Гран При Бразилии: пресс-конференция в четверг
Принимают участие – Шарль Пик (Caterham), Макс Чилтон (Marussia), Гидо ван дер Гарде (Caterham), Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso), Фелипе Масса (Ferrari), Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Марк, начнём с вас. В этот уик-энд вы в 215-й и в последний раз выйдете на старт Гран При Формулы 1. Я понимаю, что вы уже давно приняли решение об уходе, но не будет ли вам тяжело в этот раз садиться в кокпит Red Bull?
Марк Уэббер: Думаю, в воскресенье я буду себя чувствовать не так, как всегда, но в любом случае это будет просто очередная гонка: я вновь собираюсь атаковать изо всех сил в попытках завоевать высокий результат, но понимаю, что затем должен остановиться – и готовиться к зимней работе, поскольку меня ждёт абсолютно новый вызов. Да, в воскресенье вечером я в последний раз покину кокпит машины Формулы 1, но в данный момент я чувствую себя вполне расслабленным и готовым к гонке.
Чего вам будет не хватать больше всего?
МУ: В Формуле 1 для каждого пилота существуют незабываемые моменты. Огромное удовольствие доставляет пилотирование на грани возможного на некоторых автодромах. Выступления в квалификациях и гонках на Сузуке, в Спа и Монте-Карло ставят перед пилотом очень непростые задачи, но и дарят непередаваемые эмоции.
Именно по ним я буду скучать. Моя ситуация немного своеобразная – мне необходимо точно оценивать свою скорость и сравнивать её с тем, что было раньше. Я по-прежнему уверен, что выступаю неплохо, но мне бы не хотелось в дальнейшем гоняться, демонстрируя спад результатов.
Конечно же, мне будет многого не хватать – например, адреналина или возможности работать с высококлассными специалистами, такими как Эдриан Ньюи. В жизни такое случается крайне редко. Однако время идёт, и надо уметь отпустить прошлое, поскольку в следующем году я встречу новый вызов с Porsche.
На протяжении вашей карьеры случались как подъёмы, так и спады. Каким периодом вы наслаждались больше всего, а в какое время столкнулись с трудностями?
МУ: Думаю, самые тяжёлые времена в плане управляемости машины были в середине 2000-х годов в период дозаправок и шинных войн. В то время не существовало такого понятия, как держать темп, и пилоты вынуждены были постоянно выкладываться по максимуму в тренировках, квалификациях, гонках. Гонщикам приходилось очень непросто, но мы к этому готовились. Это были славные времена. Кроме того не последнюю роль играла и мощность двигателей V10, а результаты на круге в начале 2000-х впечатляли.
За последние три-четыре года произошло много изменений. Гонки потеряли часть своей зрелищности, поэтому пришлось внедрять систему DRS, что пошло на пользу спорту. Конечно, эти изменения не совсем отвечают духу традиций, поскольку обгонять стало проще, чем в былые годы. Ситуация стала слегка искусственной, но все же вполне приемлемой.
По поводу шин у нас также были непростые времена – пилоты и команды потратили много усилий и времени, чтобы понять особенности их работы. Часто это происходило прямо по ходу гонки, так что идеальные условия были не всегда. Я выступал в одном чемпионате, но при стольких разных регламентах – нужно просто наслаждаться этим, ведь это моя работа.
Я уверен, что все в паддоке будут скучать по вам, так что удачи! Для вас, Фелипе, грядущая гонка станет также завершением эры – ваше сотрудничество с Ferrari, начавшееся в 2006-м году, закончится на домашнем для вас этапе в Интерлагосе…
Фелипе Масса: Лучшего места, чтобы дописать до конца главу моих выступлений в Ferrari, невозможно и представить. Это было незабываемое время. Мы проводим вместе уже восьмой чемпионат, но я был частью этой семьи ещё до своего прихода в Формулу 1. Хочу поблагодарить всю команду за отличную работу. Отдельное спасибо [руководителю Ferrari] Стефано Доменикали, который стал мне другом и сделал для меня очень многое. Спасибо всем-всем, с кем я работал. Yадеюсь, мы все насладимся этой последней для меня гонкой и добьёмся хорошего результата, и тогда расставание получится ещё более эмоциональным.
Вам не кажется, что вы видите сон и хотите ущипнуть себя, ведь провели восемь лет в Ferrari – команде, за которую мечтает выступать каждый молодой гонщик?
ФМ: Да, все пилоты мечтают выступать за Ferrari. Мой первый карт, мой комбинезон были красными – я болел за Скудерию с ранних лет. Безусловно, моя мечта стала реальностью – я восемь лет провёл в Маранелло.
Годы идут, и моя карьера совершает новый виток. Я с нетерпением ожидаю начала своей работы с Williams, так как ещё не сказал своего последнего слова в Формуле 1.
Насколько важно было для вас с психологической точки зрения, что в Williams поверили в вас и пригласили с надеждой на успешные выступления в следующем сезоне? Сколь важно для спорта, что в Формуле 1 остаётся бразильский гонщик?
ФМ: Я уверен, что многого смогу достичь в Williams. Для меня сейчас хорошее время начать что-то новое, поскольку регламент кардинально меняется. У Williams есть необходимая инфраструктура и ресурсы для того, чтобы построить хорошую машину, так что может случиться всё, что угодно. В команде в меня верят, так что я счастлив, предельно мотивирован и готов сделать всё, чтобы помочь им вновь обрести конкурентоспособность.
