Большое интервью: чемпион мирового Туринга Роб Хафф

12 февраля 2014 в 5:03

Один из сильнейших пилотов мирового Туринга Роб Хафф готов вести свою новую команду Lada к успехам и свершениям – британец надеется на долгое и продуктивное сотрудничество в тольяттинцами

Роберту Питеру Хаффу на роду было написано стать человеком незаурядным – как же иначе, ведь он появился на свет в Рождество. Родители видели в нём юриста или адвоката: мальчишка демонстрировал похвальную успеваемость в хорошей школе Кембриджа. Но все планы на будущее пришлось переписывать, когда Роб увлёкся картингом.

В 20 лет он стал чемпионом британской Формулы Vauxhall, в 23 победил в национальном Кубке SEAT Toledo – и в качестве приза получил возможность провести сезон в BTCC. Хаффа никто не воспринимал всерьез, но он едва не выиграл уже на втором этапе, а всего по ходу сезона одержал две победы и семь раз поднимался на подиум.

А потом молодого гонщика пригласила в свой состав компания Chevrolet: за восемь лет они вместе прошли путь от записных аутсайдеров мирового Туринга до чемпионского титула 2012 года. Сейчас Роб готовится к новой странице в карьере: в 2014-й он вступил заводским пилотом Lada. О причинах начать сотрудничество с российской маркой, своих целях и задачах, а также многом другом пилот рассказал в обстоятельном интервью своей пресс-службе.

Роб, стало ли для вас неожиданностью предложение выступать за Lada?

Роб Хафф: Я бы так не сказал, поскольку мы начали переговоры уже довольно давно. Кроме того, всегда очень приятно, когда команда сама обращается вам с предложением о сотрудничестве. Когда кто-то заинтересовал в ваших услугах – это очень здорово, так как придает уверенности в собственных силах.

Весь 2013 год я стремился вновь оказаться в заводском коллективе, и Lada дала мне отличную возможность, которая, по ощущениям, отлично подходит нашим целям и амбициям. Полагаю, нас ждет долгое и продуктивное сотрудничество.

Что вы можете сказать о сильных и слабых сторонах Lada Гранта WTCC?

РХ: Так как я не сидел за рулем этой машины, ответ будет простым: явным плюсом являются компактные размеры, также у Гранты весьма неплохой мотор. Важным преимуществом можно назвать и хорошую аэродинамическую эффективность, позволяющую достигать высокой максимальной скорости на прямых. Это было отчетливо видно в минувшем сезоне, когда мы приезжали на скоростные трассы.

Ясно, что команда хочет учиться и стремится выйти на новый уровень. Желание преуспеть всегда придает дополнительные силы.

Главной же слабостью я бы назвал тот факт, что обновлённая Гранта очень поздно выходит на тестовые трассы. Другие участники WTCC уже вовсю проводят испытания – но, полагаю, нам с Джеймсом [Томпсоном] и Михаилом [Козловским] по силам быстро раскрыть потенциал новой машины.

Пятое место Джеймса Томпсона в Москве пока остается лучшим результатом Lada в WTCC © WTCC
Пятое место Джеймса Томпсона в Москве пока остается лучшим результатом Lada в WTCCФото: WTCC

Каких результатов вы ожидаете в 2014 году?

РХ: Сейчас сложно ставить какие-то цели. Другие команды уже долго работают со своими машинами и продвинулись на этом пути довольно далеко. В любом случае, сезон-2014 нужно посвятить тому, чтобы как можно быстрее прогрессировать и обеспечить себе базис для успехов в 2015-м.

Думаю, на начальной стадии команда может положиться в работе с машиной на нас с Джеймсом, хотя и обратная связь от нашего юного напарника тоже очень важна. Прежде всего, предстоит определить области, на которых следует сосредоточить основное внимание. Также в 2014 году будет очень важно выстроить и отладить работу всей команды – понять, как всё взаимодействует. Это позволит нам заложить надёжный фундамент на сезон-2015 и последующую перспективу.

Что вы думаете о новых правилах WTCC? Сделают ли они чемпионат более интересным?

РХ: Полагаю, что да. Формат Туринга не менялся уже долгое время – во всяком случае, на моей памяти. Потому здорово будет увидеть новые машины и новых производителей – это доказывает, что WTCC продолжает движение вперед. Техника станет быстрее, громче и будет выглядеть агрессивнее – это должно привлечь зрителей и вывести чемпионат мира на тот уровень, где он и должен находиться.

Какие события вы бы назвали самыми главными в своей гоночной карьере?

