Почему новый формат DTM – это здорово?
В последнее время организаторы чемпионата DTM постоянно меняли правила игры, но до сих пор это не давало ощутимых результатов в плане создания шоу для болельщиков. Митчелл Адам анализирует очередные нововведения главного немецкого кузовного чемпионата
Когда несколько месяцев назад журналисты AUTOSPORT попытались создать своеобразный рейтинг кузовных серий, чемпионат DTM победил соперников в упорной борьбе. Но победу эту уверенной назвать было нельзя.
Из пяти категорий, по которым проводилась оценка, немецкий Туринг набрал максимум по показателю уровня конкурентоспособности, по характеристикам машин и по престижу, поскольку в серии представлены очень сильные игроки в лице брендов Audi, BMW и Mercedes.
Однако самой низкой оценки (6/10) чемпионат удосужился за “развлекательный” элемент, что, в конечном счёте, и является основным показателем качества гонок.
Конечно, наш вердикт относительно лучшей категории не является первопричиной, по которой мы написали этот материал, хотя многим не нравятся гонки DTM, слишком зависящие от стратегии, с минимальным количеством борьбы на трассе на машинах с одинаковой аэродинамикой.
Да и стратегии в основном состояли из двух вариантов – пилоты либо попросту копировали решение лидера, либо использовали слишком сложную для болельщиков тактику, устраивая своеобразное минисоревнование в гонке, а зрителям оставалось лишь гадать, что из этого выйдет...
Организаторы чемпионата попытались внедрить кое-какие изменения. С 2012 года были запрещены дозаправки, а также появилась возможность использовать более мягкий состав резины (последнюю опцию вновь отменили), окна для проведения пит-стопов менялись бесчисленное количество раз, как и правила балласта. Также недавно в DTM появилась и система DRS.
Идеальная формула так и не была найдена, поэтому интересные гонки в сухую погоду случались крайне редко. Никто в таких условиях не мог бы назвать чемпионат DTM интересным.
Во время зимнего перерыва представители производителей, держателя коммерческих прав компании ITR и местной вещательной телекомпании собрались вместе с целью обсудить варианты, позволяющие улучшить шоу.
Было принято немало решений, и пресс-релизы участвовавших в собрании сторон пестрили убеждениями, что отныне в DTM будет гораздо больше обгонов и борьбы колесо в колесо. Надо сказать, накануне первого уик-энда этого сезона ситуация выглядит действительно довольно оптимистично.
Самым значительным изменением стало возвращение в формат уик-энда впервые с 2002 года субботней гонки. Борьба на дистанции – это основа автоспорта, поэтому добавление ещё одного заезда точно не навредит шоу.
Как не навредит и тот факт, что для определения стартового порядка обеих гонок будут использоваться результаты отдельных квалификаций. Организаторы отказались от формата Формулы 1 с отдельными сегментами – теперь участники чемпионата DTM будут соревноваться за право стартовать первым на протяжении 20-минутной сессии, а значит, терять время будет нельзя. Кроме того, никто больше не будет беспокоиться о финише на восьмой позиции в первой гонке, чтобы стартовать с поула во второй.
Сам формат гонки в DTM сильно отличался от привычных вариантов в Туринге.
Воскресная 75-минутная гонка, во время которой пилоты преодолевали по 200 км, предлагала абсолютно иной уровень борьбы по сравнению с заездами, скажем, в британском Туринге, где по ходу уик-энда проводится три спринтерских 25-минутных заезда.
Этап DTM, скорее, напоминал Гран При. Если пилоты занимали места в пелотоне более или менее в соответствии со своим уровнем, результат заезда посуху легко было предсказать, и у болельщиков не оставалось шанса увидеть потенциально интересную борьбу во второй или третьей гонках.
В этом году всё изменилось: теперь можно получить сразу два куска пирога: в субботу гонка будет длиться 40 минут и один круг, а воскресная - на 20 минут дольше.
Некоторые субботние заезды будут проходить в сумерках: организаторы собираются назначить старт четырёх этапов, находящихся в календаре в середине года, на шесть часов вечера. Так как это будет самый разгар лета, ночных гонок ждать не стоит, но в любом случае трансляции DTM попадут на период спортивного прайм-тайма в Германии.
