Мистер DTM: большое интервью с Берндом Шнайдером

12 мая 2014 в 10:25

Знаменитый немецкий гонщик Бернд Шнайдер поделился своими воспоминаниями о выступлениях в DTM и Формуле 1, рассказал о ближайших планах и высказал мнение о Виталии Петрове

Бернд Шнайдер вошел в историю как самый успешный на настоящий момент гонщик DTM. На его счету все основные рекорды немецкой "кузовной" серии: по числу титулов (их у немца пять), количеству выигранных гонок (43) и завоёванных поул-позиций (25).

Можно сказать, что судьба Шнайдера была определена сразу после рождения – родители дали своему сыну имя в честь легендарного немецкого спортсмена, чемпиона Европы в гонках Гран При 1936 года Бернда Роземайера. Добившись успехов в картинге, Шнайдер продолжил карьеру в молодежных сериях, выиграв в 1987-м немецкий чемпионат Формулы 3. Это открыло для молодого немца двери в Ф1 – однако, увы, в составе маленькой команды Zakspeed у Бернда не было шансов реализовать свой талант.

Бесславно покинув Большие Призы, Шнайдер полностью раскрылся в "кузовных" гонках и соревнованиях спортпрототипов - в составе Mercedes он пять раз (в 1995, 2000, 2001, 2003 и 2006-м) становился чемпионом DTM и выиграл в 1997-м титул в FIA GT. Этим летом "Мистеру DTM", как окрестили Бернда журналисты, исполнится 50 лет – но он и не думает завершать гоночную карьеру, успешно выступая в марафонских гонках.

Бернд Шнайдер - самый успешный гонщик DTM © С.Беднарук
Бернд Шнайдер - самый успешный гонщик DTMФото: С.Беднарук

В этом году юбилеи и у вас, и у DTM [30 лет]. Что эта серия значит для человека, известного как "Мистер DTM"?
БШ:
Моя карьера и жизнь неразрывно связаны с ней. Мне посчастливилось выиграть пять титулов и 43 гонки – это было отличное время. И здорово видеть, что DTM продолжает развиваться, серия становится все лучше и профессиональнее.

Уровень конкуренции сейчас здесь просто невероятный – уже стало нормой, когда весь пелотон умещается в одну секунду на круге. Команды и гонщики выступают под огромным прессингом, соревнования проходят в жесткой и плотной борьбе. Даже пальцев обеих рук не хватит, чтобы пересчитать претендентов на титул. Именно это хотят видеть болельщики. И я счастлив, что по-прежнему являюсь желанным гостем в паддоке DTM.

Можете выделить самые приятные воспоминания о ваших выступлениях в DTM?
БШ:
В моей карьере было много особенных эпизодов. Мне навсегда запомнится первый титул в 1995-м, потому что предыдущий сезон был очень сложным из-за многочисленных технических проблем. Также особенным стал 2000-й, когда я снова стал чемпионом в первый год после возрождения серии. Затем мне удалось выиграть два титула подряд, чего еще не было в истории. И мое последнее чемпионство в 2006-м тоже вызывает приятные воспоминания.

А если говорить о самых нестандартных ситуациях?
БШ:
Таковых тоже была масса. Мне вспоминается гонка в бразильском Сан-Паулу в 1996-м – я тогда сражался за титул с Мануэлем Ройтером. Перед гонкой начался дождь, и перед нами встала дилемма: какую резину ставить. Тогда у нас был большой выбор типов: слики, нарезные слики, "промежуточные" и дождевые. Ройтер из-за проблем с мотором стартовал с пит-лейна, поэтому я получил большое преимущество, но мы до последнего не могли определиться с выбором резины.

Механики постоянно меняли колеса и в итоге, когда стартовал прогревочный круг, я понял, что не зню, на какой резине еду! Оказалось – на сликах. Дождь тем временем усиливался – мы не угадали с выбором. В итоге я финишировал пятым позади стартовавшего из боксов Ройтера – и проиграл ему борьбу за титул.

Последняя победа Шнайдера в DTM - под дождем на Нюрбургринге в 2008
Последняя победа Шнайдера в DTM - под дождем на Нюрбургринге в 2008

Свою последнюю победу на Нюрбургринге в 2008-м вы одержали в очень схожих условиях…
БШ:
Да - и, пожалуй, именно её могу назвать лучшей в своей карьере. Перед стартом начался дождь, и в Audi решили переобуть свои машины в шины для мокрого асфальта. Я тоже стал склоняться к этому варианту, но мой гоночный инженер настоял: оставляем слики! Помню я подумал: "О, нет – опять та же история!"

Но когда начался прогревочный круг, дождь утих. День был теплый, так что асфальт стал стремительно подсыхать. На прогревочном круге стартовавшие впереди пилоты Audi ехали очень медленно, надеясь, что вновь польёт – это был самый медленный круг в моей жизни. Но их надеждам не суждено было сбыться – пришлось возвращаться в боксы за сликами.

Но борьба вовсе не была закончена. Очень тяжело пришлось на последних кругах, когда дождь пошел снова. Я остался на сликах, а мой партнер Пол ди Реста за несколько кругов до финиша решил сменить их на дождевую резину, что позволяло ему стремительно приближаться. Я понимал, что даже малейшая ошибка лишит меня победы, но в итоге он не успел меня догнать – так я одержал свою последнюю победу в DTM.

