Головоломка о сокращении расходов в Формуле 1
Время неумолимо уходит, а путей снижения командами Ф1 своих затрат по-прежнему не видно. Дитер Ренкен анализирует крайне сложные и запутанные закулисные баталии бюджетной войны
Пока все с интересом следят за развитием событий в команде Mercedes на гоночных трассах, вопрос контроля за расходами продолжает преобладать в политической повестке дня Формулы 1, и этому процессу не видно ни конца, ни края.
Ситуация с затратами должна была разрешиться ещё в 2009-м году, когда тремя группами игроков – руководящим органом (FIA), держателем коммерческих прав (Formula One Management) и командами в лице FOTA - были приняты нормы договора Согласия на период 2010-2012 годов. Но тема денег всплывает каждый раз, стоит только двум или более руководителям команд оказаться в одном месте.
Прежний договор Согласия включал в себя пункт об обязательном принятии прописанных условий контроля затрат любым участником чемпионата, но в данный момент этих норм более не существует.
Нельзя назвать простым совпадением тот факт, что на пятничную пресс-конференцию в рамках Гран При Испании были приглашены представители Caterham, Force India, Marussia, Sauber и Scuderia Toro Rosso – команд, которые не только являются бесправными, не имея права голоса в Стратегической группе, но также не получают никаких дополнительных бонусов от FOM.
Представители четырёх из пяти команд на пресс-конференции в Барселоне были непреклонны в том вопросе, что бюджеты участников чемпионата должны подвергаться контролю, как это было оговорено ещё в январе, однако позже отменено Стратегической группой – в результате чего и появились предположения, что структура и деятельность данной группы идёт вразрез с положениями комиссии ЕС, о чем впервые заговорили полтора года назад.
"Отколовшейся" командой стала Toro Rosso – дочерняя структура Red Bull Racing, которая поддерживает политику своего финансового покровителя вне зависимости от обстоятельств, хотя и её руководитель Франц Тост временами делал заявления, противоречащие основной линии "старшего" коллектива.
Это подчеркивает, что обе команды производителя энергетических напитков протестуют лишь против прямого лимитирования бюджетов из-за сложности с контролем этого факта. В то же время они пытаются давить на FIA, чтобы вопрос урегулирования затрат решался не посредством ограничения, а при помощи спортивного и технического регламента.
Упомянутая "Независимая четвёрка" написала президенту FIA Жану Тодту письмо, в котором призвала руководящий орган придерживаться единогласно принятого 23 января решения о необходимости "в июне 2014-го представить на рассмотрение Совета перечень мер по снижению затрат и контролю расходов с целью их введения с января 2015-го" – это предложение было ратифицировано Всемирным советом FIA по спорту во время внеочередной встречи в Женеве.
Но параллельно "Большая шестёрка" проголосовала (законно ли?) за отмену согласованного "потолка" бюджетов, предложив собственный план развития Формулы 1.
Он включал в себя различные меры, направленные на улучшение зрелищности Больших Призов, как, например, использование низкопрофильной резины, внедрение активной подвески и специальной пластины под днищем, призванной высекать искры. Впоследствии Жан Тодт назвал такие предложения шуткой, а не реальными попытками сократить расходы.
После того, как в середине апреля Тодт получил письмо от участников Ф1, он дал задание независимым командам сформировать предложения по ограничению затрат доступным, понятным, и - самое главное – контролируемым способом.
Заместитель руководителя Force India Боб Фернли при участии представителей трёх других команд составил такой документ. Проект плана был представлен Тодту незадолго до Гран При Испании, а все заинтересованные стороны получили копии.
В конечном счете, FIA ведёт праведную войну, и французу хорошо известно, что эскалация расходов может разрушить серию в ранге чемпионата мира FIA. Но ему противостоят четыре команды (Red Bull Racing, Ferrari, McLaren и Mercedes) готовые на сумасшедшие расходы ради того, чтобы победить друг друга, а FOM подталкивает их к этому, имея собственный интерес сделать Ф1 ещё более зрелищной.
Француз твёрдо намерен сократить количество сотрудников команд до 400 человек. Для некоторых коллективов это 60% персонала: исполнительный директор Mercedes Тото Вольфф недавно признался коллеге из AUTOSPORT, что на базе в Брэкли занято 800 человек, а ещё 400 трудятся в подразделении, занимающимся двигателями в Бриксуорте. Босс также входящей в "Большую четвёрку" Ferrari – Марко Маттиаччи – в свою очередь говорил о "800 сотрудниках в Маранелло".
В конце концов, 1200 парней, обслуживающих две гоночные машины (а также обеспечивающие шесть автомобилей команд-клиентов "замороженными" двигателями) на протяжении лишь 19-ти уик-эндов в году – это, безусловно, перебор.
Тем не менее, в Red Bull Racing и Mercedes планируют ещё более наращивать свои ресурсы, так как в McLaren и Ferrari уже приняли решение увеличить расходы в погоне за конкурентами и победами.
В Уокинге уже приступили к конкретным действиям, пригласив в команду специалистов с громкими именами: Питера Продрому и гения (как полагают сами британцы) аэродинамики Дэна Фэллоуса из Red Bull, хотя переход последнего в настоящее время является предметом судебного разбирательства, так как в итоге Фэллоус в последний момент решил не менять место работы.
