Гран При Австралии: обзор гонки от Эда Стро
Всю зиму в Mercedes пытались отрицать, что команда подошла к началу сезона в статусе фаворита – но в Мельбурне Нико Росберг наглядно продемонстрировал, на что способна новая W05. Однако, анализируя ход событий на Гран При Австралии, Эд Стро заключил, что превосходство штутгартцев может быстро сойти на нет
Преимущество Нико Росберга на финише над ближайшим соперником было в каком-то смысле иллюзорным. Да, он увидел клетчатый флаг на 24,525 секунды раньше, чем Даниэль Риккардо (чье второе место, как позже оказалось, тоже было иллюзией), но на самом деле по чистой скорости пилот Mercedes мог выиграть у конкурентов гораздо больше.
С того самого момента, когда обнаружилась серьезная и неустранимая неисправность двигателя на такой же машине стартовавшего с поула Льюиса Хэмилтона, в этой гонке Mercedes и Росберг боролись, по сути только сами с собой. Не было даже малейшего намека, что хоть кто-то сможет хотя бы держаться поблизости от лидера.
Нужно признать, что другие команды еще до гонки с нотками оправдания в голосе утверждали, что представители "Трёхлучевой звезды" превосходят их как минимум на секунду с круга. В Mercedes прилагали немалые усилия, чтобы откреститься от подобных авансов, однако в Мельбурне стало очевидно: соперники были не так уж и не правы в своих предположениях.
Риккардо, каждый шаг которого сопровождался неизменными возгласами поддержки соотечественников, финишировал вторым, но позже был дисквалифицирован из-за превышения максимального мгновенного расхода топлива в 100 кг/ч. Однако, необходимо признать, что в гонке австралиец и не пытался претендовать на лидерство. Временами, уже после того, как на трассе побывала машина безопасности, Росберг проходил круги на секунду с лишним быстрее Даниэля.
Новый революционный регламент Формулы 1 и раньше казался словно написанным по заказу Mercedes, да и в прошлом сезоне прогресс команды был очевиден. К чести ребят из Брэкли и мотористов Mercedes-Benz, чья база в Бриксуорте расположена в 30 милях по соседству, нужно сказать, что на первом Гран При серебристые W05 были быстрейшими машинами на трассе.
С самого старта тестов было заметно, что новый двигатель удался Mercedes лучше, чем остальным производителям. И даже случившаяся в Хересе в первый же день авария Хэмилтона, связанная с неисправностью переднего крыла, не лишила его команду уверенности в том, что первая гонка сезона будет за ними.
После квалификации вопрос состоял лишь в том, кто из пилотов Mercedes окажется сильнее – Росберг или Хэмилтон? Ожидающей баталии публике было на тот момент неизвестно, что ответ на него стал известен задолго до того, как со второй попытки гонка все-таки началась – первый старт был отменен из-за заглохшей на решетке Marussia Макса Чилтона.
Один из цилиндров 1,6-литрового турбированного двигателя V6 на машине Хэмилтона утратил работоспособность. Вопреки здравому смыслу, в Mercedes надеялись, что проблему удастся решить при помощи электроники, но нехватка мощности проявилась тут же, как только британец сорвался с места по сигналу светофора.
Команда попросила гонщика возвращаться в боксы, потом отменила приказ и оставила Льюиса на трассе еще на круг, когда неисправный цилиндр вдруг показал некие признаки жизни – но бой был неравным. Единственный пилот, который потенциально мог навязать борьбу Росбергу, сошел с дистанции.
Тем временем сам Нико очень быстро создал комфортный пятисекундный отрыв от Red Bull Риккардо. После того, как на трассе побывал автомобиль безопасности, немец без особых проблем смог вновь уехать от преследователей и даже увеличил преимущество над ними. Со стороны казалось, что Росбергу все это даётся легко и непринужденно – на самом же деле ему постоянно приходилось балансировать на тонкой грани.
Регламент 2014 года вынуждает пилотов постоянно искать компромисс, пытаясь, с одной стороны, поддерживать температуру шин в рабочем диапазоне, а с другой – экономить топливо. Если сбавить темп, резина тотчас остывает, что влечет за собой целый ворох других проблем. Стоит поехать быстрее – и появляется риск вовсе не добраться до финиша. Однако у Росберга было в распоряжении всё необходимое, чтобы наилучшим образом разобраться с этим непростым вопросом.
«Проблема состояла в том, что мне приходилось поддерживать высокий темп, потому что шины постоянно были на грани рабочего диапазона температур, - пояснял пилот, - каждый раз, как я решал немного сбавить скорость, резина переставала работать, и мне вновь приходилось прибавлять.