Вы стали самым успешным гонщиком в истории DTM, но в Формуле 1 в составе команды-аутсайдера у вас не было возможности реализовать свой талант. Не жалеете?
БШ:
Нет, сожалений нет. Я все равно считаю большим достижением выступления в трех сезонах Формулы 1. Конечно, после побед и титула в немецкой Ф3 я ждал большего. И никогда не забуду дебютный этап в Ф1 в Рио-де-Жанейро, где в квалификации оказался последним – это был настоящий шок, потому что прежде я никогда в жизни не был самым медленным.

Тогда мне окончательно стало понятно, что для успеха в Ф1 недостаточно просто таланта – а я оказался не в то время и не в той команде. Zakspeed не располагала достаточными ресурсами, но главная проблема была в слабом двигателе Yamaha.

Бернд Шнайдер за рулем Zakspeed на Гран При Монако-89
Бернд Шнайдер за рулем Zakspeed на Гран При Монако-89

Но все сложилось так, как сложилось. Я был очень разочарован в конце 1989 года, когда Zakspeed ушла из Формулы 1, и я остался без места в Больших Призах. Пожалуй, это был самый трудный период в моей жизни. Но я всегда старался не сожалеть о прошедшем, а смотреть вперед – вскоре у меня появилось предложение от Porsche выступить в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а также выпал шанс заменить Алекса Каффи в Footwork – однако без тестов было невозможно добиться максимума.

Зато в 1991-м Mercedes пригласил меня в DTM на замену перешедшему в Ф1 Михаэлю Шумахеру. И после трех этапов Норберт Хауг незамедлительно подписал со мной контракт. Кстати, мало кто знает, но в том году я мог оказаться в Jordan вместо Шумахера – команда была заинтересована в немецком гонщике и мне поступило предложение еще в начале сезона, но условия меня не устроили: Эдди Джордану, как водится, требовался спонсорский бюджет, а по этой части я никогда не был силён. Если бы у меня тогда нашлись деньги – вся будущая история автоспорта могла сложиться иначе.

Но еще раз повторю: у меня нет никаких сожалений. Я горжусь, что выступал в Формуле, 1 и мне льстит, что я вошел в историю как "Мистер DTM" или даже "Шумахер DTM".

Прошло уже семь лет, как вы завершили выступления в DTM – но успешно продолжаете участвовать в гонках GT. Прошлый сезон получился для вас поистине триумфальным, не так ли?
БШ:
2013-й стал особенным годом. Выиграть три суточных марафона, две 12-часовые гонки и 1000-километровые соревнования – это потрясающее достижение, в которое я до сих пор не могу до конца поверить. В таких гонках, как "24 часа Нюрбургринга" и "24 часа Спа" всегда очень высокая конкуренция, и победить там непросто. Это был очень успешный год, который навсегда останется в моей памяти.

Бернд Шнайдер - "Мистер DTM"
Бернд Шнайдер - "Мистер DTM"

Каковы ваши гоночные планы на нынешний сезон?
БШ
: В этом году я уже провел две гонки – в Дубае и Батерсте. Обе сложились неудачно – в Эмиратах наш экипаж не финишировал, а в Австралии из-за проблем с тормозами мы стали только седьмыми. В этом году я точно выступлю на этапе серии Blancpain Endurance в Сильверстоуне, в "24 часах Спа" и 1000-километровом марафоне на Нюрбургринге. Также хотелось бы снова проехать суточную гонку в Абу-Даби.

Ваши ожидания от нынешнего сезона DTM?
БШ:
Я очень надеюсь, что в Mercedes смогут переломить ситуацию и оставить проблемы позади. Наши связи со штутгартской маркой по-прежнему очень тесны, поэтому я держу кулаки за их удачу. Рассчитываю, что себя проявят молодые пилоты концерна: Кристиан Фиторис, Роберт Уикенс, Паскаль Верляйн и Даниэль Хункаделья. С возвращением Пола ди Ресты в составе Mercedes появляется еще один сильный гонщик. Было бы здорово, если бы "Трехлучевая звезда" снова оказалась на вершине.

Что думаете о новобранце Mercedes и дебютанте DTM – Виталии Петрове?
БШ:
Многие бывшие пилоты Ф1 испытывали трудности при переходе в DTM. Но Виталий быстр и еще достаточно молод, чтобы суметь адаптироваться к этой сложной серии. Конечно, не стоит ждать от него чудес в первом сезоне, но именно дебютный год покажет, сможет ли он прогрессировать. Но я считаю, что он достаточно талантлив, чтобы в будущем добиться успешных результатов в DTM.

Спасибо большое, герр Шнайдер, что нашли время для беседы. Последний короткий вопрос: DTM – это…
БШ
: Лучшая "кузовная" серия в мире.

Прощальная гонка Бернда Шнайдера в DTM, Хоккенхайм, 2008 год
Прощальная гонка Бернда Шнайдера в DTM, Хоккенхайм, 2008 год

Беседовал Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru (Хоккенхайм-Москва)

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle