Гран При Бразилии: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд – Эрик Булье (Lotus), Стефано Доменикали (Ferrari), Росс Браун (Mercedes), Джон Бут (Marussia), Сирил Абитбуль (Caterham).
Сирил, давайте начнём с вас. Для вашей команды Гран При Бразилии – финальный шанс вырвать десятую строчку в Кубке конструкторов. Насколько болезненным для Caterham был бы финиш на последнем месте в общем зачёте? Можете ли вы себе позволить это?
Сирил Абитбуль: У меня нет ответа на ваш вопрос. Такой результат неизбежно ударит по моральному настрою команды. Все верят, что мы заслуживаем большего. Честно говоря, обе команды [Caterham и Marussia] потрудились на славу, но цифры говорят, что именно мы должны быть на десятом месте. Это будет та ещё гонка! Хотя, каким бы ни оказался результат, он не будет играть ключевую роль – мы все привержены спорту, спортивному духу, честной борьбе. Конечно, у моего финансового директора будет больше головной боли, но, с другой стороны, это никак не повлияет на нашу стратегию и миссию в Формуле 1.
Какие настроения царят в команде? Вчера мы слышали, что ваши пилоты уповают на дождь, не так ли?
СА: Да, похоже, в субботу будет сыро. Прежде в этом сезоне во время гонок дождя не было. Случались осадки по пятницам, по субботам. Каждый раз в таких условиях в квалификациях мы демонстрировали хорошие результаты – в Спа и в Монако, к примеру, мы вышли во второй сегмент. Мы любим дождь, так что давайте дождёмся воскресной гонки.
Джон, вскоре мы зададим тот же вопрос вам. Сирил, учитывая серьёзные изменения в регламенте, насколько важно было бы иметь в команде опытного пилота – Хейкки Ковалайнена, например?
СА: Вот именно, например! Прежде всего, мне надо будет убедиться, что в Lotus не собираются оставить его на следующий сезон. Конечно, было бы неплохо заполучить опытного пилота. Но в следующем году всё изменится. Таким образом, возникает вопрос, какую же роль будет играть опыт при таких радикальных переменах? В самом начале сезона будет предельно важно выбрать верный вектор развития машины, поэтому нам нужен гонщик, на которого смогут положиться инженеры и вся команда. Важно будет постоянно получать надлежащую и точную обратную связь. Так что мы хотим видеть в нашей команде пилота, который знает, что делает, и сможет обеспечивать нас оперативной и точной информацией.
Джон, ваша команда занимает десятое место в Кубке конструкторов. Можете ли вы себе позволить уступить эту позицию в этот уик-энд?
Джон Бут: Полностью согласен с тем, что сказал Сирил. Определённая разница есть лишь в финансовом вопросе, но спортивная составляющая играет гораздо более важную роль. Наша команда самая маленькая, у нас самый маленький бюджет, но мы, прежде всего, гоночный коллектив - и хотим развиваться, двигаться вперёд. Десятое место стало бы значимым импульсом для всех парней на базе.
Уверен, вы не согласны с Сирилом по поводу его слов, что Caterham больше заслуживает десятого места…
ДБ: По ходу сезона произошла перестановка сил - летом Caterham начала смотреться убедительнее нас. Но мы хорошо провели минувший гоночный уик-энд и, похоже, справились с некоторыми проблемами. Сезон очень длинный - мы вышли на десятое место ещё в Малайзии. Последний раз у нас были новинки на этапе в Барселоне: таким образом с того времени мы постоянно озабочены сохранением наших позиций.
Учитывая отсутствие новинок с испанского этапа, в чём именно заключается развитие команды?
ДБ: У нас были незначительные обновления, и мы пытались сохранить веру в свои силы и позитивный настрой. Было бы лучше провести еще две-три серьёзных модернизации по ходу сезона, но наша команда мала, и перед нами стоял вызов - успеть построить новую машину к январским тестам [2014 года] в Хересе. На этой задаче мы и сконцентрировали все усилия…
Спасибо за ответы. Эрик, на трассе ваша команда ведёт борьбу за второе место в Кубке конструкторов, за её пределами не стихают разговоры по поводу финансовых вопросов и проблем с инвесторами. Не можете ли вы рассказать подробнее, как обстоят дела в этих аспектах на данный момент?
Эрик Булье: Скажем, сейчас переговоры ведутся на высшем уровне. Процесс ещё не завершён, но финал уже близко. Надеюсь, мы сможем объявить новости в начале следующей недели.
В качестве партнёров вы подразумеваете Quantum Motorsports?
ЭБ: Да. К сожалению, если мы хотим вести борьбу за высокие места в чемпионате, нам нужна определённая помощь. Однако, если соблаговолит погода, мы можем и сами рассчитывать на успех.
Если вам удастся заполучить необходимое финансирование, насколько это поможет вам пригласить правильного пилота, который станет серьёзным напарником Ромену Грожану?
ЭБ: Вам необходимо располагать быстрой машиной, чтобы заполучить хорошего пилота. Иногда эти две составляющие идут рука об руку, поэтому мы сделаем всё возможное, чтобы собрать необходимые компоненты. Моя основная цель - сохранить силу нашей команды. У нас отличный коллектив, нашим сотрудникам по силам создать конкурентоспособную машину.
