Гран При США: любопытная статистика
Себастьян Феттель продолжает наступление: один из самых главных рекордов Формулы 1, установленный Альберо Аскари и продержавшийся шесть десятилетий, рискует быть как минимум повторен. Микеле Мерлино анализирует статистические итоги гонки в Остине
новые рекорды феттеля
• Себастьян Феттель стал первым пилотом в истории чемпионатов Ф1, кому удалось выиграть восемь раз подряд. Однако вскоре после финиша в разговоре с командой немцу напомнили, что «только у Аскари была более длинная серия».
На самом деле, вопрос этот не столь прост, как может показаться. Ситуация в 1952-53 годах чем-то напоминала нынешнюю. Все готовились к скорому вступлению в силу нового регламента, никто толком и не пытался угнаться за Ferrari, у которой была самая лучшая машина. Лидер Скудерии Альберто Аскари действительно выиграл подряд девять Гран При, в которых принимал участие. Серия началась в Бельгии-52, а закончилась там же, в Спа, годом позже.
Но все же, тут есть два подводных камня. Во-первых, свои победы итальянец одерживал на машине Ф2 – именно такую технику на протяжении тех двух сезонов использовали в чемпионате мира. А во-вторых, что более важно, серия Альберто не была неразрывной. Формально он выиграл только семь этапов подряд – затем в календаре значилась гонка «500 миль Индианаполиса».
Понятно, что включали её туда в 50-х чисто формально, американцы проводили свои соревнования по иным правилам и никогда не называли их Гран При. Тем не менее, хардкорные любители статистики традиционно отмечают этот факт, ограничивая достижение Аскари семью победами.
• Остин стал 20-й трассой, где удавалось побеждать Феттелю. Это наивысший показатель из нынешних пилотов – рекордный список Фернандо Алонсо включает 19 трасс. Чтобы нагнать абсолютного лидера Михаэля Шумахера, Себу предстоит выиграть еще в трех новых для него местах
• Феттель стал всего вторым пилотом в истории, кому удалось выиграть 12 раз за сезон. Тот же Шумахер в 2004-м отличился 13 раз - понятно, что это достижение может быть повторено уже в ближайшие выходные
• Себастьян уже в 10-й раз подряд поднялся на подиум. Более того, нынешняя призовая серия стала для него второй - прежде немец уже собрал 11 кубков кряду между Интерлагосом-2010 и Сильверстоуном-2011. У всех остальных пилотов Ф1 есть максимум одна столь продолжительная последовательность. В случае с Михаэлем Шумахером это 19 гонок (США-2001 - Япония-2002), у Фернандо Алонсо - 15 (Турция-2005 - Канада-2006)
• В восьмой раз немецкий гонщик завоевал хет-трик: поул, лучший круг и победу одновременно. Столько же за две сотни Гран При добыл другой четырёхкратный чемпион - Ален Прост. Шумахер впереди и здесь - 22 хет-трика
• Субботний день принёс Феттелю 44-й поул и десятый подряд старт с первого ряда. И вновь он стал первым человеком на земле, для которого это уже вторая "двузначная" серия. Прежде у Себастьяна было 14 Гран При, где он не опускался в квалификации ниже второго места (с Сингапура-2010 до Великобритании-2011). Абсолютным же рекордсменом по этому показателю является Айртон Сенна, который стартовал первым или вторым 24 раза подряд между немецким Гран При 1988 года и австралийским 1989-го.
…и немного обо всех остальных. статистика гонки
• Ромен Грожан повторил лучший результат в карьере, финишировав вторым. Этого же он добился летом в Канаде. Француз впервые в карьере смог заработать очки пять раз подряд
• Все три призера использовали двигатели Renault, такое случилось уже в пятый раз в нынешнем чемпионате. Прежде французскому производителю удавалось покорить не более четырех раз, как в 1996-м
• Для Льюиса Хэмилтона четвертое место стало лучшим результатом почти за три последних месяца. До этого он финишировал третьим в Спа
• Алонсо продлил невеселую статистику в составе Ferrari: уже 13 гонок без побед и пять - без призового шампанского. Никогда после перехода в Скудерию в 2010-м у него не было столь неудачного отрезка. Остин остается для Фернандо единственной трассой, где он выступал, но ни разу не финишировал первым или вторым. В эту статистику, правда, не входит трасса в австрийском Шпильберге, где пилот стартовал всего дважды и оба раза сошел
• Несмотря на все вышесказанное, испанец гарантировал себе звание вице-чемпиона. Не считая четвертого места в 2011-м, Алонсо неизменно заканчивал все сезоны в составе Скудерии вторым. Еще двум пилотам удавалось трижды за карьеру занимать "серебряную" строчку в общем зачете, это Грэм Хилл и Найджел Мэнселл.
Рекордсменами же являются Ален Прост и Стирлинг Мосс, имеющие по четыре вице-чемпионских титула. При этом из всех перечисленных выше гонщиков один только Мосс так и не смог выиграть хоть один чемпионат
• Валттери Боттас, финишировав восьмым, заработал первые в карьере очки. Теперь у финнов вновь остался всего один пилот, кому это не удалось: мастер гонок на выносливость Лео Киннунен, выступая в 1974-м на клиентском шасси Surtees, прошел квалификацию только в Швеции, но ту гонку не закончил. Спустя три года на старт пытался пробиться его земляк Микко Козаровицки, но сделать этого не сумел
• Шарль Пик уже в 38-й гонке кряду не может заработать очки. Французу осталось не так далеко до "рекорда" Хейкки Ковалайнена из 61 Гран При: три финальных в 2009-м и три последующих сезона. К слову, гонщик вернулся в Ф1, но вновь не смог финишировать в десятке.
статистика квалификации
• Марк Уэббер в 37-й раз пробился на первый стартовый ряд. Это позволило пилоту подняться на 15-ю строчку исторической летописи, где его уже ждали Алонсо, Мосс и Дэвид Култард. Самого Алонсо на первой линии решетки в последний раз видели на немецком этапе год назад
• Грожан в четвертый раз в нынешнем сезоне стартовал с третьей позиции. Выше ему еще не доводилось подниматься ни разу в жизни
• Двигатели Renault впервые с Гран При Японии 2010 года стояли на всех машинах первой стартовой тройки. Тогда на сузуке компанию Феттелю и Уэбберу составил Роберт Кубица. Весной в Малайзии первая стартовая тройка была у моторов Mercedes
• Второй раз подряд Нико Хюлькенберг опережает в субботу обоих гонщиков Ferrari и уже четвертый раз оказывается быстрее Алонсо. Немцу впервые в карьере удалось пять раз подряд стартовать из первой десятки
• Впервые с Монцы в квартет сильнейших по итогам квалификации не удалось пробиться никому из пилотов Mercedes
• Вернувшись в Ф1, Ковалайнен добрался до финала квалификации – в последний раз финн был там на Гран При Сингапура в 2009-м (на фото внизу), и тогда тоже показал восьмой результат
• Боттас во второй раз в дебютном сезоне дошел до финала квалификации. В Канаде он изумил всех третьим временем, но тогда трасса была сырой
• 12-е место на решетке стало худшим в сезоне для Нико Росберга, до того он был 11-м в Германии. Это же касается и Дженсона Баттона, чей 15-й результат даже ниже, чем 14-й в Канаде и Испании
• Фелипе Масса показал в субботу только 13-ю скорость, а значит, впервые с Сильверстоуна (10 гонок назад) оказался за чертой первой десятки.