А нужен ли Скудерии Эдриан Ньюи?
Несмотря на то, что ни одна команда не отказалась бы иметь в своих рядах технического специалиста уровня Эдриана Ньюи, Эд Стро полагает, что в Ferrari вполне могут обойтись собственными силами
В последнее время фигура Эдриана Ньюи в Формуле 1 воспринимается не иначе как панацея от всех болезней для любой из команд – наймите его, и машина тут же помчит к победам и титулам, увольте – и обречете коллектив на долгие и мучительные страдания.
У Ferrari нет Эдриана Ньюи. И, если верить словам нового руководителя Скудерии Марко Маттиаччи – да и самого британца тоже, – в ближайшем будущем подобное сотрудничество вряд ли возможно.
Эдриан, несомненно, обладает величайшим конструкторским мастерством в автоспорте, что ставит его в один ряд с гениями уровня Колина Чепмена. Конечно же, он мог бы усилить любую команду, но люди часто забывают о двух немаловажных моментах.
Во-первых, присутствие Ньюи в Red Bull Racing является лишь составляющей частью успеха команды. Чтобы использовать потенциал технического гения по максимуму, недостаточно лишь дать ему кульман, сесть в сторонке и ожидать чудес.
В Милтон-Кинсе Эдриану позволили создать собственный технический департамент и полностью настроить рабочие процессы с учетом своих предпочтений. Многие в паддоке могли бы переманить его большими деньгами, но вряд ли им удалось бы создать столь же гибкую систему для реализации гением своего таланта.
Во-вторых, что более важно, Эдриан не одинок - в Формуле 1 есть и другие технические специалисты высочайшего уровня, доказавшие свою квалификацию успешными проектами. И едва ли не лучший из них стоит на страже технического прогресса Скудерии.
В минувшем сентябре Джеймс Эллисон пришел в Ferrari на должность технического директора по работе с шасси. В свете недавних слухов о возможной смене Эдрианом места работы многие забывают, что главная проблема в Маранелло состоит отнюдь не в отсутствии технического лидера.
Когда Джеймс прибыл в Скудерию, основные решения по машине нового сезона уже были приняты. На вопрос о том, до какой степени он может считать шасси F14 T "своим", британец ответил, что на момент его появления в КБ три четверти пути по проектированию новой машины были уже пройдены. Так что нынешний алый автомобиль можно лишь с огромной натяжкой считать воплощением технического потенциала Эллисона.
Для Джеймса самым важным было постараться перестроить рабочие процессы внутри команды, функционирующей на порядок ниже своих возможностей.
Многим кажется, что изменить общую картину можно лишь несколькими короткими штрихами, но это просто смешно - как если бы вам потребовалось на полном ходу остановить многотонный грузовик.
В плане проявления результата Формула 1 достаточно инертна. Иногда решения, принятые сегодня, могут приносить плоды лишь по истечении нескольких лет. Вспомните Росса Брауна, в конце 2011 года производившего полную реконструкцию команды Mercedes - в частности, он пригласил в коллектив Альдо Косту и Джеффа Уиллиса.
В ту пору на вопрос о том, когда стоит ждать от его детища первых результатов, Росс ответил: «Первых - в 2013-м, а полностью команда раскроется годом позже». Как в воду глядел.
Исходя из этого, Эллисону может потребоваться несколько лет, чтобы внесённые им изменения в рабочий процесс и новые назначения - например, приглашение в команду бывшего главы отдела аэродинамики Lotus Дирка де Бира, - дали свои плоды.
Любому техническому директору требуется время, чтобы реализовать свой потенциал. Так почему же в Ferrari могут быть столь уверены в Джеймсе Эллисоне? Ну, во-первых, его биография во многом перекликается с биографией самого Ньюи. В 80-е годы, когда Эдриан был гоночным инженером, он специализировался на аэродинамике. Обычно технические директора являются выходцами либо из среды инженеров, либо "кудесников воздуха" - и Эллисон также принадлежит ко второй группе.