РХ: Конечно же, начать надо с победы в чемпионате мира 2012 года. Это моё наиболее значимое достижение в автоспорте, но были и другие моменты, которые я считаю особенными. Скажем, это победа и третье место в прошлогодних гонках в Макао, добытые за рулем машины [SEAT], которая обычно не позволяет подниматься столь высоко.

Конечно же, победа в чемпионате-2012 очень важна для меня, но было крайне сложно вступать в 2013 год, понимая, что будущее остается неопределённым [из-за решения Chevrolet свернуть программу в WTCC]. Полученный в тот момент опыт позволяет мне по-настоящему ценить возможность сотрудничества с Lada Sport Lukoil – должен отметить, что начало наших отношений тоже можно назвать одним из ключевых моментов моей карьеры.

В спорте невозможно избежать взлётов и падений, но важно концентрироваться на положительных моментах и уметь оставлять позади отрицательные. Мне повезло, и у меня есть множество приятных воспоминаний о годах, проведённых в автогонках.

Какую трассу вы бы назвали своей любимой? И какие этапы включили бы в календарь WTCC, если бы получили возможность составить его?

РХ: Никаких сомнений: мой фаворит – это городская трасса в Макао. Она всегда была в числе самых любимых, а после шести побед в гонках WTCC отношение к ней лишь улучшилось еще больше.

Кампанию 2013 года за рулем SEAT Роб завершил очередной победой в Макао © LAT
Кампанию 2013 года за рулем SEAT Роб завершил очередной победой в МакаоФото: LAT

Там по-настоящему проверяются возможности пилота и машины, требуется выполнить всё с ювелирной точностью. Похоже, в Макао мне удается проявить себя, и если все 12 уик-эндов сезона решат разыгрывать именно там – у меня не будет ни малейших возражений.

Также я бы включил в число своих любимых кольцо Спа-Франкоршам. Думаю, его присутствие украсит календарь любой гоночной серии мира. Ещё мне бы очень хотелось видеть этом в списке этап на Северной петле Нюрбургринга – это одна из сложнейших трасс в мире, которая так же, как и Макао, служит настоящим мерилом возможностей человека и техники. Выступать там на туринговой машине нового поколения было бы очень здорово.

Наконец, для меня станет особенным моментом первый российский этап WTCC, проведенный под флагами команды Lada.

Вам нравятся городские трассы? Можно говорить, что на них вы чувствуете себя как рыба в воде?

РХ: Думаю, их особенная сложность в том, что там у вас просто нет права на ошибку. Скажем, современные автодромы Формулы 1 становятся все более и более безопасными. Машины, окруженные огромными асфальтовыми зонами вылета, мчатся всё быстрее, поскольку пилоты знают – даже в случае ошибки они практически ничего не потеряют, если окажутся за пределами гоночного полотна.

Разумеется, связки шин, установленные на апексах, не дают срезать повороты, но на городских трассах никому и в голову не придет делать это, ведь вас окружают прочные стены и барьеры ограждения. Тут все зависит от умения пилотов атаковать на пределе, порой задевая края трассы зеркалами или кузовными панелями.

Что вы думаете о российском этапе WTCC на трассе Moscow Raceway?

РХ: Думаю, и страна, и автодром – отличный выбор для проведения этапа мирового Туринга. Для всех, кто ехал в Россию год назад, это был своего рода шаг в неизвестность – но организация соревнований и инфраструктура трассы оставили самое приятное впечатление. Это замечательное место, а все, кто занимался проведением этапа, отлично справились с работой и создали превосходную гоночную атмосферу.

Должен признать, Moscow Raceway подарил нам одну из самых интересных гонок 2013 года, когда пять машин мчались бок о бок по стартовой прямой. Скажу еще раз – все было организовано отменно, потому все причастные в WTCC с большим удовольствием вернутся в Россию в 2014-м – а я тем более, так как теперь выступаю в российской команде.

Вы добиваетесь хороших результатов не только в Туринге, но и в соревнованиях на выносливость. Какие еще гоночные дисциплины привлекают ваше внимание?

РХ: Сейчас гонка моей мечты – это "24 часа Ле-Мана", очень надеюсь выступить там уже в ближайшие годы. За последние 12 месяцев мне и впрямь удалось добиться кое-каких успехов в марафонских состязаниях, включая финиш в первой шестёрке по итогам "12 часов Батерста", победу в 25-часовой гонке в Тандерхилле и вторые места в Дубае и Дайтоне.

