Большое интервью: руководитель Moscow Raceway Екатерина Бельцевич
Всего через две недели гоночный комплекс Moscow Raceway откроет свой третий международный сезон. О том, чего удалось достичь за это время и какие приятные сюрпризы ждут болельщиков в 2014-м, мы поговорили с руководителем подмосковного проекта Екатериной Бельцевич
К хорошему быстро привыкаешь. Вот и российские поклонники автоспорта уже свыклись с мыслью, что каждый год к ним в гости приезжают сразу несколько серий высшей гоночной пробы.
Конечно, все мы внимательно следим за стройкой в Сочи и искренне желаем тамошним организатором успешно довести свой большой корабль через бурное автоспортивно-политическое море до тихой гавани 12 октября.
Между тем, пестрящие красно-белыми сиденьями трибуны Moscow Raceway – это уже не теоретическая, а совершенно практическая возможность увидеть своими глазами Себастьена Лёба, Майка Роккелфеллера или Карлоса Сайнаса-младшего.
А еще можно прогуляться по многоголосому паддоку, увидеть красавцы-моторхоумы, щелкнуться на память с кем-то из звёзд настоящего или будущего – и вдруг, рассмотрев на горизонте дачные домики деревни Федюково, поймать себя на мысли, что все это происходит не где-то в Спа или Монце, а прямо здесь, у нас.
Автодром Moscow Raceway подарил нам иную реальность. Словно с несбыточного экрана интерактивного ТВ гонки, за которыми прежде можно было лишь наблюдать со стороны, открыли нам свой богатый внутренний мир. Между тем, чтобы сделать из состязаний подлинный праздник и никого не оставить недовольным, требуется приложить немало усилий. С этого мы и начали нашу беседу.
Екатерина, спасибо, что согласились пообщаться. Давайте начнём вот с какого вопроса: что бы вы назвали главным результатом прошлого сезона для Moscow Raceway?
Екатерина Бельцевич: Для нас основным результатом, безусловно, стало проведение первого в России этапа DTM. Я считаю это огромным достижением, и те очень высокие оценки, которые мы получили от организаторов серии - компании ITR с их немецкой требовательностью – можно назвать серьезным достижением.
У ITR очень высокие ожидания на этот год – расписание уик-энда станет более плотным, к нам приедет европейская Формула 3, а также Кубок Volkswagen Scirocco. Это подтверждает, что прошлый год в глазах наших партнёров оказался очень успешным.
Можно сказать, что это также и самый позитивный момент сезона для Moscow Raceway?
ЕБ: Для нас появление нового чемпионата в календаре – например, WTCC – это всегда приятное событие. В прошлом году мировой Туринг также прошел у нас впервые. С точки зрения спортивных достижений и автоспорта как такового, это очень важное, знаковое мероприятие. Нам важно открывать сезон чемпионатом мира.
Каждый раз для нас становится большим событием и уик-энд Мировой серии Renault, ведь компания Renault вкладывает немало ресурсов, чтобы организовать настоящий семейный праздник на нашем автодроме. И мы всеми силами поддерживаем тот высокий уровень праздника и хорошего настроения, который компания Renault создаёт. Нам всегда приятно открывать свои двери для этого уик-энда.
Мы говорили ровно год назад – и вы тогда сказали, что три крупных международных соревнования – это оптимум для Moscow Raceway…
ЕБ: Три-четыре крупных международных мероприятия - идеальный вариант.
В этой связи – что может стать четвёртым соревнованием после отмены промоутерами мирового Супербайка?
ЕБ: Я думаю, что в этом году мы обойдёмся объявленными в календаре мировым Турингом 7-8 июня, Мировой серией Renault 28-29 июня и DTM 11-13 июля. Плюс к тому у нас на автодроме пройдут национальные чемпионаты, отдельным событием в календаре будет российский Супербайк, а отечественный Туринг пройдет как гонка поддержки WTCC.
Возможно, будет принято решение и о проведении отдельного этапа чемпионата России по кольцевым гонкам, сейчас это решают спортивные власти из РАФ и промоутер первенства. Мы всегда открыты и всегда приветствуем проведение национальных гонок на автодроме.
Новое международное соревнование в календарь этого года, скорее всего, уже не попадёт, поскольку требуется довольно много времени для решения организационных и логистических вопросов. Но мы будем заботиться о том, чтобы в календаре следующего года было четыре международных мероприятия.
