Не вините Феттеля в падении интереса к Ф1
Себастьян Феттель оказался в центре внимания, когда стало известно о падении телеаудитории Ф1, но Дитер Ренкен утверждает, что коммерческие, политические и спортивные решения сыграли здесь куда большую роль
Численность телеаудитории определяет стоимость Формулы 1. Когда рейтинги высоки, боссы Больших Призов могут вести переговоры о контрактах на большие суммы – а это напрямую сказывается и на командах, хотя им приходится довольствоваться лишь малой частью общей прибыли. Если показатели зрительского интереса на пиковой отметке, это положительно сказывается на любых спонсорских и партнерских сделках, идёт ли речь о небольшой наклейке на машину или контактах Formula One Group.
Боссы автодромов также выигрывают от повышенного внимания, и мало кто сомневается в том, что сегодняшние новые зрители Ф1 – это потенциальные будущие пилоты, инженеры, представители прессы и телевидения, и уж точно люди, уже сейчас покупающие билеты, атрибутику и видеоигры.
Когда-то Формула 1 была очень закрытым спортом, за которым по-настоящему внимательно наблюдали в основном "повёрнутые" на гонках. Сегодня же это популярное спортивное событие, за которым следят пусть и не миллиарды, о которых мы частенько слышим, но уж точно сотни миллионов людей во всем мире.
Таким образом, для Ф1 прозвенел тревожный звоночек, когда были обнародованы рейтинги чемпионата-2013: число зрителей, которые по ходу сезона хотя бы раз смотрели трансляцию в течение 15 минут подряд, снизилось на рекордные 10% (в 2012-м их число составило 500 миллионов человек, в 2013-м – 450). В падении интереса многие винят "эффект Себастьяна Феттеля": немец и его команда Red Bull Racing не знали поражений в девяти последних гонках сезона, став триумфаторами чемпионата в четвертый раз подряд.
«Исключительная низкая конкуренция в нескольких финальных Гран При, а также тот факт, что имя чемпиона стало известно еще до старта гонок в США и Бразилии, к которым традиционно проявляется повышенное внимание со стороны зрителей, дало предсказуемый эффект, - объяснил данные отчета глава менеджмента Ф1 Берни Экклстоун в интервью Broadcasting Report. - На общие результаты также повлиял тот факт, что календарь сезона-2013 включал на один Гран При меньше, чем годом ранее».
Без сомнений, все эти факторы сыграли свою роль, но далеко не решающую: на самом деле, потерю 50-миллионной телеаудитории можно практически полностью объяснить снижением числа зрителей всего в двух странах – Франции и Китае. В первой дефицит в 17 миллионов (или 63% от прошлогоднего количества) вызван "переездом" Ф1 с бесплатного канала TF1 на платный Canal+, тогда как в последней недостаток в 30 миллионов (62%) объясняется отказом от вещания Больших Призов каналом CCTV – сейчас гонки Гран При показывает ряд региональных вещателей. Причина такого развития событий - провал переговоров о коммерческих условиях трансляций.
Конечно, боссы Ф1 могут привести в пример 18-процентный рост интереса в США, так как вместо канала Speed чемпионат теперь показывает NBC/NBC Sports. В менеджменте Больших Призов не скрывали стремления прежде всего повысить телеаудиторию на рынках тех стран, где этапы Формулы 1 появились лишь в последнее время - как, например, гонка в Остине. Несмотря на то, что сама по себе цифра смотрится внушительно, прирост в болельщиков из США составил всего два миллиона в год - и это в стране с населением более 320 миллионов!
На самом деле, выпадение из календаря одной гонки, быть может, и произвело какой-то эффект, но несложные математические вычисления дают снижение телеаудитории всего в 5%. Более того, когда Ф1 в 2012-м перешла от 19 этапов за сезон к 20-ти, число зрителей, рассчитанное по той же методике, практически не изменилось. В действительности, оно даже слегка снизилось: с 515 миллионов (2011) до 500 (2012). Здесь можно, скорее, говорить о влиянии летней Олимпиады в Лондоне - но ведь в 2013-м никаких столь крупных спортивных событий в мире не было!
И это не первый случай падения интереса: в 2008-м за 18-ю Гран При наблюдали 600 миллионов человек. Так что можно говорить о постоянном спаде, в особенности если сравнивать среднее количество зрителей, наблюдающих за каждой отдельной гонкой.
Если обратиться к цифрам, в 2008-м этот показатель составил 33,3 миллиона человек, в 2011-м снизился до 27,1, в 2012-м – до 25, а в прошлом сезоне – и вовсе до 23,6. И хотя такой грубый усреднённый подсчет в сравнении с рейтингами каждого этапа по определению является не самым научным приёмом, он свидетельствует о тревожной тенденции.
Еще одно соображение из этой же области: когда Михаэль Шумахер достиг самого пика карьеры, рейтинги Ф1 в Германии резко возросли. Нет сомнений, что сейчас столь же (если не более) одаренный Феттель является у себя на родине не менее популярным персонажем, чем в свое время самый титулованный гонщик всех времен. Так что в объяснении Берни мы вновь сталкиваемся с нестыковками.
В любом случае, если превосходство Феттеля и впрямь негативно отразилось на рейтингах, боссы Ф1 должны винить в этом только себя. А чего еще может ждать владелец коммерческих прав от команды, в составе которой собрана сильнейшая, пожалуй, комбинация пилота и конструктора, да еще и обладающей наибольшим бюджетом и (несправедливо) самыми серьезными ежегодными отчислениями со стороны FOM среди всех "частников"? Только тотального превосходства.
Конечно, в менеджменте не сомневались: этот целеустремлённый гонщик не станет вежливо расшаркиваться, пропуская вперед Фернандо (или Марка, или Льюиса) в девяти гонках подряд. Вместо того, чтобы во всем обвинять "эффект Феттеля", Ф1 следует обратить свой взор на несправедливое распределение ежегодных отчислений…
Я имею в виду условия сепаратного соглашения с Red Bull Racing (и в меньшей степени с Ferrari, McLaren, Mercedes и Williams). Баснословный до неэтичности фаворитизм в пользу чемпионов мира обеспечил им существенные льготы – которые сохранятся до конца 2020 года, - потому в реальности боссам Ф1 надо винить исключительно самих себя.
Печально, но остальные команды, которым предложили далеко не столь выгодные условия сделки, пострадают вдвойне – их проблемы связаны не только с постоянным сокращением доли в ежегодных выплатах: вдобавок, величина того бюджета, от которого они получают свой малый процент, тоже сокращается (как и интерес потенциальных спонсоров) из-за падения рейтингов.
Хорошим примером тут может служить схема распределения отчислений в английской футбольной Премьер-лиге, где ежегодно делят 1,6 миллиарда фунтов стерлингов между 20 командами. Клуб, занявший последнее место, получает 60% суммы, причитающейся чемпиону. Применительно к Ф1 это значило бы, что Caterham досталось бы 36 миллионов (RBR получает примерно 60), тогда как в реальности лифилдцам отдают только 8 миллионов.
Общие доходы двух спортивных чемпионатов сопоставимы, но в Ф1 сумма, которую распределяют между командами, втрое меньше (считая доли от взносов организаторов Гран При и продажи атрибутики). Это наглядно иллюстрирует финансовые аппетиты FOM и фонда CVC.
Еще один пример: распределение отчислений в турецкой футбольной суперлиге. В 2013-м боссы первенства разделили между клубами все 300 миллионов фунтов стерлингов, полученных от продажи прав на телетрансляции. А Ф1 команды получили из общего количества телевизионных денег только 250 миллионов фунтов.
Именно поэтому вместо того, чтобы заострять внимание на отдельных индивидуальностях и объявлять их главным фактором снижения рейтингов, скрывая очевидные проблемы, владельцу коммерческих прав следует внимательнее вглядеться в суть дела и задаваться вопросом, помогает ли нынешняя финансовая схема развивать лучшие качества Ф1.
В конце 2012-го истек прежний Договор Согласия – и ожидалось, что перед подписанием нового соглашения команды будут давить на Берни именно в вопросе повышения рейтинга Больших Призов, а не требовать увеличения отчислений от сумм, которые выплачивают организаторы за проведение Гран При. В итоге же те, кто не вошел в список "избранных", вообще ничего не получили…
Несомненно, в этом вопросе можно сделать большой шаг вперед, ведь не может быть простым совпадением потеря 16% зрителей после того, как в Ф1 появились передние крылья с изменяемым углом атаки, системы KERS и DRS, шины с искусственно созданными низким ресурсом и прочие уловки, как, например, правило старта пилотов первой десятки на той резине, которую они использовали в квалификации – в то время как остальным представлена свобода выбора.
В 2014-м двойные очки и очередные изменения характеристик шин, скорее всего, еще сильнее усугубят ситуацию.
Также не исключено дальнейшее снижение интереса к Ф1: его причиной станут слишком сложные для понимания гонки – после введения нового технического регламента, двойной системы ERS и суровых ограничений к количеству используемого топлива болельщики, вероятно, к концу двухчасовой гонки будут пребывать в недоумении.
Кто в наше время готов тратить драгоценное время в выходные на просмотр сложных в понимании соревнований, где позиции на трассе не отражают истинной скорости? Некоторые называют подобное непредсказуемостью, но в былое время непредсказуемость была следствием нестандартных ходов, а не севшей батареи или подошедшего к концу бензина.
Соглашусь, переход на новый формат давно назрел, но с ним должна прийти некая формы обучающей программы – многие с большим интересом ждут возможности следить за всем многообразием данных благодаря специальной информативной графике. Что-то подобное наверняка найдётся в магазине владельца коммерческих прав, не так ли?
Болельщики (да и комментаторы) пребывают в известном смятении от постоянно меняющихся дизайнов шлемов, к которым в этот раз добавились еще и "пожизненные" номера пилотов: добившийся в Ferrari больших успехов [если не считать числа титулов] Фернандо Алонсо будет выступать по №14, тогда как его товарищ Кими Райкконен получил "семерку".
Один из самых самобытных персонажей в паддоке Ф1, Жак Вильнёв, на этой неделе выразил беспокойство "искусственным" направлением, в котором развиваются гонки Гран При.
«Они [боссы чемпионата] хотят угодить молодым болельщикам, которые не следят внимательно за событиями первенства, - рассказал канадец в интервью AUTOSPORT. - Им просто хочется видеть обгоны каждую секунду, даже если на самом деле они совершенно ужасные. Просто молодежь многого не понимает.
Я – идеалист, и люблю этот спорт. Мне приятно думать о 60-х и 70-х годах, когда болельщикам нравились даже те гонки, где до финиша добирались всего четыре машины, при этом отставая одна от другой на пару кругов.
Что нужно Ф1 в этом смелом будущем – так это коренные изменения и новые средства их достижения, а не такие уловки, как система DRS и двойные очки.
Принимая во внимание, что телевизионные рейтинги и новые способы популяризации спорта являются скорее коммерческими, нежели спортивными или техническими вопросами (хотя любые изменения сказываются на всех трех аспектах), это в большей степени сфера ответственности владельца коммерческих прав.
Таким образом, приходится констатировать: группа компаний CVC Capital Partners, приобретя права на Ф1, на сегодняшний день продолжает относиться к гонкам Гран При исключительно как к источнику прибыли, не желая тратить силы на его развитие и совершенствование, столь необходимое в нынешнем конкурентном мире.
В этом и заключаются главные причины последовательного падения рейтингов. Дело вовсе не в превосходстве одного из пилотов на трассах Ф1.