Отмена режима вечеринки – шанс для Ferrari. А что это и с чем его едят?
В письме, разосланном на днях всем командам Формулы 1, Международная автомобильная федерация (FIA) недвусмысленно намекнула на ужесточение контроля за режимами работы двигателей в квалификации и гонке уже начиная с Гран При Бельгии.
А что это всё означает, кто больше остальных любит вечеринки и кто выиграет от нововведения в регламенте – давайте разберемся.
Что происходит?
Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что новая техническая директива, направленная на ограничение повышения мощности силовой установки в квалификационных сессиях, вступит в силу уже в следующий гоночный уик-энд на легендарной трассе Спа-Франкоршам.
С самого начала новой эры турбированных двигателей в 2014 году команды располагали различными режимами работы моторов, но об этом не так часто говорили – просто некоторые машины вдруг обретали дополнительную скорость в субботу днем, которая исчезала в воскресенье так же стремительно, как и появлялась.
Что представляет собой квалификационный режим или режим вечеринки?
Квалификационный режим работы силовой установки подразумевает увеличение оборотов двигателя с одновременным отказом от аккумулирования энергии и направления ее на батарею. Таким образом, обе системы рекуперации энергии в этом режиме работают исключительно на отдачу энергии, а не на сбор, что также требует дополнительных расходов. Кроме того, в этом режиме команды обычно выбирают более агрессивный вариант регулировки момента зажигания и используют особое сочетание топливно-воздушной смеси.
Для сравнения, в обычном гоночном режиме работы мотора процесс аккумулирования энергии запущен постоянно, чтобы поддерживать заряд батареи и использовать его спорадически на протяжении круга. При этом команды не допускают полного «высушивания» (разряда) батареи. Также в этом режиме используются далеко не предельные обороты двигателя по сравнению с режимом квалификации, а вариант регулировки момента зажигания выбирается такой, при котором коронки клапанов и головки поршней не перегреваются.
Обычно команды располагают несколькими режимами работы мотора между двумя пограничными состояниями – вплоть до девяти. Каждый из них обеспечивает определенный компромисс между надежностью, сроком службы мотора и уровнем потребления топлива.
Ну и что дальше?
Вплоть до последней гонки в Испании квалификационный и обгонный режимы использовались командами на протяжении ограниченного времени, за которым строго следил отдел мотористов, чтобы не «перекрутить» двигатели. В письме, разосланном Международной автомобильной федерацией всем командам в Барселоне, прямым текстом указано, что в готовящейся технической директиве будет жестко прописано требование использования единственного режима работы силовой установки в квалификации и гонке. Но сама техническая директива пока официально не выпущена.
Почему это правило вводится сейчас, и что изменится?
FIA вводит эту директиву с целью облегчения контроля за работой команд. В настоящее время представители Федерации отслеживают целый набор показателей работы силовых установок посредством детализированных технических отчетов. Введение директивы позволит им значительно облегчить этот процесс, а заодно сделает определение законности используемых командами технологий более прозрачным.
Разумеется, эта директива напрямую повлияет на мощность силовых установок в квалификационном и гоночном режимах – по сути, мотористам просто «подрезают крылья». В настоящее время, как считается, больше остальных от использования «режима вечеринки» выигрывает Mercedes, тогда как Ferrari играется с режимами работы мотора гораздо меньше остальных. Оставшиеся производители Renault и Honda находятся где-то посередине.
Введение этой технической директивы должно позволить значительно снизить расходы на исследования и разработку мотористам из Honda, Renault и Ferrari, и именно в этом направлении сегодня двигается FIA.
Однако вполне вероятно, что такие ограничения могут серьезно сказаться на и без того малом количестве обгонов в Формуле 1 из-за выравнивания мощности моторов между двумя борющимися на трассе машинами. В новой турбированной эре мы уже привыкли к тому, что атакующий гонщик зачастую сначала вынуждает защищающегося истощить свою батарею при обороне позиции, после чего включает обгонный режим работы двигателя и проходит беззащитного оппонента. Больше мы такого можем не увидеть. Но обязательно увидим что-то новое...