И насколько важно то, что бразилец остается в Ф1?
ФМ: Мы знаем, какую значимую роль всегда играла Бразилия в Формуле 1: большое количество наших гонщиков выступало в Гран При, многие стали чемпионами, добились огромного числа побед. Также и Формула 1 важна для Бразилии – гонки у нас в крови. В плане младших категорий наша страна в данный момент переживает не лучшие времена, так что очень важно дать толчок, чтобы в будущем всё изменилось к лучшему. Сейчас далеко не всё складывается идеально. Я пытаюсь помочь и хочу предложить нашей федерации несколько идей, чтобы исправить ситуацию.
Жан-Эрик, ваш второй сезон в Формуле 1 подходит к концу. Как он складывался? Когда Марк объявил о своём уходе, у вас появился шанс занять его место, но не сложилось…
Жан-Эрик Вернь: Это был весьма непростой сезон – удача часто отворачивалась от меня, и терял очки, которые должен был заработать. В начале сезона у нас была быстрая машина, но затем после изменения конструкции шин результаты упали, и мы долгое время не могли попасть в призовую десятку.
Да, появилась вакансия в Red Bull Racing, но они выбрали Даниэля [Риккардо], что меня расстроило как пилота. Я хочу выигрывать гонки и стать чемпионом мира, а это лучшая команда для достижения таких целей. Но я стараюсь сохранять позитивный настрой. Тот факт, что выбор пал на Риккардо, означает, что я где-то недоработал, поэтому мне стоит сделать выводы и попытаться стать лучше.
В следующем году Toro Rosso ожидает непростой вызов. Я рад, что остаюсь в команде, что, безусловно, не является каким-нибудь запасным вариантом. Я верю в наш коллектив, он постоянно развивается, и я хочу развиваться вместе с ним.
После того, как вы упустили шанс оказаться к топ-команде, отразилось ли это как-то на вашей мотивации, на вашем настрое?
Ж-ЭВ: В нескольких гонках мне пришлось нелегко – я хорошо провёл Гран При Монако, Канады… в Сильверстоуне также мог добиться высокого результата, но взрыв шины перечеркнул мои планы. Затем Red Bull Racing пригласила Даниэля принять участие в молодёжных тестах, и тогда я понял, что мои шансы невелики, но продолжал стараться изо всех сил. Потом выдалась пара трудных гонок, сложности с темпом - справиться с этим было непросто.
Гидо, Макс, следующий вопрос для вас. Мы знаем, где будут Марк, Фелипе и Вернь в следующем году. Ну а какие у вас планы? Макс, начнём с тебя.
Макс Чилтон: Я не хочу подпитывать те слухи, что звучат вокруг. Последние недели мы вели переговоры, которые прошли весьма неплохо, так что я с оптимизмом смотрю в будущее и надеюсь, что в следующем году выступлю более удачно.
Полагаю, вы бы хотели остаться в Marussia, не так ли?
МЧ: Marussia дала мне шанс попасть в Формулу1. Сезон для нас складывается непросто, но мы проделали невероятный объём работы. Борьба ещё не закончена. По опыту прошлого года мы знаем, что всё может решиться на последних пяти кругах, поэтому надеемся, что сможем остаться впереди. Машина следующего года выглядит ещё более конкурентоспособной. Смена регламента даёт небольшим командам неплохой шанс, так что я с позитивным настроением жду Гран При Австралии и начала нового сезона.
Гидо, а что вы можете поведать нам о своих планах?
Гидо ван дер Гарде: Я пока ничего вам сказать. В данный момент мои менеджеры по уши в делах, пытаясь найти мне место. Думаю, мне удалось проявить себя во второй половине сезона, и я надеюсь остаться в Формуле 1 и на следующий год.
Проще ли вести переговоры с командами, имея сезон опыта в Гран При за плечами, или всё же легче произвести впечатления, выступая в младших категориях?
ГвдГ: Думаю, легче добиться своего, когда уже провёл год в Формуле 1, поскольку в таком случае можешь показать, чего добился. Я думаю, что сделал всё, что мог – так что посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Давайте поговорим о борьбе в Кубке Конструкторов. В этой гонке для Caterham сможет опередить Marussia в споре за десятое место со всеми его финансовыми выгодами, добыв 13-е место в гонке. Какие настроения царят в каждом из лагерей? Макс, вы первый.
МЧ: Мы все прекрасно понимаем, насколько важен предстоящий уик-энд для каждой из команд. Хуже всего было бы поддаться панике, ибо в таком случае невозможно сохранять концентрацию. Главное – относиться к этому этапу, как к обычному гоночному уик-энду, и пытаться выжать из машины максимум. Если нам это удастся, то повода для огорчения не возникнет, поскольку мы будем знать, что сделали всё возможное. Так мы поступали в каждой гонке этого сезона, и этот подход оправдал себя. Но, учитывая погоду в Бразилии, никогда нельзя быть ни в чём уверенным, пока не пересечёшь финишную черту.
Гидо, надеются ли в Caterham на дождь?
ГвдГ: Естественно! При сухих условиях мы не можем рассчитывать лишь на свой темп, нам необходимо везение – к примеру, авария нескольких машин или же механические отказы у соперников, но дождь определённо поможет. На мокрой трассе наша машина едет неплохо, хотя на этом автодроме она должна быть конкурентоспособна и на сухом асфальте. Нужно собраться с силами для последнего рывка, и я надеюсь, что нам удастся повторить прошлогодний подвиг.