Каждый из проведенных марафонов принес мне невероятные впечатления, потому я хочу и дальше двигаться в этом направлении, но все же главной целью для меня – пока есть такая возможность – остается Туринг. Честно говоря, на мысли о чем-то еще у меня сейчас просто не остаётся времени.

Что, по вашему мнению, важнее всего для победы в современном автоспорте: быстрая машина, везение, психологический настрой пилота?

На недавней суточной гонке в Дайтоне Хафф и его напарника стали вторыми в классе LMPC © John Dagys
На недавней суточной гонке в Дайтоне Хафф и его напарника стали вторыми в классе LMPCФото: John Dagys

РХ: Сочетание этих факторов. Прежде всего, вы должны чувствовать поддержку команды, которая стремится выигрывать – и иметь автомобиль, способный приносить победы. Однако, как подтверждают некоторые мои выступления в 2013-м, порой обстоятельства могут сложиться удачно, даже если ваша машина и не самая быстрая в пелотоне.

Гонщик должен быть нацелен на успех и сделать все возможное, чтобы гарантировать себе выступления на максимальном уровне. Я по-прежнему невероятно голоден до побед, а своей окончательной целью готов назвать выход на первую строчку по числу выигранных гонок за всю историю WTCC. Думаю, сейчас мы движемся в верном направлении.

Не испытываете ли вы сложностей, когда приходится пилотировать машину на сырой трассе?

РХ: Полагаю, это вопрос практики. Я воспитанник британской гоночной школы, у нас в стране далеко не самый засушливый в мире климат. Так что с малых лет я учился пилотировать на сыром асфальте – и могу сказать, что люблю дождевые гонки. Мне бы хотелось, чтобы таких было больше – на самом деле, в мировом Туринге уже давненько не было настоящего ливня во время заезда.

Исходя из вашего опыта, насколько сильно мир автоспорта поменялся на минувшие 10-15 лет? Можно ли говорить о каких-то тенденциях?

РХ: Сильнее всего изменились технологии. Они сделали большой шаг вперед, и сейчас мы вступаем в совершенно новую эру WTCC, которая поведёт свою историю с 2014 года.

Если говорить о тенденциях, то экономические пертурбации привели к оттоку из спорта компаний-производителей. Гонки – замечательная, но очень недешевая дисциплина, и нам в мировом Туринге очень повезло иметь столь много сильных частных команд. Именно они вдыхают жизнь в WTCC, когда многие другие первенства испытывают серьезные сложности.

До перехода в чемпионат мира вы выступали в британских сериях, в том числе провели один сезон в BTCC. Как по-вашему, такой отрезок карьеры важен для молодых спортсменов?

РХ: На мой взгляд, это неотъемлемая часть профессионального роста начинающих гонщиков. Всем надо с чего-то начинать, и мы в Британии находимся в привилегированном положении, так как наши гонки клубного уровня, пожалуй, сильнейшие в мире.

Набираясь опыта, я видел единственную, хоть и весьма непростую, возможность совершенствовать свои навыки: допускать ошибки и учиться преодолевать сложности. Если вы делаете это в окружении настоящих профессионалов, то постепенно обретаете уверенность в себе, что очень важно. В то же время, как и в обычной жизни, однажды наступает время переступить порог родительского дома, расправить крылья и отправиться в большой мир. Применительно к гонкам это значит – продолжить выступления среди незнакомых людей в других странах.

Юный Роб попробовал покорить формульный Олимп – но очень быстро перешел в "кузовные" классы
Юный Роб попробовал покорить формульный Олимп – но очень быстро перешел в "кузовные" классы

Мне очень повезло провести девять последних лет, выступая на мировой арене и соперничая с пилотами, пришедшими туда из множества разных чемпионатов.

Что бы вы посоветовали молодым спортсменам, которые стремятся добиться успеха в автогонках?

РХ: О, меня не раз спрашивали об этом – должен признать, это вообще один из самых сложных вопросов. Гоночный мир не назовешь особенно дружелюбным. Лично для меня жизнь с очень юных лет проходит под простым девизом: "Никогда не сдавайся".

Сколь важны для пилота инженерные навыки и знания? Или достаточно просто уметь показывать хорошее время круга?

РХ: Когда я начинал выступать в "кузовной" моносерии [британский Кубок Renault Clio], то умел вносить в настройки лишь самые простые коррективы и старался концентрироваться на том, чтобы в первую очередь ехать как можно быстрее. Затем, постепенно продвигаясь вперед, вы сталкиваетесь с тем, что регулировок постепенно становится всё больше, потому вам нужно гораздо теснее взаимодействовать с инженерами. В какой-то момент требуется понимать их и общаться с ними на высочайшем техническом уровне – иначе машина просто не поедет так, как надо.