Так складывается практика за прошедшие три года, что промоутеры или организаторы международных серий приходят к нам сами. Мы как автодром не охотимся за этими гонками. На сегодняшний день в России мы – единственный стационарный автодром самого высокого международного уровня, да ещё и расположенный в московском регионе. И поэтому мы не страдаем от недостатка популярности.
Наш календарь на этот сезон очень плотный, все уик-энды расписаны. И чтобы провести еще какой-то международный чемпионат – если даже это было бы возможно с точки зрения организации – нам бы пришлось отказать кому-то из наших любимых клиентов, а все клиенты у нас одинаково любимые.
Зато в этом году у нас будет больше открытых трек-дней. Открытие сезона 2014 года на автодроме состоялось 12 апреля именно нашими собственными трек-днями. Оно сразу же показало, что это мероприятие становится всё более популярным.
С точки зрения бизнеса автодром живёт именно за счет трек-дней и подобных мероприятий, тогда как международные гонки – скорее, имиджевое событие. Ведь об их прибыльности говорить пока сложно, не так ли?
ЕБ: Да, сложно.
Тем не менее, это очень важная составляющая. Поэтому все же поделитесь планами – какую гонку вам бы хотелось видеть четвёртой на Moscow Raceway?
ЕБ: В своё время мы вели переговоры с марафонским чемпионатом WEC – и надеемся, что наш взаимный интерес друг к другу выльется когда-нибудь в реальный этап. Нам бы этого хотелось.
К нам также обращались международные серии, которые проводятся не под эгидой FIA – например, мы обсуждали проведение Ferrari Challenge с компанией из Маранелло. Им обязательно необходим местный промоутер и организатор, так они привыкли строить свой бизнес. И в это пока упирается возможность проведения у нас на трассе такого фестиваля. Возможно, нам это тоже было бы интересно.
Профессионалы – внутрь, любители – наружу
Что стало по итогам полутора лет работы главной незапланированной сложностью – и как удалось с ней разобраться?
ЕБ: Мы постоянно совершенствуем безопасность трассы. Год от года растёт наше понимание того, какие повороты нужно улучшить с этой точки зрения и как именно это нужно сделать.
И перед прошлым, и перед нынешним сезоном мы добавляли определённые шинные заграждения и металлические гардрейли – то есть делали автодром всё более и более безопасным, исходя из опыта проведения гонок и трек-дней.
В этом году по требованию FIA мы дополнительно оснастили шинными барьерами первый и шестой повороты. Причем если федерации было достаточно поставить их в шестом повороте только внутри, то по собственной инициативе мы разместим шины еще и снаружи.
Они там нужны для компенсации ошибок неопытных гонщиков, которые не умеют правильно проходить пятый поворот. Практика прошлого года показывает, что многие, не справившись с этим на первый взгляд не очень коварным участком, "переруливают" и вылетают во внешнее ограждение, где не хватает шин.
По требованиям FIA для профессиональных пилотов мы поставили барьеры из покрышек в первом и шестом поворотах, а по требованию DTM, чтобы они в этом году могли поехать по основной длинной конфигурации, сделали на 5 метров больше зону вылета в девятом повороте.
Обращаю внимание, что FIA этого не требует. Их устраивала и прежняя конфигурация девятого поворота. А вот представители DTM оказались еще более требовательны во всем: подготовке трассе, спортивной организации и просто организации мероприятия.
В результате переговоров мы достигли компромисса и расширили зону вылета – это довольно много земляных и дорожных работ. Но мы их выполнили. Таким образом, совершенствование мер безопасности – это то, на что мы обращаем большое внимание по итогам каждого года.
Мы поняли, что можем позволить себе увеличить количество VIP-зон. Поэтому в этом году открываем новый объект инфраструктуры, который изменит внешний облик автодрома при подъезде к нему – это центр приёма посетителей: четырёхэтажное здание с прекрасными VIP-зонами на третьем и четвёртом этажах.
Оттуда открывается замечательный вид на последний поворот, и вообще это будет очень комфортное место для VIP-болельщиков. Там же разместятся несколько магазинов и небольшая закусочная. Появление такого объекта на трассе – это нечто новое для нас.