Примерно в это время суток показывают матчи немецкой Бундеслиги, и решение занять эфир в межсезонье гонками DTM является очень выверенным. В таком случае чемпионат сможет увидеть больше людей, что здорово для производителей, инвестирующих в команды огромные деньги.
Во время субботней гонки пит-стоп будет необязательным, в отличие от воскресных заездов. Учитывая характеристики резины Hankook, остановки в боксах в субботу станут скорее исключением, чем нормой.
Пилоты признают, что заставить резину работать долго будет не так просто, а значит, далеко не последнюю роль будет играть работа с шинами, но об этом позже.
В сезоне-2014 у команд в распоряжении был лишь один более мягкий состав резины, что на бумаге выглядело довольно интересно. Но лишь до тех пор, пока вы не узнаёте, что этот комплект можно использовать не больше, чем на половине дистанции. Каждый хотел бы получить максимальное преимущество, однако правила априори пресекли попытки самых смелых попытаться проехать две трети гонки на мягкой резине.
Каков результат? Все пилоты отправлялись в боксы с разницей в один-два круга примерно посредине дистанции. Лидер, стартовавший на мягком составе, использовал открытое пространство, чтобы создать отрыв, и только лишь Маттиасу Экстрёму дважды удалось победить во второй половине сезона, используя обратную стратегию.
Теперь возможность выбора составов осталась в прошлом. В то время как в воскресной гонке по-прежнему остаётся 20-минутное окно для смены резины, состав Hankook настолько жесткий, что комфортно позволил бы проехать приличную часть дистанции на большинстве автодромов календаря.
Таким образом, гонщики смогут совершить пит-стоп в начале позволенного диапазона, а затем атаковать изо всех сил, а не беречь шины. И если на некоторых этапах такой вариант не сработает из-за высокого уровня износа резины, в конце дистанции болельщики увидят много обгонов в исполнении тех, кто остановился в боксах позже. Получается, что пит-стопы станут играть более важную роль, но всё же не столь значительную, как было бы при отсутствии этого 20-минутного окна.
В любом случае, здорово, что теперь появится разнообразие стратегий - команды получат четыре комплекта резины на две квалификационные сессии и три гоночных отрезка.
Самое большое влияние на ход гонки могут оказать изменения в правилах использования пилотами системы DRS. В прошлом году пилотам было позволено открывать крыло один раз после начала круга в случае, если отставание от впереди идущего соперника составляло меньше двух секунд.
В этом году гонщиков должно разделять не больше секунды, но крыло DRS можно будет открывать трижды по ходу круга. При этом угол атаки увеличен с 16 до 18 градусов, и правила не регламентируют участки, где крыло открывать нельзя, что добавит непредсказуемости.
Зависимая от аэродинамики техника DTM не славится большим количеством обгонов и борьбы колесо в колесо, особенно если разница в скорости между пилотами невелика. При этом машины теряют свою аэродинамическую эффективность в зоне турбулентности, как и формульные шасси, однако гонщики заявляют, что при отставании в одну секунду проблем не возникает, и по-настоящему трудно даются лишь последние несколько десятых секунды.
В прошлом году использование DRS отнюдь не давало гарантии обгона, но теперь шансы преследующего пилота вырастут, поскольку, по заявлению многих гонщиков, троекратное открытие крыла позволит быть на круге на полсекунды быстрее. В таком случае пилоты будут больше атаковать с целью попасть в заветный интервал, а не сидеть позади и не беречь резину. Лидер, как и в Формуле 1, постарается выжимать максимум с самого старта или после рестарта, чтобы оторваться от преследователей на безопасное расстояние.
К тому же, пилотам придётся тщательно продумывать свои обгоны, особенно в конце дистанции. Не до такой степени, конечно, чтобы никто не хотел выходить в лидеры вплоть до последнего круга, как в Формуле Ford или Moto2, но интриги определённо станет больше.
Кроме того, добавление субботней гонки даст пилотам 18 шансов для набора очков, а не десять, как было в прошлом году, так что пилоты будут мотивированы рисковать и бороться.
Похоже, организаторам чемпионата DTM удалось достигнуть необходимого баланса между воплощением действительно стоящих идей и реализацией хитроумных нововведений, а грань эта весьма тонка. Этими словами можно описать любого рода изменения. Немецкий Туринг сказал своё слово, и выиграть должны те, кто следит за этим первенством.
Больше гонок и больше обгонов? Разве не за это любят автоспорт?