За прошедшие десять лет мне удалось многое узнать о том, как настраивать технику – а мои инженеры стали гораздо лучше представлять, что именно мне требуется от неё на трассе. Безусловно, пилоту необходимо на определенном уровне разбираться в технических вопросах. В то же время, сильный гоночный инженер всегда будет для вас неоценимым подспорьем.

Представьте, что у вас есть возможность бросить вызов абсолютно любому пилоту из всемирной истории гонок. Кто оказался бы на вашей идеальной стартовой решетке – и с кем бы вам хотелось встретиться и выступить в одном экипаже?

РХ: Мне повезло – я в реальности смог посоперничать на трассе с многими из своих кумиров. С самого детства мне нравились "кузовные" гонки, в особенности британский чемпионат BTCC, где выступали блистательные Ален Меню, Габриэле Тарквини, Рикард Рюдель, Тим Харви, Уилл Хой и Стив Соупер. Так как позже я сам выступал в BTCC, WTCC и часто приезжал на фестиваль скорости в Гудвуд, мне удалось погоняться против многих из них.

В то же время, я бы очень хотел повстречаться с Джеймсом Хантом и сразиться с ним на трассе. Сейчас в гонках просто не осталось таких людей, поскольку, называя вещи своими именами, когда речь заходит о выступлении за команду крупного автопроизводителя, подобные персонажи с ярким характером едва ли получат шанс.

Первую победу в WTCC Хафф одержал в 2006 году в Брно. Сейчас их уже 25 © LAT
Первую победу в WTCC Хафф одержал в 2006 году в Брно. Сейчас их уже 25Фото: LAT

На каком автомобиле вы ездите в повседневной жизни?

РХ: К сожалению, в Великобритании невозможно официально купить машины Lada, потому я выбрал максимально близкую к ним технику: это 700-сильное купе Nissan GT-R с рядом доработок и внешних улучшений. Автомобиль любезно предоставлен мне компанией Litchfields and Alcon.

Вы предпочитаете ездить быстро или действуете на дорогах осторожно? Приходилось нарушать правила?

РХ: Моя жизнь проходит на средней скорости выше 160 км/ч за рулем гоночных машин на лучших трассах мира – потому последнее, что мне хочется делать, это ездить быстро по обычным улицам. Я горжусь тем, что участвую в программе FIA за безопасность движения, а также отлично осознаю те риски и опасности, которые подстерегают каждого из нас. Кстати, в прошлом году в меня врезался нетрезвый водитель! Хорошо еще, что последствия оказались относительно лёгкими.

Те, кто использует машины, зачастую не осознают, какие опасности с этим связаны. Я могу говорить, что разбираюсь в этом, и это заставляет меня действовать еще более осторожно. Мне нравится ехать спокойно и никуда не спешить. Понятно, что многие получают удовольствие, управляя автомобилем, поскольку не имеют возможность познать настоящий прилив адреналина на гоночной трассе. Но это точно не про меня.

Можете ли вы вспомнить самую прикольную ситуацию, в которой оказывались за рулем – в гонках и в обычной жизни?

РХ: Честно говоря, ничего не приходит в голову. Все самое интересное в автоспорте обычно происходит в воскресенье поздно вечером, особенно после финального этапа в Макао! Но дело в том, что я не готов рассказывать эти истории, поскольку придание огласке любой из них едва ли порадует кое-кого из других пилотов! Как говорится, все, что происходит в Макао, остается в Макао.

Вы по-прежнему смотрите гонки по телевидению?

РХ: Сейчас у меня так много дел, что времени сидеть перед экраном практически не остается. Но если уж удается выкроить какой-то свободный момент, я с удовольствием смотрю автоспортивные соревнования. Гонки по-прежнему остаются для меня страстью, и я стараюсь внимательно следить за всем, что в них происходит – по ТВ или в режиме он-лайн. Это не просто большая часть моей жизни, но и часть, которая мне очень нравится.

Вы стали пилотом российской команды. Уже решили, с чего начнёте изучение русского языка?

РХ: Я так давно выступаю в WTCC, что уже имею представление о множестве языков, а благодаря своим друзьям даже могу связать пару слов на некоторых из них. Не сомневаюсь, что в 2014-м я выучу что-нибудь и по-русски. Должен признать, что мне самому невероятно интересно – с какими словами команда решит познакомить меня прежде всего!

Большое интервью: чемпион WTCC Роб Хафф
Большое интервью: чемпион WTCC Роб Хафф

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle