Чего ожидать от возвращения Nissan на кольцо Сартэ?
![](https://autosport.com.ru/files/styles/896x504/public/feature/2014/06/02/nissan.jpg?itok=gJV6nA2D)
Весть о предстоящем возвращении марки Nissan в гонки на выносливость немало порадовала болельщиков – но Гэри Уоткинс полагает, что излишняя уверенность японцев в своих силах может сыграть с ними злую шутку
Во время сборов в Ле-Ман на тестовый день, открывающий программу традиционного суточного марафона, я чувствовал какой-то особенный душевный подъём, предвкушая возвращение на кольцо Сартэ одного из грандов в гонках спорткаров.
Эти строки увидели свет в конце мая нынешнего года, но, полагаю, ровно через 12 месяцев из-под моего пера могло бы выйти что-то очень похожее. В этом сезоне в топ-класс легендарного марафона вернется немецкая марка Porsche со своим новым прототипом 919 Hybrid, а следующий год будет отмечен восстановлением статус-кво среди стран-производителей в категории LMP1.
Вслед за Porsche, вдвое увеличившей представительство германских заводских команд в классе LMP1, на подмогу Toyota ворвется японская марка Nissan с автомобилем GT-R LM NISMO.
И хотя возвращение компании, в последний раз выступавшей в Ле-Мане в 1999 году, нельзя назвать столь же знаковым событием, все же это будет очень важной вехой в истории гонок на выносливость.
В свое время Nissan была на кольце Сартэ одним из главных игроков. Конечно, их выступлениям не всегда сопутствовал успех, но они всегда всерьез заявляли о своих намерениях и доказывали, что это были не пустые слова. За годы ведения репортажей из Ле-Мана мне особенно запомнились две гонки с участием машин японской марки. Одна состоялась в 1990 году - тогда на старт вышли сразу восемь автомобилей Nissan, - а вторая - семью годами позже, когда они вернулись с брендом TWR.
Японцы вполне могли одержать победу в 90-м. Тогда юный Марк Бланделл выдал невероятный квалификационный круг и завоевал поул, несмотря на заедающий клапан выпускного коллектора двигателя. Да, в итоге всё закончилось победным дублем Jaguar, и многие уже позабыли, что одна из машин Lola-Nissan Группы C на протяжении долгого времени возглавляла пелотон.
Но я уверен, что в самой команде об этом помнят. В нынешнем сезоне, спустя 24 года с момента выступления Nissan в Группе C под флагами американского коллектива NPTI, производитель из Страны восходящего солнца вернется на кольцо Сартэ с экспериментальной машиной ZEOD RC, произведенной на базе RML, которая примет участие в марафоне в рамках проекта "Гараж 56".
Если вспомнить гонку 1997 года, то и там они вполне могли выступить гораздо лучше. Модель R390 была довольно быстрой, вот только с надежностью у неё были явные проблемы.
А годом позже, когда японцам удалось избавить машину от постоянных поломок, новую "длиннохвостую" версию шасси нельзя было назвать особенно быстрой. Результатом тогда стал подиум.
Неоспоримым является факт, что в японской компании всегда ждали от выступлений в Ле-Мане гораздо большего, особенно с учетом бесчисленных миллионов йен, которые они на протяжении долгих лет тратили на свои гоночные проекты.
Все это значительно затрудняет понимание того, что сказал на недавней презентации проекта Nissan LMP1 в Лондоне вице-президент компании Энди Палмер. Для заводской команды заявление о том, что они планируют выиграть гонку в Ле-Мане уже через год после своего возвращения в топ-класс, выглядит довольно странно и самонадеянно - более того, это можно воспринять как неуважение к самой легендарной гонке и своим будущим соперникам.
Для примера, в компании Porsche со всеми ее прошлыми успехами на кольце Сартэ выбрали гораздо более скромный подход к возвращению на топ-уровень. Не было никаких громогласных заявлений по поводу перспектив их нового гибрида 919, а самым серьезным высказыванием руководителя направления LMP1 Фрица Энцингера можно считать обещание побороться за победу.
Энди же Палмер открыто заявил, что они выиграют в Ле-Мане. Я понимаю, что состав коллектива Nissan уже не тот, что был в 90-х (хотя в NISMO до сих пор работают несколько старожилов с тех времен), но Палмеру все же стоило более внимательно ознакомиться с историей прошлых выступлений команды. А если он это сделал, то его высказывания становятся еще более странными и неожиданными.
Я не говорю, что по возвращении в топ-класс гонок на выносливость команду Nissan непременно ждет череда неудач. Не исключено, что слова Палмера окажутся пророческими. Но все же такие смелые формулировки желательно оставлять для выступлений за закрытыми дверями на внутренних совещаниях.
Гонки спорткаров не прощают излишней самоуверенности, и, я полагаю, в Nissan на собственном примере ощутили это в прошлом. В 1990 году японцы выкупили место на постере гонки в Ле-Мане – просто потому, что до этого то же самое делали Jaguar в 1988-м и Mercedes с Sauber в 1989-м. Оба раза эти команды одержали победы в марафоне – японцами, вероятно, двигали или суеверия, или собственная самонадеянность.
Есть и еще одна интересная история - и я знаю о ней из достоверных источников - о производителе, который заранее изготовил чемпионские футболки накануне гонки в Ле-Мане. Забавно, что марка действительно одержала победу в гонке, но не тем экипажем и не на той машине, которая значилась на футболках. Более того, это была машина другого типа – а год попробуйте угадать сами.
Я действительно считаю, что в следующем году, вернувшись в категорию LMP1 чемпионата WEC, в Nissan все сделают верно.
Компания NISMO по-прежнему производит отличные двигатели, а потенциал разработок Бена Боулби в области шасси трудно переоценить - у этой команды есть все, чтобы по максимуму использовать новый регламент категории. К тому же, сегодня трудно представить лучшее место для строительства гоночных машин, чем производственные помещения All American Racers, принадлежащие ветерану Дэну Герни.
Кроме того, в Nissan отметили, что им предстоит еще много сделать на пути реализации проекта. Само объявление о возвращении марки в Ле-Ман не стало ни для кого неожиданностью, удивление вызвало лишь то, что машина уже находится в производстве и должна появиться на трассе в октябре. Годом ранее в это же время команда Audi находилась примерно на той же стадии разработки нового шасси, а Toyota чуть опаздывала.
У Nissan есть все необходимое, чтобы не затеряться в очень конкурентном классе LMP1, и мне действительно хотелось бы, чтобы они боролись за титул в сезоне-2016, но при этом все же есть ощущение, что заявлять о своих амбициях следует несколько более сдержанно.
Ле-Ман не прощает мелочей – и больнее всего наказывает за излишнюю самоуверенность…