С чем мы еще справились в этом году? Безусловно, в спорте кадры решают всё, как и во многих других областях. Мы вырастили команду профессиональных судей, собственную бригаду, путем образования Клуба судей Moscow Raceway. Продолжаем создавать, выращивать, удерживать преданный и профессиональный костяк – 50-70 человек постоянных членов нашего клуба.
Эти люди регулярно проходят обучение – перед началом сезона и непосредственно перед стартом каждого из мероприятий. Также их проверяют спортивные организаторы каждых наших соревнований.
Именно с этим, что скрывать, были связаны основные опасения со стороны международных серий, когда мы открывали автодром в 2012 году. Потому что гоночная трасса построена европейскими строителями - компанией «Автобан» – по проекту Германа Тильке. Она соответствует всем международным требованиям и омологирована по высшим стандартам FIA.
А вот возможность российских неопытных судей показать высокий уровень профессиональной квалификации, особенно в экстренных ситуациях, вызывала вопросы. Но за два года мы продемонстрировали, что умеем качественно обеспечивать спортивную организацию, будем поддерживать высокий уровень и дальше.
Я считаю, что мы хорошо справляемся с организацией массовых мероприятий, ведь в дни проведения гонки автодром принимает по 40-45 тысяч человек.
Для нас это, конечно, определённое испытание, ведь запарковать всех, не создав пробок, накормить, позволить зрителям им комфортно найти санузлы, сделать понятную навигацию, а также обеспечить интересную внегоночную программу – это большая и сложная задача, которую мы должны решать качественно.
Полагаю, мы успешно справляемся со всем перечисленным – и, безусловно, момент качественной организации считаем одним из ключевых и на этот год, так как ожидаем ещё больше посетителей на второй российский этап DTM и уик-энд Renault, надеемся и на большую посещаемость мирового Туринга.
"Мы сделали всё возможное, чтобы Формула 1 приехала в столичный регион"
Посещала ли автодром комиссия FIA, чтобы присвоить ему новую категорию?
ЕБ: Оказалось, что для принятия решения об омологации гоночного комплекса по самому высокому рангу достаточно представить фотографии двух поворотов: первого и шестого. Заседание было запланировано на 19 мая, снимки мы отправили, все работы сделаны. Теперь надеемся получить полноценную омологацию Ф1.
Промежуточную категория 1T федерация с 1 января 2014 года устранила, что и позволило нам обратиться к ним за повышением в уровне. И я абсолютно убеждена, что мы его получим.
Получив такую категорию, ей всегда хочется воспользоваться…
ЕБ: Мы посетим Формулу 1 в Сочи, посмотрим её как рядовые зрители, порадуемся празднику автоспорта, который состоится там. Россией подписан долгосрочный контракт на проведение гонок Ф1. Мы очень рады – и всегда говорим об этом – уже самому факту, что Формула 1 приедет в нашу страну.
Это дало определённый толчок развитию нашего автоспорта в целом: у нас появились гонщики, участвующие в Формуле 1, да и общий интерес вырос. Нашлись люди, готовые развивать автоспорт – мы делаем это с точки зрения инфраструктуры, но также теперь есть структуры, которые занимаются командами и чемпионатами, что приятно.
Мы безусловно уверены, что Формула 1 на Moscow Raceway придёт, это очень логично. Еще раз повторюсь: в московском регионе автодром международного уровня один. Сочи, безусловно, регион интересный и важный, да и поддерживать олимпийскую инфраструктуру необходимо. Насколько я знаю, общая ёмкость зрительских посадочных мест, которая запланирована в Сочи – 22 тысячи человек. Посмотрим, какое количество посетителей Сочи примет на Формуле 1.
Концентрация населения в московском регионе, я думаю, позволяет нам надеяться на абсолютную перспективность проведения Формулы 1 на Moscow Raceway.
Теперь для всех международных гонок будет использоваться конфигурация трассы, которая оказалась оптимальной по итогам первых полутора лет эксплуатации автодрома?
ЕБ: Изначальная конфигурация, разработанная Германом Тильке для Формулы 1, включала восьмой поворот - "эску" перед девятым. Вариант со спрямлением восьмого поворота первоначально был разработан для мотоциклетных соревнований, из-за чего длина кольца сократилась на 40 метров.
Мы сейчас рассматриваем с нашим ответственным по омологации, руководителем гонок FIA Чарли Уайтингом, возможность присвоения мотоциклетной конфигурации трассы формульной омологации. Он смотрит на этот вопрос очень положительно, и я думаю, что в конце мая нам будет, что вам сказать.
Если вдруг, как пишут некоторые в Европе, в этом году возникнут сложности у организаторов в Сочи – с вашей стороны что-то реально?
ЕБ: Решение это политическое: мы понимаем, что Формулу 1 всегда приглашает государство – или муниципалитет, или федеральные структуры, или структуры субъектов федерации. Редко когда приезд Ф1 оплачивает частная компания.
Мы как коммерческая структура достаточно сделали для того, чтобы Формула 1 приехала в столичный регион – построили автодром и поддерживаем его за собственный счет на очень высоком спортивном и профессиональном уровне. И теперь очень надеемся и рассчитываем на поддержку федеральных властей в том, чтобы они пригласили к нам Формулу 1.
Всё, что могли сделать мы со своей стороны - мы сделали.
Даёшь 50 000 в день и без пробок!
Новое здание гостевого центра будет готово…
ЕБ: …к первому международному мероприятию. Это была задача, и она будет выполнена. Фасад уже готов, мы завершаем внутренние отделочные работы, и я абсолютно убеждена, что к открытию здание будет полностью функционально.
В этом году из глобальных строительных работ больше ничего не ожидается?
ЕБ: Нет, мы выполнили собственный план – он касался повышения безопасности в трёх поворотах, и завершения строительства центра приёма гостей. Из строительных работ это всё, что было запланировано.
Мы большое внимание уделяем наполнению наших локальных мероприятий – и хотим сделать более интересными трек-дни. Сейчас есть понимание, что с точки зрения инфраструктуры мы близки к идеалу.
А каков рекорд дневного посещения за всю историю комплекса?
ЕБ: Мы всё-таки говорим о величине в 45 тысяч: такое количество было зафиксировано в воскресенье рамках уик-энда открытия на Мировой серии Renault, а также на гонке DTM [в 2013 году]. Мы полагаем, что в этом году увидим 50 тысяч - давайте посмотрим.
Конфигурация тоже идеальна – или в среднесрочных планах есть её доработка?
ЕБ: Конечно, есть. Мы понимаем, что дальняя часть трассы несколько медленная из-за особенностей конфигурации. Поэтому уже спланированы мероприятия по созданию спрямления между десятым и 12-м поворотами. Мы создадим еще одну конфигурацию, которая позволит проезжать заднюю часть быстрее, минуя 11-й поворот.
В перспективе мы могли бы и вовсе достроить трассу, но дело в том, что на сегодняшний момент организаторы международных мероприятий нас к этому не стимулируют – более того, они выражают недоумение, зачем делать трассу длиннее четырёх километров. Но как только придёт подобный запрос – мы можем это сделать.
Зрителей будет ждать что-то новое в этом сезоне?
ЕБ: Прежде всего, у уик-эндов DTM и мирового Туринга в этом году невероятно плотное расписание. Для нас, для нашей спортивной организации, которую мы осуществляем своими силами, это будет серьезным испытанием.
Этап WTCC будет включать две гонки национального Туринга и российскую формульную серию – если честно, это очень много, ведь в промежутках предусмотрены еще и заезды гоночного такси. События на трассе начнутся в восемь часов утра и закончатся после шести вечера.
То же самое произойдёт и на DTM – они привезут европейскую Формулу 3, а у нас вновь хочет выступать гонкой поддержки российская формульная серия. Желание приехать к нам высказали организаторы Кубка Volkswagen Scirocco, там сейчас формализуются последние детали. Хочет присоединиться к уик-энду и российский Porsche Club. Я бы не назвала это гоночным чемпионатом, но свои спортивные заезды они хотели бы провести.
Всё это вместе сейчас очень сложно укладывается в расписание, честно вам скажу. Опасно, когда временные промежутки, выделенные под гонки, практически пересекаются. Необходимо иметь какой-то запас между заездами, хотя бы минут 15-20, на какие-либо форс-мажорные ситуации. Когда вы имеете дело с техникой, с авариями – они вполне возможны.
Пожалуй, главный форс-мажор в истории автодрома – это финал квалификации прошлогоднего этапа DTM, когда пришлось отменять четвёртый сегмент из-за закрытия воздушного пространства. Немецкие партнёры поняли эту ситуацию, вошли в положение?
