Способна ли Liberty Media изменить Ф1 в лучшую сторону?
В ночь с 23 на 24 января Liberty Media выкупила 100% коммерческих прав Ф1, став новым владельцем Больших Призов.
Liberty Media финализировала приобретение Формулы 1
Приход к власти американской компании означает окончание эры Берни Экклстоуна. Эндрю Бенсон из BBC Sport предлагает разобраться в том, что ждет Ф1 с новыми хозяевами.
Нынешнее состояние спорта
Первый шаг по направлению к покупке Ф1 Liberty Media сделала еще в сентябре 2016 года. Уже тогда Чейз Кэри обнародовал изъяны в нынешней системе Ф1, а именно:
система распределения доходов благоволит богатым и большим командам, из-за чего маленьким коллективам трудно выживать в спорте. Почти половина стартового поля испытывает сложности с финансами;
в гонках мало конкурентной борьбы;
классическим автодромам сложно платить за проведение Гран При, и они рискуют покинуть календарь;
процесс принятия решений в спорте работает неэффективно;
некоторые важные коммерческие и спортивные решения принимаются на основании исключительно финансовой составляющей, пренебрегая другими важными факторами;
принятие того факта, что Ф1 частично потеряла свою суть.
Проблема Экклстоуна
Большинство вышеперечисленных изъянов породил своей политикой именно Экклстоун, который управлял структурой Ф1, проводил все финансовые сделки и подписал новый трехлетний контракт с Pirelli вопреки желанию пилотов и многих влиятельных лиц.
Теперь же Берни покинул управляющую должность, получив роль почетного президента Ф1. Очевидно, что в Liberty Media не хотели, чтобы он и далее руководил спортом. Американская компания дала понять, что она не будет вести бизнес так, как это делал Берни.
Отныне решения будут приниматься коллегиально. Судя по тому, что Экклстоун согласился стать почетным президентом, его устраивает такое положение вещей.
Исторические европейские этапы как ядро календаря
На протяжении последних десяти лет численность европейских этапов сократилась, а те Гран При, которые все же сумели остаться в календаре, вынуждены соответствовать высоким финансовым требованиям Экклстоуна, существенно поднявшего плату за проведение гонок.
В этом году ГП не пройдет в Германии, а контракт со страной истекает после этапа в Хоккенхайме в 2018-м.
Италия в последний момент заключила с Ф1 трехлетний договор. Ходят слухи, будто Сильверстоун планирует перезаключить контракт на более выгодных для себя условиях после 2019 года.
Экклстоун в таких ситуациях изображал из себя человека, которого не интересуют подобные проблемы. Он утверждал, что если европейская гонка не платит указанную сумму, то ГП переедет в другое место.
Liberty намерена положить этому конец. Они рассматривают исторические европейские гонки – Великобритания, Германия, Италия, Бельгия – как базовый фонд Ф1, который нужно сохранить любыми силами.
Они воспринимают Европу как ключевой рынок с наибольшей телевизионной публикой и хотят, чтобы исторические гонки стали ядром новой Ф1. Liberty жаждет сохранить это наследие.
Новые гонки
Экклстоун готов был привозить Ф1 в любую страну, способную платить оговоренную сумму денег. Ему была важна только составляющая сделки, однако Берни не задумывался о последствиях такой политики для спорта.
Для Liberty важен другой подход: они хотят проводить гонки в определенных местах по определенным причинам. И они готовы инвестировать, чтобы добиться этого. Это существенное отличие в подходе Берни и Liberty.
Для Экклстоуна было неприемлемо тратить деньги здесь и сейчас, чтобы получить выгоду в будущем. Поговаривают, что это одна из причин, по которым Ф1 с трудом приживается в Остине.
Liberty планирует проводить гонки в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе и готова вложить в это собственные деньги. Также идут разговоры о большем количестве гонок в Южной Америке и Азии.
Экспансия на рынке цифровых масс-медиа и промоутерство
Кэри ясно заявил: «Мы планируем расширять бизнес по всем направлениям». Самой перспективной областью в этой связи является осваивание интернета.
Экклстоун никогда не скрывал того, что не понимает сути социальных сетей и не видит возможности извлекать из них выгоду.
Люди молодого поколения в Ф1 были разочарованы такой политикой, понимая, сколько всего можно сделать в этой сфере.
Компания Liberty определила для себя, что именно интернет является ключевым направлением с огромным потенциалом. Очевидно, что в связи с выбором этого направления вся бизнес-модель Ф1 изменится.
Сейчас Ф1 целыми пакетами продается одной-двум телевизионным станциям в каждой стране. Но в Liberty видят возможность реализации контента через интернет с различными степенями доступа к нему за разные суммы денег.
Есть огромное поле для улучшений и в сфере промоутерства.
Экклстоуна часто называли промоутером, однако по сути Берни ничего не рекламировал.
Посетите страну накануне Гран При Ф1, и зачастую вы вообще не поймете, что здесь проходит какое-либо мероприятие.
Во время многих Гран При трибуны пустуют. Как можно привлечь на соревнования зрителей, если вы не можете соответствующим образом прорекламировать событие?
В Liberty говорят, что в календаре Ф1 должно быть 20 Super Bowls (финальный матч сезона в НФЛ). Нет, они не подразумевают под этим американизацию спорта – они хотят сказать, что нужно делать из ГП Ф1 большое и значимое событие.
Рекламировать ГП нужно за неделю до его начала посредством различных развлекательных мероприятий и прочих событий.
Каким станет облик Ф1?
Мы осознаем, что в последние годы спорт сбился с пути. Конечно, он остается ареной, на которой соревнуются лучшие гонщики в мире, но сражаются ли они на грани возможного?
Liberty заинтересована в возвращении эпохи риска и драмы. Технический регламент-2017 разрабатывался с участием представителей Liberty.
Это первый шаг на пути к изменениям: более широкие и агрессивные автомобили станут на четыре-пять секунд быстрее. Пилотам станет гораздо сложнее управлять этой техникой. Но пока что никто не знает, сработает ли этот подход.
Никто не сомневается в том, что машины станут быстрее. Вопрос в другом: смогла ли Pirelli сконструировать более жесткие шины, которые должны соответствовать новым автомобилям?
Боссы Ф1 поставили перед Pirelli конкретную задачу: шины должны стать более износоустойчивыми, чтобы гонщики могли ехать на полную. Это было невозможно начиная с 2011 года, так как резина была чересчур уязвимой и хрупкой.
Если Pirelli не справится со своей миссией, суть новых технических параметров, прописанных в регламенте, будет сведена на нет, ведь машины не смогут использовать весь свой потенциал.
Liberty унаследовала от Экклстоуна контракт с Pirelli и теперь будет пристально следить за развитием событий.
Также обсуждается другой важный параметр будущих машин – система безопасности кокпита.
FIA усердно работала над проектом «ореол», который должен защитить голову пилота от обломков, летящих в его сторону. Ожидается, что концепт будет внедрен в 2018-м.
Несмотря на то, что большинство гонщиков одобряют «ореол», в FIA недавно заявили, что внедрение концепта будет зависеть от того, будет ли новый облик машин соответствовать «природе Ф1».
Иными словами, если во время дальнейших консультаций поднимется тезис о том, что «ореол» противоречит принципам Ф1, в которой кокпиты всегда были открытыми, тогда данный концепт могут отклонить.
Одной из тем обсуждения также является формат гоночного уик-энда. Можно сказать, что в Liberty готовы скорее менять спорт, чем идти по накатанной дорожке, которой следовал Берни.
Будут ли сразу видны изменения?
Планы Liberty понятны: они видят в спорте проблемы, которые нужно решить.
Если они сделают проведение гонок в Европе финансово целесообразным, это моментально окажет влияние на спорт.
Стоит отметить, что в Liberty настроены очень серьезно. Но вряд ли глобальные изменения последуют сразу же.
Несмотря на то, что Кэри работает над новой Ф1 уже на протяжении нескольких месяцев, уйдет много времени на то, чтобы Liberty полностью поняла этот бизнес. Возможно, на некоторые структурные изменения уйдет больше времени.
Если говорить о ближайших планах, то Liberty необходимо подписать с командами новые контракты, которые истекают в конце 2020 года. Посредством нового договора можно внедрить и новую систему распределения доходов. Но это будет нелегко: как, к примеру, Ferrari отреагирует, если у нее заберут 100 миллионов долларов бонусных платежей?
Ясно одно: перемены грядут, и от них никому не скрыться...