Поддерживаемая концерном FIAT Ferrari, как утверждают, демонстрирует устойчивый интерес к техническому руководителю RBR Эдриану Ньюи, который хотел бы дополнить своё славное резюме победой с алой машиной наряду с уже имеющимися триумфами в составе Williams и McLaren.
Босс Red Bull Racing Кристиан Хорнер настолько сильно переживает по поводу переманивания сотрудников другими командами, что предложил вести специальный персональный кадровый реестр для предотвращения этого процесса.
Если это так, то британец должен понимать, что такого рода нововведение идёт вразрез с нормами права ЕС и международным законодательством. Кроме всего прочего он и сам не раз открывал чековую книжку, чтобы переманить на Милтон-Кинс очередного высококлассного специалиста, многие из которых по сей день успешно работают там.
В конце концов, они же не были сотрудниками Jaguar Racing, когда компания Дитриха Матешица выкупила эту команду, проведя её реструктуризацию и ребрендинг…
В данный момент Формула 1 находится между молотом и наковальней: с одной стороны свою линию (при поддержке FOM) гнёт “Большая Шестёрка”, которая проголосовала за возвращение в Большие Призы былых и уже явно не отвечающих современным реалиям устоев.
C другой стороны – "Бесправная Четвёрка" пытается добиться сочувствия со стороны FIA и выступает за внедрение контроля за бюджетными средствами. STR? Эта команда стоит как бы особняком…
Кроме того, на особом положении пребывают Williams и Lotus, которые, хоть и заседают в Стратегической группе (первая благодаря своему историческому наследию, вторая по особому приглашению из-за недавних успешных результатов), но не имеют достаточных финансов, чтобы оказать серьёзное влияние на ход событий. В последнее время, правда, ситуация в Williams ощутимо улучшилась.
В идеале же обе команды хотели бы видеть в Ф1 некую форму контроля над тратами, но, по сути, они ничего не решают на уровне Стратегической группы (или же искусно ограждены от этого процесса).
Для того, чтобы выйти из тупика, Тодт назначил де-факто руководящего от лица FIA Формулой 1 Чарли Уайтинга председателем на заседании, состоявшемся в середине мая в отеле аэропорта Хитроу при участии всех команд - причем некоторые из них были представлены несколькими делегатами.
В результате после шестичасовой встречи (наверняка включавшей в себя шикарный обед) не было достигнуто никакого прогресса. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что впоследствии не появилось ни слова комментариев, а ведь обычно Формула 1 предельно громко трезвонит о хороших новостях. На самом деле, некоторые представители обеих лагерей раскритиковали встречу, а один джентльмен даже назвал её "пустой тратой времени и энергии".
Проблема Формулы 1 в том, что время на поиск решения стремительно тает. Её особая структура управления взывает к Стратегической Группе, чей статус в некоторых кругах считается неконституционным, чтобы та определяла рамки правил, которые, в свою очередь, попадают затем на рассмотрение Комиссии Формулы 1.
До 30 июня нормы должны быть приняты 70% голосов, после чего для их утверждения требуется единогласие всех участников чемпионата. Затем решения попадают на стол Всемирного совета по автоспорту, где и проходят ратификацию.
Но в Формуле 1 ничего не бывает так просто. Концепция контроля затрат (но не конкретные правила) была ратифицирована Советом еще 23 января в Женеве, и её нормы должны, таким образом, стать законом с 1 июля и вступить в силу 1 января 2015 года.
Тем не менее, позже Стратегическая группа проголосовали за отмену принятой концепции силой 12 голосов против шести - даже общими усилиями шесть представителей FIA не смогли противостоять шести командам и шести голосам FOM, которые и составили большинство.
Тем не менее (и в этом заключается главная загвоздка), заседание Комиссии Формулы 1 пока так и не объявлено. Если бы оно всё же состоялось до конца июня, и на этой встрече получили бы поддержку усилия Стратегической группы, то Всемирному совету по автоспорту не оставалось бы ничего иного, кроме как ратифицировать предложения до указанной даты.
Впрочем, Совет имеет право отклонить любые предложения решением большинства (составленного из сторонников FIA). Таким образом, в конечном счете, судьба контроля затрат зависит от воли президента и его ближайшего окружения.
Предположим, что Всемирный совет по автоспорту всё же примет решения внедрить контроль за расходами команд. Однако сейчас всё еще нет никакой конкретики, которую можно было бы внедрить в спортивный и технический регламенты 2015 года. А значит, в будущем необходимо провести ещё одно голосование на новом собрании Комиссии Формулы 1 и самого Совета.
Будет ли в таком случае указанное голосование совершенно новой процедурой, для проведения которой необходимо единодушное одобрение всех участников, или же этот процесс можно считать продолжением решений 23 января?
И что же дальше? Команды "Большой шестёрки" должны определиться с тем, имеет ли Стратегическая группа полномочия отменять решения, принятые на уровне Всемирного совета по автоспорту, и не противоречат ли действия органа нормам законодательства ЕС – данный вопрос впервые подняли в Барселоне и продолжили обсуждать в Монако.
В то же время, независимым командам также требуется определить свою позицию и подтвердить приверженность предложениям, направленным Тодту.
Закулисные политические битвы в Ф1 обещают быть не менее напряжёнными и увлекательными, чем сами гонки – особенно учитывая отсутствие времени у заинтересованных сторон и непрозрачность управленческих процессов.