Этим и объясняется некоторая нестабильность моего времени на круге, я просто не мог позволить себе проиграть. Так что это была не самая простая для меня гонка. Было вовсе не просто».
Росберг явно наслаждался тем, что на данный момент в его распоряжении лучшая машина в пелотоне – будь ему воля, Нико прямо после финиша улетел бы в Куала-Лумпур, чтобы сразу, без промедления, приступить к тренировкам Гран При Малайзии.
Именно подход пилота к гонке и стал главным залогом столь уверенного выступления. Из переговоров с командой по радио было ясно, что на самом деле не все так гладко – началось гранулирование левой передней шины. В тренировках такой проблемы не было, но внутренне к ней все были готовы.
«Мы ожидали, что возможны сложности из-за температуры шин, - прокомментировал сам Росберг, - Когда спереди началось гранулирование, пришлось сбавить темп, из-за этого задняя резина также начала остывать, так что проблемы нарастали как снежный ком. Мне не было в точности известно, что происходит у других, но команда сообщила, что соперники тоже столкнулись с такой ситуацией».
Но гранулирование наблюдалось только на первых трех-четырех кругах каждого из отрезков, так что для Росберга это стало лишь временной сложностью. После того, как машина безопасности, выезжавшая на трассу, чтобы дать возможность маршалам убрать с трассы остатки задней правой шины и колесного диска Williams Валттери Боттаса, вернулась в боксы, Росберг прекрасно провел рестарт, и на какое-то время разрыв между ним и Риккардо стабилизировался.
Но вскоре пилот Red Bull начал терять темп, тогда как лидер продолжал штамповать круги, так что отрыв, составлявший на 19-м круге 4,5 секунды, к 25-му вырос в два с лишним раза.
Решительно, осложнить жизнь Росбергу в этой гонке мог бы только напарник. Cмог бы Нико переиграть у Хэмилтона, останься тот в гонке? Сложно сказать. В предыдущие пару дней они шли ноздря в ноздрю. Один по обыкновению выглядел фаворитом в споре поул, а другой лучше показал себя во время пятничной имитации гонки.
Безусловно, у британца было преимущество более выгодной позиции на стартовой решетке, дай двигатель возможность нормально стартовать.
В прошлом году в Малайзии у Mercedes уже был эпизод серьезного внутрикомандного противостояния, когда умно всё рассчитавшему Росбергу на последних кругах приказали оставаться за Хэмилтоном, сбавившим темп из-за перерасхода топлива в погоне за соперниками из Red Bull Racing в начальной фазе гонки.
Теперь, когда стало ясно, что эта пара пилотов будет бороться за титул в этом сезоне, рано или поздно наступит момент, когда мы увидим дуэль в битве за первое место между Нико и Льюисом. И будет очень важно, каким образом команда сможет справиться с этой ситуацией.
Сейчас Mercedes как никогда важно выигрывать, выигрывать и выигрывать. С момента окончания тестов в Red Bull Racing сделали огромный шаг вперед в доработке машины. Нехватку скорости на прямых, возникшую по вине моторов Renault, можно с лихвой компенсировать аэродинамической эффективностью шасси, в чем конструкторы из Милтон-Кинса большие мастера
Так что пока их машина быстрее, представители Mercedes просто не могут позволить себе терять очки из-за внутрикомандных разборок. Нет сомнений, что Red Bull Racing быстро начнет наступать соперникам на пятки, так что у штутгартцев нет времени наслаждаться самолюбованием.
Только пропустившие часть дней Lotus и Marussia преодолели во время тестов меньшую дистанцию, чем действующие чемпионы, столкнувшаяся с функциональными проблемами и с перегревом, из-за чего их машина порой даже не могла выехать из боксов.
Перед началом гоночного уик-энда симпатии были на стороне Риккардо (на его стороне они остались и по его окончании). Новичку RBR предоставлялся уникальный шанс проявить себя, но при этом он не располагал самой быстрой и надежной машиной. Тем не менее, австралийцу удалось доказать, что его не зря взяли на замену Марку Уэбберу: в квалификации Даниэль показал прекрасный круг на промежуточных шинах в сложных погодных условиях.
Он стартовал со второй позиции и сохранил ее до финиша. На подиуме пилот тут же продемонстрировал свою знаменитую широкую улыбку и признал, что результат превзошел все его самые смелые ожидания.
«Мы ни разу не преодолели дистанцию гонки до сегодняшнего дня, – сказал он, – и потому совершенно не были уверены в том, что сможем доехать до финиша, не говоря уже о позиции на подиуме. Очевидно, что у нас до сих пор нет скорости Mercedes, но сегодняшний результат нас вполне устраивает и даёт возможность прогрессировать дальше».
Но в какой-то момент у Mercedes был соперник и посерьезнее Red Bull Racing. Стоит посмотреть на то, как вел гонку Риккардо. Он и не помышлял догонять Росберга, сосредоточив все внимание на тех, кто позади.
А вот один из преследователей, Валттери Боттас, наглядно продемонстрировал, насколько быстрой может быть машина Williams. Он дважды прорвался из середины второй десятки в лидирующую шестерку. И вполне мог бы финишировать вторым, если бы не контакт со стеной на выходе из 10-го поворота.
Не стоит забывать, что это случилось на десятом круге, а стартовал финн пятнадцатым после квалификации на мокром асфальте и штрафа в пять позиций за замену коробки передач. Небольшая ошибка могла бы полностью испортить Боттасу гонку, но выехавший на трассу из-за его же оплошности автомобиль безопасности подарил Валттери еще один шанс и помог ему финишировать пятым.
Он прекрасно пилотировал и провел множество обгонов, последним ближе к финишу оставив позади Нико Хюлькенберга. Вот только штука в том, что машина вполне позволяла финишировать в тот день вторым. Такую возможность Боттас упустил из-за допущенной ошибки – которую, впрочем, признал первым и очень корил себя за нее.
На тот момент он на пять секунд отставал от Магнуссена и на десять – от Риккардо, Более мощный мотор Mercedes давал Валттери реальный шанс опередить Алонсо, и именно он мог бы стать самым опасным соперником для Росберга. Быстрейший круг финна оказался всего на девять сотых медленнее, чем у победителя гонки – хотя весьма вероятно, что при необходимости, Нико мог и серьезно прибавить. Свой лучший круг он показал задолго до середины дистанции.
Поскольку партнёр Боттаса по команде Фелипе Масса закончил гонку в первом повороте – после того как в него на полном ходу влетел Камуи Кобаяши, на Caterham которого отказали тормоза, – только Валттери смог продемонстрировать, что Williams по силам если не тягаться в скорости с недосягаемым Mercedes, то хотя бы уступать им, в отличии от всех остальных, не секунду, а всего около семидесяти пяти сотых.
Ну а после того, как блеснувшего Риккардо за пять минут до полуночи все же исключили из итогового протокола гонки, по факту оказалось, что лучшими за спиной Mercedes стали пилоты McLaren. Кевин Магнуссен в своей дебютной гонке показал очень уверенный пилотаж. Он занял четвертое место в дождевой квалификации, и хотя на старте слишком агрессивно газовал, из-за чего машину повело влево – датчанин справился с ситуацией и в целом провел гонку так, как будто это его не первый, а где-то 150-й Гран При.
Даже в самой команде некоторые считали, что неопытность Кевина даст о себе знать, и он будет терять позиции – но ничего подобного не произошло, и дебют чемпиона Мировой серии Renault вышел просто превосходным.
После финиша Магнуссена замучили сравнением с Льюисом Хэмилтоном, который в дебютной в Формуле 1 гонке за McLaren также стартовал четвертым и финишировал третьим. Потому, когда после дисквалификации Риккардо Кевин оказался вторым, а не третьим, и сходство с британцем исчезло, он испытал заметное облегчение.
В McLaren даже позволили Магнуссену на несколько кругов полностью задействовать систему рекуперации ERS, и тот смог подобраться к идущему впереди Даниэлю на дистанцию, необходимую для задействования подвижного заднего крыла – но до полноценной атаки дело так и не дошло, а потому решено было вернуться к более консервативным настройкам двигателя.
Как позже выяснилось, это не спасло пилота Red Bull Racing, чья судьба уже была предрешена, но тем не менее Кевину можно записать в актив как минимум попытку догнать соперника на трассе.
Его напарник Дженсон Баттон уверенно финишировал четвертым, чему немало способствовала отличная тактика McLaren, а позже трёхкратный победитель Гран При Австралии по решению судей переместился на итоговую третью позицию.
И хотя пока можно спорить о том, кто бы при иных раскладах мог финишировать на позициях, которые достались McLaren, бесспорным является факт, что на данный момент лучшими являются машины Mercedes.
«Это отнюдь не была легкая для нас гонка, – заявил глава Mercedes Motorsport Тото Вольф после финиша. - Да, мы располагаем небольшим запасом прочности, но наше преимущество не так уж и велико».
Можно сказать, что в Брэкли очень взвешенно оценивают свои перспективы. И хотя на данной момент нет никаких гарантий, что Mercedes удастся сохранить свое преимущество – и соперники скорее всего буду стремительно сокращать отрыв, – все же на данный момент команда занимает позицию, на которой не была с момента славных дней Хуана-Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса в 1955 году.
Тогда маститый Фанхио был лидером команды, а молодой Мосс выступал в роли его оруженосца. Посмотрим, каким окажется расклад в этот раз…