По задумке руководства Скудерии, недостаток знаний Джеймса в области инженерного дела должен компенсировать Пэт Фрай, переведенный в составе команды на пост главы инженерной группы. К чести Ferrari надо сказать, что они не стали списывать все промахи команды на Пэта, в течение двух с небольшим лет занимавшего роль технического директора. Он по-прежнему остается в коллективе на ведущей позиции. И по праву.
И хотя специфического опыта у Эллисона гораздо меньше, чем у Ньюи, 46-летний специалист все же провел в Больших Призах уже довольно приличное время. Начал он свою карьеру в 1989 году в команде Benetton в качестве молодого специалиста по аэродинамике, после чего два года возглавлял соответствующий отдел в команде Larrousse, которая в 1993-94 годах красила свои машины во все цвета радуги.
Через некоторое время после возвращения в Benetton Джеймс подписал соглашение с Ferrari, где и трудился с 1999-го по 2005-й. Позже он снова вернулся в родные пенаты, ставшие к тому времени заводской командой Renault. Так что опыта ему не занимать.
В Энстоуне Джеймс был назначен на пост технического директора в период больших перемен - после скандального Гран При Сингапура команду вынужденно покинули Флавио Бриаторе и Пэт Симондс, а вскоре у коллектива появился новый владелец - инвестиционная группа Genii Capital.
Таким образом, Джеймс непосредственно участвовал в этапе становления новой команды, которой всякий раз удавалось выступать лучше ожиданий, несмотря на определенную неуверенность в будущем.
Если не считать [памятного российским болельщикам] сезона-2011, когда Эллисон остановился на явно ошибочном варианте выхлопной системы (тогда команда начала сезон очень уверенно, но в какой-то момент темп разработок снизился - что, в частности, объяснялось проблемами с аэродинамической трубой), в остальном это был довольно успешный период.
И хотя машины Джеймса лишь дважды финишировали в гонках на первом месте, - оба раза отличился Кими Райкконен, одержавший победы в Абу-Даби в 2012 году и в Австралии годом позже, - он всегда держал знамя команды на высоком уровне.
Мало кто будет спорить, что лишь чемпионской дружине Red Bull Racing по силам спорить с Lotus в том, насколько реальность оказалась лучше ожиданий.
Неудивительно, что многие команды - а не только Ferrari - с большим удовольствием были рады видеть Джеймса своим сотрудником.
Вопрос лишь в том, сможет ли команда из Маранелло изменить внутреннюю структуру таким образом, чтобы по максимуму использовать потенциал Эллисона. Он принес с собой массу идей, к тому же, прослыл в паддоке настоящим работягой даже по меркам Ф1.
Так что на плечи Джеймса и Дирка де Бира ложится и задача повышения творческого потенциала внутри Ferrari, чем раньше команда похвастаться не могла.
Обнадеживает и то, что новый технический директор пользуется в Маранелло полной поддержкой и уже успел внести в организационную структуру, которую неплохо знает по прошлому периоду работы в команде, кое-какие изменения.
«Моя миссия заключается не в том, чтобы что-то сделать и забыть об этом, - сказал Эллисон в интервью AUTOSPORT в Монако. - Скорее здесь требуется что-то сделать и поддерживать это в рабочем состоянии, постоянно внося необходимые изменения.
Формула 1 не прощает самодовольства. С момента моего перехода произошли довольно серьезные изменения в плане организационной структуры команды, и процесс отнюдь не закончен. Когда станет ясно, куда мы двигаемся, изменения продолжатся.
Еще несколько месяцев назад я постарался заложить основные принципы рабочих процессов - и очень надеюсь, что в скором времени появятся первые плоды».
Надо отметить, что в Маранелло очень здраво смотрят на вещи и понимают, что для получения результатов потребуется определенное время. Также они осознают, что самым слабым местом машины на данном этапе является силовой агрегат - а в этой области технические директора вроде Ньюи и Эллисона практически ничем помочь не могут.
При этом у Ferrari есть все, чтобы в ближайшие годы доказать – успеха в Ф1 можно добиться и без подписания контракта с Эдрианом Ньюи. Конечно, гарантий тут никаких быть не может, но у Скудерии есть главное - надежда…