ЕБ: Конечно. Во-первых, квалификация состоялась – а это говорит, что высокие немецкие спортивные власти, невероятно придирчивые, кстати, эту ситуацию принимают. И понимают, что в каждой стране есть свои правила игры, которые нужно соблюдать. DTM ездила в Шанхай, и там, насколько мы знаем, гонка прошла по городу практически без зрителей. Она только транслировалась по ТВ в прямом эфире, а также в интернете.
И это тоже был определенный форс-мажор со стороны властей, который был принят. Ты не можешь считаться международной серией, если не готов считаться с особенностями каждой страны. У нас тоже есть особенности, и, на самом деле, хорошо, что три сегмента квалификации состоялись, и лишь четвертый пришлось отменить.
Новорижское шоссе – ваша главная транспортная артерия – опять стоит в ремонтах…
ЕБ: Вы знаете, сейчас ситуация стала намного лучше. Я езжу по нему регулярно и вижу, что мест ремонта стало гораздо меньше, а сами работы по выходным почти не ведутся. Утром в воскресенье добраться до автодрома совсем просто. Возможно, будут осложнения с выездом, но обычно гонки заканчиваются около пяти часов, а в это время еще вполне свободно можно выбраться.
Очень помогает, что есть дублирующая трасса, Волоколамское шоссе. Кроме того, ремонт всё ближе к завершению, некоторые участки уже готовы и сделаны весьма добротно. Так что уже скоро, со следующего года, Новая Рига станет самой скоростной трассой Подмосковья.
Программа сотрудничества с железнодорожниками в этом году продолжится?
ЕБ: Да – но дело в том, что дополнительные электрички нам дают не бесплатно, их надо оплачивать по коммерческим тарифам РЖД, и мы каждый раз взвешиваем необходимость такого шага. В прошлом году те две электрички, что и так есть в расписании, вполне удовлетворяли потребности зрителей. Нам остается грамотно наладить их доставку от станции Чисмена непосредственно до автодрома.
Мы пытаемся уделять этому большое внимание, брать максимальное количество автобусов-шаттлов: их в выходные и так всегда пять, что более чем достаточно, чтобы никто не стоял и не ждал, приехав по железной дороге.
Посмотрим, как будет в этом году, но на настоящий момент мы считаем, что две утренних электрички – и две вечерних обратно – полностью удовлетворяют наши потребности.
Кроме того, мы планируем запустить дополнительные мини-шаттлы, которые будут курсировать от входа на автодром до входа в паддок. Некоторым гостям бывает сложно преодолеть это расстояние, а мы стараемся отслеживать и удовлетворять все потребности наших посетителей.
Работа руководителя гоночного комплекса - насколько она сложная и насколько интересная? Получается ли справляться с ней? Отличается ли она от привычной и традиционной деятельности менеджера?
ЕБ: Это работа в команде, и мне она очень интересна, потому что я работаю в команде сильных и увлеченных профессионалов и специалистов. Я сама не сидела за рулем гоночной машины, и специфику автоспорта начала изучать только в 2007 году, одновременно с проектированием трассы. И то, что у нас очень грамотный спортивный директор [Михаил Ухов] и его команда – очень помогает.
Также у нас очень хороший операционный директор – Евгения Михайловна Астахова. Её заслуга – как раз тот самый идеальный порядок, который всегда на автодроме, отлаженная работа хозяйственных структур.
Еще у нас прекрасный коммерческий отдел, который оповещает наших корпоративных клиентов и любителей-фанатов о проводимых мероприятиях. Он хорошо работает с нашими партнёрами и спонсорами – у нас, собственно, в календаре практически нет свободных дат.
Есть PR-служба и пресс-служба под руководством Татьяны Махиной. Тот факт, что журналисты всегда знают о нас все последние новости, что у нас есть красивый сайт – это её заслуга.
Безусловно, нельзя не отметить идейного вдохновителя и акционера Moscow Raceway Рустема Терегулова: без его поддержки и решительности в том, чтобы финансировать всё это, проект тоже не смог бы состояться.
Приятно работать с увлечёнными профессиональными людьми, а к моей компетенции больше относится общее руководство и аспекты стратегического развития бизнеса, международные чемпионаты.
Поэтому всё, что я делаю для Moscow Raceway на настоящий момент, для меня очень интересно и увлекательно.
То, что летом нет свободных выходных – не печалит немножко?
ЕБ: Нет, не печалит. Мне нравится проводить выходные на Moscow Raceway.