Алексей Попов: Дебют российских пилотов в Формуле 1 и первый Гран При на Сочи Автодроме – это события, которые много для меня значат
В преддверии четвертого в истории России Гран При Формулы 1 своими ожиданиями поделился Алексей Попов – бессменный комментатор «королевских гонок», «российский голос» Формулы 1. Главный эксперт «Больших призов» анализирует новую расстановку сил в пелотоне, дает прогноз, как новые болиды поедут в конфигурации Сочи Автодрома, вспоминает дебютный российский Гран При 2014 года и признается, что любит дождевые гонки.
Новые болиды команд Формулы 1 впервые выступят на Сочи Автодроме. С какими вызовами придется столкнуться пилотам на российской трассе?
Пожалуй, одной из самых сложных задач для гонщиков станут обгоны. В средней части трассы обгонять очень тяжело, если не будет, конечно, какой-либо ошибки впереди идущего пилота. Так же непросто и на самом последнем секторе Сочи Автодрома, потому что там медленные повороты. По большому счету, остаются два торможения после зоны DRS – второй поворот и возвратная прямая. Есть еще небольшое обгонное место после дуги (третьего поворота) к четвертому повороту. Но, опять-таки, надо смотреть, как пилоты поедут в третьем повороте. За счет того, что возросла прижимная сила и шины стали гораздо шире, скорость на дуге увеличится, но, вместе с тем, возрастет и стабильность машины. И, если раньше можно было дождаться, что кто-то неполным газом подойдет к четвертому повороту, и попытаться атаковать, то сейчас, в новых условиях, если все пилоты будут проходить третий поворот на полном газу, в этой точке также будет очень тяжело идти на обгон.
Что касается эффективности DRS, опять-таки, она упала из-за другой прижимной силы и других требований, поэтому запредельного количества обгонов вряд ли можно ожидать. Вообще, уменьшение количества обгонов – это первые выводы, которые можно сделать после трех прошедших гонок сезона. И, думаю, что с этой точки зрения Сочи будет ближе к Австралии, чем к Китаю и Бахрейну. Но спешу успокоить болельщиков – хоть количество обгонов в целом и стало меньше, улучшилось их качество. И когда мы станем свидетелями таких маневров на Сочи Автодроме, то это будет как раз та борьба, за которой можно следить несколько кругов подряд с замиранием сердца. Думаю, с этой точки зрения будет интересно! Плюс, мы увидим самые мягкие шины, которых раньше здесь не было. Организаторы их долго обещали, и вот к четвертой гонке наконец-то привезли, но даже это, я думаю, вряд ли увеличит количество пит-стопов. Сочи как раз всегда характеризовался как гонка одного пит-стопа. Причем поначалу, в 2014 году, когда привезли совсем жесткие шины, асфальт был еще совсем свежий и «неприкатанный», Росберг проехал первую гонку после вынужденного пит-стопа, больше не останавливаясь, – практически всю дистанцию на одном комплекте шин. Сейчас такого, наверное, не будет, но ждать два-три пит-стопа тоже не следует, разве что это будет вопросом тактики команд, или же что-то случится после первого круга. В целом, я не думаю, что будет кардинально другой «спектакль», но болельщики, которые приходят сюда, уже доказали, что этот «спектакль» им нравится. Я думаю, что наш зритель уже достаточно подготовлен к Формуле 1, чтобы любить ее такой, какая она есть, а не ждать от нее того, что ей несвойственно.
Учитывая непредсказуемость погоды в Сочи из-за своенравного субтропического климата, если вдруг пилотам придется ехать в условиях дождевой гонки, насколько это сможет смешать карты командам?
Я, в принципе, всегда за дождевые гонки. Единственное, конечно, мне, как комментатору, это тяжело, потому что очень часто в последнее время гоночные и квалификационные заезды останавливались, и иногда приходится час, а то и два, на ровном месте комментировать, когда ничего не происходит, и нужно ждать возобновления квалификации или гонки. Но, с другой стороны, когда уже в дождевых условиях проходит заезд, мы видим гораздо больше борьбы, больше разной тактики: кто-то заехал в боксы чуть раньше, кто-то - чуть позже, кто-то решился перейти на другие шины и прогадал, кто-то, наоборот, почувствовал этот тонкий момент, и за счет него отыграл десять мест, что невозможно при прочих равных условиях в современных гонках. Есть разнообразие!
Конечно, и ошибок больше, но они не всегда ведут к вылетам и авариям. Многие ведь думают, что дождевая гонка – это какой-нибудь крэш-фест. Ничего подобного! Дело в том, что в дождевой гонке скорости меньше, и, даже принимая во внимание то, что пилот ошибается чаще, ему проще «отловить» машину, вернуть ее на трассу, особенно, учитывая зоны безопасности, которые, к счастью, здесь присутствуют. Да, больше ошибок, больше обгонов, но необязательно больше аварий.
Вы посетили многие трассы, какие преимущества Сочи Автодрома можете отметить по сравнению с другими гоночными треками?
Во-первых, очень хорошая транспортная доступность. Чтобы в двухстах метрах от Главной трибуны была железнодорожная станция, куда напрямую можно доехать из центра города или аэропорта – этим не каждый зарубежный автодром может похвастать. Во-вторых, само расположение города Сочи. С одной стороны – море, с другой – горы, и везде можно без проблем добраться благодаря новым, построенным к Олимпиаде, дорогам. С этой точки зрения все блестяще! Очень красиво спроектирован Олимпийский парк – для телевизионной картинки он превосходен. Если проект ночной гонки воплотится в реальность, это будут красивые кадры.
Вы, конечно же, были на самом первом российском Гран При в 2014 году. Помните свои эмоции?
Я здесь был еще на этапе строительства Олимпийского парка, когда даже не все олимпийские объекты, дворцы и стадионы были закончены, я видел, как постепенно все это поднимается. За несколько месяцев до Гран При я приезжал на место строительства Сочи Автодрома, ходил здесь и понимал, где будет конфигурация трассы, то есть, я, в принципе, был подготовлен, но, все равно, тот момент, когда я пришел в первый раз в паддок, был очень волнующим и запоминающимся.
Это было почти за неделю до гонки, в воскресенье, поздно вечером. Я с утра комментировал из Москвы Гран При Японии и прилетел вечерним рейсом в Сочи. У нас было первое включение на Сочи Автодроме, на выезде с пит-лейна, на фоне освещенной Главной трибуны и прямой, которая уходит к первому повороту. Конечно, это потрясающе – быть здесь и понимать, что ты на своем домашнем Гран При! Это уже восьмой сезон, как в Формуле 1 дебютировали россияне. Три сезона было у Виталия Петрова, потом год наши гонщики не присутствовали в «королевских гонках», и вот теперь, уже свой четвертый сезон проводит Даня Квят.
Но до этого я двадцать лет комментировал Формулу 1, когда не было наших пилотов, и вначале даже мечтать об этом не приходилось. Дебют Виталия Петрова стал для меня первым большим событием, а второе значимое событие – это Сочи Автодром и Гран При России. Когда я ездил на зарубежные трассы, или комментировал этапы из Москвы или Монако, где жил десять лет, это было что-то абстрактное, а здесь – свое родное.
Сам тот факт, что ты прилетаешь и не нужно проходить паспортный контроль, идти в банкомат, чтобы снять местные деньги, у тебя нет роуминга… С одной стороны, ты дома, с другой – это Формула 1: это те две вещи, которые для меня всю мою жизнь были разделены. А теперь они соединились, и вот уже четвертый раз проходит Гран При в России – вроде, к этому привыкаешь, но все равно испытываешь те же эмоции, что и в первый раз.
Алексей Попов: Самая интересная борьба сезона развернется в середине пелотона