOSPORT.com.
Для начала стоит обозначить критерии подсчета обгонов: в статистику идут маневры, совершенные во время полных быстрых кругов (таким образом, первый круг не в счёт), и считаются до пересечения финишной черты.
Изменения позиций вследствие технических проблем, отставания на круг, а также благодаря пит-стопам не считаются.
Ферстаппен перебил рекорд Ники Лауды, совершившего 60 обгонов в сезоне-1984.
Топ 10 пилотов Ф1 по обгонам
Пилот | Год | Обгоны | Среднее за гонку | |
---|---|---|---|---|
1. | Макс Ферстаппен | 2016 | 78 | 3,71 |
2. | Даниэль Риккардо | 2016 | 61 | 2,90 |
3. | Себастьян Феттель | 2012 | 60 | 3,00 |
4. | Михаэль Шумахер | 2003 | 60 | 3,75 |
5. | Ники Лауда | 1984 | 60 | 3,75 |
6. | Фелипе Масса | 2013 | 59 | 3,10 |
7. | Марк Уэббер | 2013 | 59 | 3,10 |
8. | Жан-Эрик Вернь | 2012 | 58 | 2,90 |
9. | Серхио Перес | 2016 | 56 | 2,66 |
10. | Кими Райкконен | 2013 | 56 | 2,95 |
Как показывает таблица, в первую десятку попали результаты только двух гонщиков – Михаэля Шумахера и Ники Лауды, показанные до внедрения системы DRS в 2011-м.
Безусловно, Ферстаппен провел весьма крепкий сезон, а в Гран При Бразилии ему и вовсе удалось совершить 13 обгонов.
Но как и его напарник Даниэль Риккардо, расположившийся на втором месте с 61-м обгоном, Макс воспользовался преимуществом DRS. Не стоит забывать, что в этом сезоне гонщики провели 21 этап, а Pirelli специально производит шины, быстро поддающиеся деградации.
Лауда же свой рекорд поставил за 16 гонок, как и Шумахер, таким образом, если взять в таблице среднее количество обгонов за гонку, то Лауда и Шумахер окажутся лидерами, а Ферстаппен откатится на третье место. Себастьян Феттель, повторивший в 2012-м рекорд Лауды, станет вообще шестым.
Обгоны за сезон
Год | Обгоны | Гонки | Среднее за гонку |
---|---|---|---|
1990 | 494 | 16 | 30,9 |
1991 | 495 | 16 | 30,9 |
1992 | 406 | 16 | 25,4 |
1993 | 392 | 16 | 24,5 |
1994 | 289 | 16 | 18,1 |
1995 | 297 | 17 | 17,5 |
1996 | 186 | 16 | 11,6 |
1997 | 265 | 17 | 15,6 |
1998 | 207 | 16 | 12,9 |
1999 | 260 | 16 | 16,3 |
2000 | 279 | 16 | 16,4 |
2001 | 230 | 17 | 13,5 |
2002 | 235 | 17 | 13,8 |
2003 | 303 | 16 | 18,9 |
2004 | 287 | 18 | 16,2 |
2005 | 207 | 19 | 10,9 |
2006 | 291 | 18 | 16,2 |
2007 | 270 | 17 | 15,9 |
2008 | 267 | 18 | 14,8 |
2009 | 211 | 16 | 13,2 |
2010 | 452 | 19 | 23,8 |
2011 | 821 | 19 | 43,2 |
2012 | 870 | 20 | 43,5 |
2013 | 760 | 19 | 40,0 |
2014 | 636 | 19 | 33,5 |
2015 | 509 | 19 | 26,8 |
2016 | 866 | 21 | 41,2 |
Влияние DRS ощущается еще сильнее при сравнении показателей 1990 года. После внедрения системы в 2011-м количество обгонов увеличилось почти в два раза – с 451 до 821 и почти в четыре по сравнению с концом 90-х и началом нулевых.
Также примечательно, что после изменения регламента, как, допустим, в 2009-м и 2014-м, количество обгонов резко сокращалось по сравнению с предыдущим сезоном.
В 1994-м после внедрения дозаправок показатели немного упали и держались на относительно низком уровне долгое время. В 2003-м, когда руководство Ф1 начало экспериментировать с квалификационным форматом, этот показатель слегка поднялся, но самый большой рост наблюдался именно после внедрения DRS.
Таким образом, всего с 1983 года было совершено 14914 обгонов, и почти треть из них – 4462 – за последние шесть сезонов.