Вы всё ещё уверены, что получите того, кого желаете видеть в команде?
ЭБ: Да, я уверен в этом.
Стефано, в эти выходные вы прощаетесь с Фелипе Массой после восьми лет совместной работы в команде. Как бы вы описали этот период, и какие ваши самые яркие воспоминания о прошедших восьми годах?
Стефано Доменикали: Прежде чем отвечать на ваш вопрос, я хотел бы выразить свою солидарность с итальянцами, проживающими на Сардинии, которые испытали на себе весь ужас наводнения и урагана. Мои мысли сейчас с теми, кто страдает от природных катаклизмов.
Что касается Фелипе, то он завершает свою карьеру в Ferrari выступлением на невероятном Гран-При в потрясающем месте – пусть даже мы в команде и привыкли идти по жизни, не предаваясь ненужным размышлениям. Период работы Фелипе в Ferrari стал важной главой в нашей истории - вместе мы пережили непередаваемые моменты. Конечно, были и тяжёлые времена. но он заслужил всего того, чего добился. Это моё личное мнение, но тогда, на Интерлагосе в 2008-м году, он должен был стать чемпионом мира. Фелипе проявлял свою преданность команде, семье Ferrari, и мы желаем ему всего самого наилучшего. Он ещё молод, но наверняка Ferrari останется в его сердце навсегда.
Насколько важно для команды отыграть 15-очковое отставание от Mercedes в борьбе за второе место в Кубке конструкторов? Какими будут ваши оправдания, если вам не удастся завершить сезон вице-чемпионами?
СД: Прежде всего, мы сражаемся против очень серьёзного соперника. И не станем ни особо радоваться, если завершим сезон на втором месте, ни предаваться депрессии, если проиграем в этой борьбе. Дело в том, что мы спорте ради побед. К сожалению, в этом сезоне нам не удалось бороться за первые места, как это было годом ранее. Мы лишь пытались выкладываться по максимуму, зная, что это будет очень непросто. Ничего не изменится в нашем подходе, мы собираемся работать подобным образом до самого последнего круга.
Наконец, Росс. Не часто, думаю, по ходу вашей карьеры вы бы радовались второму месту, но, полагаю, именно этот результат вызовет улыбку на вашем лице после финиша. Довольны ли вы достижениями Mercedes в этом году?
РБ: Меня радует прогресс команды. Я надеюсь, это не потолок, и мы добьёмся большего в будущем, поскольку нашими целями является победа в обоих зачётах. Безусловно, второе место в этом году станет серьёзным импульсом для нас всех, особенно учитывая что годом ранее мы закончили сезон пятыми. Команда продемонстрировала ощутимый прогресс - сейчас у нас больше 300 очков в общем зачете, а в прошлом сезоне было около 140. Каждый сотрудник Mercedes может быть в большей или меньшей мере доволен проделанной работой. Конечно, пока что мы находимся не в том положении, в каком хотели бы быть, так что должны будем продолжать работать и двигаться вперёд.
Вам удалось превратить Mercedes в сильную команду как на трассе, так и за её пределами. Если вы продуктивно поработаете зимой, сможете ли навязать борьбу Red Bull Racing в следующем сезоне?
РБ: Мы надеемся. Они очень серьёзные соперники и вряд ли собираются сдавать свои позиции. Просто поразительно, какого прогресса добилась Red Bull Racing во второй половине сезона. Конечно, расстановка сил может измениться из-за нового регламента. Мы, как и Ferrari занимаемся и созданием шасси, и разработкой двигателя.
Подготовка к переходу на новые правила началась для нас ещё два года назад, так что это должно принести результат. Наш двигатель проектировался под новое шасси, насколько это было возможно, чтобы в итоге получить эффективный пакет. Уверен, что в следующем году очень много будет зависеть именно от моторов. Конечно, не двигатели станут решающей силой в определении расстановки сил, но их роль значительно возрастёт по сравнению с той ситуацией, что мы имели последние годы. Если суммировать, по поводу следующего сезона я настроен умеренно оптимистично.
Последний вопрос относительно резины, поскольку во время тренировок из-за дождя вам так и не удалось попробовать в деле прототипы шин следующего сезона. Pirelli просит провести тесты в декабре. Существует ли реальная возможность того, что Mercedes или другая команда примет в них участие? Какую роль сыграл бы этот шаг до начала предсезонных тестов?
РБ: Решение проблемы должно иметь справедливый характер для всех команд. Мы находимся в деликатной позиции, поскольку все участники чемпионата хотят помочь Pirelli, но было бы нечестно, если бы кто-то один получил преимущество эксклюзивного тестирования новой резины. Сегодня было бы справедливо, если бы все команды поработали с шинами следующего года, получив определённую информацию. В ином же случае неизбежно возникнут разногласия, поскольку лишь кто-то один будет иметь представление о том, как работает новая продукция итальянцев. Нам необходимо собраться вместе и детально обсудить, что мы можем сделать в текущей ситуации.